Слайд 1
Урок математики в 5 классе
Автор разработки:
учитель математики МАОУ СШ №10 г.Павлово
Галина
Анна Петровна
Ни одна наука так не укрепляет веру в силу человеческого разума, как математика.
Гуго Штейнгауз
Учебник: Математика 5 класс, в 2-х частях.
Авторы: Жохов В.И., Чесноков А.С, Виленкин Н.Я., Шварцбурд С.И.
Издательство: Мнемозина, 2019 г.
Сайт учителя математики: leonanuta.wix.com/s1987
Слайд 2Приветствую вас
на уроке математики
в 5 классе
Урок №21
30.09.19г.
Слайд 3 ДР №15 на 30.09.19
п.7, опр. учить
Стр.59, №288, №291
Материал в тетради разобрать.
Решить задачу №21 на смекалку:
№21. Из квадрата 9×9 вырезали центральную клетку и все угловые. Можно ли оставшуюся фигуру разрезать на фигурки вида ?
Разберите задачу №22
по ее решению
Слайд 4Разберите задачу №22
по ее решению
№22. Кузнечик прыгает по прямой, причём
в первый раз он прыгнул на 1 м в какую-то сторону, во второй раз - на 2 м в какую-то сторону, в третий раз - на 3 м, и так далее. Докажите, что через 2005 прыжков он не сможет оказаться там, где начинал.
Доказательство. Покрасим все точки прямой, расстояние от которых до начальной составляет чётное число метров в синий цвет, а те, до которых нечётное число метров - в красный цвет. Начальная точка - синяя. Тогда после первого прыжка кузнечик окажется в красной точке, после второго - тоже в красной. После третьего прыжка - в синей точке, после четвёртого - тоже в синей. И так далее. Прыжки разобьются на группы по четыре, из них два первых прыжка - по красным точкам, а два последних - по синим. 2004 прыжка - это как раз 501 группа прыжков. Поэтому после 2004 прыжка он окажется в синей точке, а после 2005 - в красной.
Слайд 5Решите задачу №21
на смекалку
№21. Из квадрата 9×9 вырезали центральную клетку
и все угловые. Можно ли оставшуюся фигуру разрезать на фигурки вида?
Решение: Нет. Раскрасим клетки квадрата в шахматном порядке. Тогда каждая фигурка будет занимать две белых и две чёрных клетки. А оставшаяся фигура содержит 36 белых и 40 чёрных клеток.
Ответ: нет
Слайд 6Проверка ДР № 15 на 30.09.19
Стр.59, №288
а) 38
б) 190
в) 8 099
г)
40 696
д) 2 098 765 433
е) 1 135 802 458
Слайд 7Проверка ДР № 15 на 30.09.19
Стр.59, №291
12 вагонов по 58 мест
Всего:
667 пассажиров
Осталось - ? свободных мест
12·58 – 667 = 29 (мест) – свободно
Ответ: 29 свободных мест
Слайд 8
Оцените ДР:
- все ответы верны и подробно записано решение
«5»
- все ответы верны и подробно записано решение, но допущены вычислительные ошибки «4»
- ответы верны, но решение либо неполное, либо его нет совсем «3»
-домашняя работа отсутствует- «2»
Слайд 9
Девиз урока
Успешного усвоения нового материала
«Математика
– это язык,
на котором говорят
все точные науки»
Н.И. Лобачевский
Слайд 11Цели урока:
Повторить свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы
-
Учить применять эти свойства при вычислениях
Слайд 12Устный счет
В школьном хоре
41 человек, 36 девочек,
а остальные мальчики.
Сколько мальчиков
в школьном хоре?
Слайд 14Устный счет
В первой книге 80 страниц, а во второй
на 26
страниц меньше.
Сколько страниц
во второй книге?
Слайд 16Устный счет
Одна бригада трактористов вспахала
39 га земли, что на 12
га больше, чем вторая.
Сколько гектаров земли вспахала вторая бригада?
Слайд 18Устный счет
В трех товарных составах 70 вагонов. В первом составе 23
вагона,
во втором 27 вагонов.
Сколько вагонов
в третьем составе?
Слайд 20Устный счет
В двух мешках 50 кг муки, во втором мешке 29
кг.
Сколько килограммов муки в первом мешке?
Слайд 22Устный счет
В школе 700 учащихся –
13 человек перешли в соседнюю
школу.
Сколько учащихся осталось?
Слайд 24Работа по теме урока
1.
13 – (7+2)
Слайд 25Работа по теме урока
1. Прочитайте выражение
13 – (7+2)
Слайд 26Работа по теме урока
1.Как можно вычесть сумму из числа?
13 – (7+2)
Слайд 27Работа по теме урока
1.Как можно вычесть сумму из числа?
13 – (7+2)
= 13 – 9 = 4
Слайд 28Работа по теме урока
1.Как можно вычесть сумму из числа?
13 – (7+2)
= 13 – 9 = 4
13–(7+2)=(13–7)–2=6–2=4
Слайд 29Работа по теме урока
1.Как можно вычесть сумму из числа?
13 – (7+2)
= 13 – 9 = 4
13–(7+2)=(13–7)–2=6–2=4
13–(7+2)=(13–2)–7=11–7=4
Слайд 30Работа по теме урока
1.Какую ошибку можно допустить при применении этого свойства?
13
– (7+2) = 13 – 9 = 4
13–(7+2)=(13–7)–2=6–2=4
13–(7+2)=(13–2)–7=11–7=4
Слайд 31Работа по теме урока
1. Помните! При вычитании суммы
из числа вычитаем
оба слагаемых!
13 – (7+2) = 13 – 9 = 4
13–(7+2)=(13–7)–2=6–2=4
13–(7+2)=(13–2)–7=11–7=4
Слайд 32Работа по теме урока
1. Прочитайте второе выражение
(13 + 7) – 2
Слайд 33Работа по теме урока
1. Как вычесть число из суммы?
(13 + 7)
– 2
Слайд 34Работа по теме урока
1. Обратите внимание, сколько чисел здесь надо вычесть?
(13
+ 7) – 2
Слайд 35Работа по теме урока
Обратите внимание, сколько чисел здесь надо вычесть?
(13+7)
– 2 = 20 – 2 =18
Слайд 36Работа по теме урока
Обратите внимание, сколько чисел здесь надо вычесть?
(13+7)
– 2 = 20 – 2 =18
(13+7)–2=(13-2)+7=11+7=18
Слайд 37Работа по теме урока
Обратите внимание, сколько чисел здесь надо вычесть?
(13+7)
– 2 = 20 – 2 =18
(13+7)–2=(13-2)+7=11+7=18
(13+7)–2=13+(7-2)=13+5=18
Слайд 38Работа по теме урока
Подумайте, всегда ли можно выполнить вычитание числа из
суммы тремя способами? Объясните.
(13+7) – 2 = 20 – 2 =18
(13+7)–2=(13-2)+7=11+7=18
(13+7)–2=13+(7-2)=13+5=18
Слайд 39Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
а)
(237+118) – 37 =
Слайд 40Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
а)
(237+118) – 37 =
=(237
– 37)+118=
Слайд 41Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
а)
(237+118) – 37 = =(237
– 37)+118=
= 200+118 = 318
Слайд 42Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
б)
(439+526) – 326=
Слайд 43Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
б)
(439+526) – 326=
= 439+(526–326)=
Слайд 44Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
б)
(439+526) – 326=
= 439+(526–326)=
= 439+200=639
Слайд 45Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
в)
729 – (513+129) =
Слайд 46Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
в)
729 – (513+129) =
=(729–129) –
513=
Слайд 47Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
в)
729 – (513+129) =
=(729–129) –
513=
=600 – 513= 87
Слайд 48Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
г)
637 – (337+256) =
Слайд 49Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
г)
637 – (337+256) =
=(637 –
337) –256 =
Слайд 50Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
г)
637 – (337+256) =
=(637 –
337) –256 =
=300 –256 = 44
Слайд 51Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
д)
928 + (524 – 428)
=
Слайд 52Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
д)
928 + (524 – 428)
=
=(928–428)+524=
Слайд 53Работа по теме урока
2. Решение с объяснением
д)
928 + (524 – 428)
=
=(928–428)+524=
=500 + 524= 1024
Слайд 54Работа по теме урока
3. Самостоятельная работа
Стр.55, №262 (а,б,г)
Слайд 55Работа по теме урока
3. Самостоятельная работа
Стр.55, №262 (а,б,г)
а) 750
б) 5321
г) 1620
Слайд 56Работа над задачей
Стр.55, №266 (письменно)
- Прочитайте задачу
Слайд 57Работа над задачей
Стр.55, №266 (письменно)
-Сколько дней работали рабочие?
Слайд 58Работа над задачей
Стр.55, №266 (письменно)
- Что сказано про каждый день?
Слайд 59Работа над задачей
Стр.55, №266 (письменно)
- Составьте план решения задачи
Слайд 60Работа над задачей
Стр.55, №266 (письменно)
I – 650 кг
II
- ? кг, на 230 кг <
III - ? кг, на 150 кг <
IV - ? кг, на 259 кг >
650 – 230=420(кг) – во 2 день
? кг
Слайд 61Работа над задачей
Стр.55, №266 (письменно)
I – 650 кг
II
- ? кг, на 230 кг <
III - ? кг, на 150 кг <
IV - ? кг, на 259 кг >
650 – 230=420(кг) – во 2 день
650 – 150=500(кг) – в 3 день
? кг
Слайд 62Работа над задачей
Стр.55, №266 (письменно)
I – 650 кг
II
- ? кг, на 230 кг <
III - ? кг, на 150 кг <
IV - ? кг, на 259 кг >
650 – 230=420(кг) – во 2 день
650 – 150=500(кг) – в 3 день
500+259=759(кг) – в 4 день
? кг
Слайд 63Работа над задачей
Стр.55, №266 (письменно)
I – 650 кг
II
- ? кг, на 230 кг <
III - ? кг, на 150 кг <
IV - ? кг, на 259 кг >
650 – 230=420(кг) – во 2 день
650 – 150=500(кг) – в 3 день
500+259=759(кг) – в 4 день
650+420+500+759=2329 (кг)-всего
Ответ: 2 329 кг
? кг
Слайд 64Итоги урока
Расскажите, как вычесть
сумму из числа.
Как вычесть число из суммы?
Слайд 68 ДР №16 на 01.10.19
п.7, опр. учить
Стр.59, №290, №292
Материал в тетради разобрать.
Решить задачу №23 на смекалку:
№23. После строительства дома осталось некоторое количество плиток. Их можно использовать для выкладывания прямоугольной площадки на участке рядом с домом. Если укладывать в ряд по 10 плиток, то для квадратной площадки плиток не хватает. При укладывании по 8 плиток в ряд остается один неполный ряд, а при укладывании по 9 — тоже остается неполный ряд, в котором на 6 плиток меньше, чем в неполном ряду при укладывании по 8. Сколько всего плиток осталось после строительства дома? Запишите решение и ответ.
Разберите задачу №24
по ее решению
Слайд 69Разберите задачу №24
по ее решению
№24. В одной коробке лежат два
белых шара, в другой — два черных, в третьей — один белый и один черный. На каждой коробке имеется рисунок, но он неправильно указывает содержимое коробки. Из какой коробки, не глядя, надо вынуть шар, чтобы можно было определить содержимое каждой коробки? Запишите решение и ответ.
Решение: Необходимо вынуть шары из коробки, на которой нарисованы белый+чёрный шары. Поскольку рисунок неправильно указывает содержимое коробки, то, доставая из коробки «белый+чёрный шар», например, белого цвета, получаем, что в данной коробке оба шара белого цвета. Следовательно, в той коробке, на которой нарисованы «белые шары», лежат чёрные шары. И, наконец, в коробке, на которой нарисованы «чёрные шары» лежат белый и чёрный. Аналогичные рассуждения проводятся, если из коробки «белый+чёрный шар» достали шар чёрного цвета.
Ответ: из коробки «белый+чёрный шар».
Слайд 70Самостоятельная работа
Стр.58, №285 (1,3)
Слайд 71Самостоятельная работа
Стр.58, №285 (1,3)
1)44 – 24· 18 : 36 = 32
24· 18=432
432 : 36 = 12
44 – 12 = 32
Слайд 72Самостоятельная работа
Стр.58, №285 (1,3)
3) (83 · 250 – 14918) : 54
= 108
83 · 250 = 20750
20750 – 14918 = 5832
5832 : 54 = 108