Слайд 1
Урок математики
в 6 “Б” классе
Учитель математики специализированной школы – интернат
для одаренных детей КазНУИ Атыгаева Б.Ж.
г. Астана
-0,09
-412,05
-0,49
-10
Слайд 2“Недостаточно овладеть премудростью,
Нужно так же уметь пользоваться ею”
Цицерон
Слайд 3
Ребята, я к вам так торопилась, волновалась, что забыла
тему урока. Помню только, что ключевые слова зашифрованы в кроссворде. Вы мне поможете? Разгадаем кроссворд.
Слайд 5
1. Знак математического действия.
Слайд 6
2. Число, показывающее положение точки на прямой.
Слайд 7
3. Назовите одним словом следующие числа: -1, - 2,5, - 100.
Слайд 8
4. Природный объект, взятый за начало отсчета при определении высоты того
или иного места.
Слайд 9
5. Два числа отличающиеся друг от друга только знаком называют...
Слайд 10
6. Какой знак нужно использовать, чтобы записать число, противоположное
числу а?
Слайд 11
7. На сколько единиц переместилась точка Р(4) если она попала в
точку К (-2)?
Слайд 13Расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А.
9.
Слайд 14
10. Поставьте знак в сравнении чисел: 2 и – 3
Слайд 16
12. Натуральные числа, противоположные им числа и ноль называют...
Слайд 19Сложение и вычитание
положительных и отрицательных чисел
Обобщающий урок по теме
Слайд 20Девиз урока:
“ Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий”
Слайд 21
“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”.
Александр Мордкович
Слайд 22Устный счет:
1.Сравните числа:
а) -58 и 145; б) 63,2
и -62,3;
в) -8,58 и8,5; г) -1\2 и -0,5
2.Вычислите:
-22 + 35 -3,7 + 2,8
1,5 + (-6,3) 8,2 + (-8,2)
22 – 27 -13 – 8
19– (-2) -27 – (-3)
-35 + (-9)
Слайд 24Понятие об отрицательных числах возникло в практике решения алгебраических уравнений.
После расширения
множества натуральных чисел до дробных стало возможным делить любое целое число на другое целое число (за исключением деления на нуль). Вычитать же целое число из другого целого числа, когда вычитаемое больше уменьшаемого, долгое время казалось невозможным. Однако при решении уравнений нередко приходилось производить вычитание большего числа из меньшего и сталкиваться таким образом с понятием отрицательного числа.
Слайд 25 Даже в VII в. в Индии положительные
числа толковались как имущество, а отрицательные как долг.
Слайд 26В древнем Китае были известны лишь правила сложения и вычитания положительных
и отрицательных чисел.
Слайд 28 Но… математики Древней Греции не
признавали отрицательных чисел, они не могли им дать конкретное истолкование. Лишь в работах Диофанта (III в. н. э.) встречаются преобразования, которые приводят к необходимости выполнения операций над отрицательными числами, и отрицательные числа начинают появляться в некоторых математических трудах.
Диофант Александрийский
(III век)
Слайд 29 Довольно широкое использование получили отрицательные
числа в работах индийских ученых. Так, например, в их трудах встречается решение уравнений, где данные и ответы – числа положительные, известные числа, а в промежуточных вычислениях получаются отрицательные числа. Положительные числа они называли настоящими, а отрицательные - ненастоящими, ложными.
Слайд 31Выполни задания, впиши ответы в таблицу и расположи полученные числа по
возрастанию.
I. Найти сумму -8 и 5 У
II. Найти сумму -12 и 5 Г
III. Найти сумму -100 и 100 П
IV. Найти модуль -38 А
V. Найти модуль суммы -10 и 5 Т
VI. Найти разность -13 и 7 А
VII. Найти разность 40 и 90 М
VIII. Найти разность -400 и 50 Б
IX. Найти сумму -25 и -34 А
X. Найти разность -120 и -20 Р
XI. Найти сумму 56 и -110 Х
Слайд 32
I. Найти сумму -8 и 5
У (-3)
II. Найти сумму -12 и 5 Г (-7)
III. Найти сумму -100 и 100 П (0)
IV. Найти модуль -38 А (38)
V. Найти модуль суммы -10 и 5 Т (5)
VI. Найти разность -13 и 7 А (-20)
VII. Найти разность 40 и 90 М (-50)
VIII. Найти разность -400 и 50 Б (-450)
IX. Найти сумму -25 и -34 А (-59)
X. Найти разность -120 и -20 Р (-100)
XI. Найти сумму 56 и -110 Х (-54)
Слайд 34Индийский математик Брахмагупта, который жил в VII в. один из первых
стал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа этот математик представлял как «имущество», а отрицательные числа – как «долги». Вот правила сложения и вычитания, изложенные индийским математиком Брахмагуптой:
Слайд 36Выполнить сложение и вычитание чисел с разными знаками
- 6,1 + 6,1
+ 0 =
15 – 20 =
- 25 – (- 5) =
- 102,08 – 0 =
- 379 + 948 =
- 0,81 + 0,66 =
- 7,6 + 19,2 =
- 2,6 – (- 1,4) =
3,2 – 6,28 =
- 1408,7 + 408 =
-817 + 817 =
- 13,25 – 11,05 =
Слайд 37Ответы:
- 6,1 + 6,1 + 0 =0
15 – 20 = -5
-
25 – (- 5) = - 20
- 102,08 – 0 =-102,08
- 379 + 948 =569
- 0,81 + 0,66 =0,15
- 7,6 + 19,2 = 11,6
- 2,6 – (- 1,4) =- 1,2
3,2 – 6,28 =-3,08
- 1408,7 + 408 =1000,7
-817 + 817 = 0
- 13,25 – 11,05 =-24,3
Слайд 39Решите уравнения:
1) х + 1,2 = -0,17
2) 14 – х =
-28
3) х – 9 = – 3,1
4) -2,1 – х = -2
Слайд 40Ответы:
1) х = -1,37
2) х = 42
3) х = 5,9
4)
Слайд 42
1-е задание: Заполните пропуски
1) -14 + …
= -37
2) -4,8 + … = -8,6
3) -2,13 + … = -17
4) -3,8 + … = -4,08
2-е задание: Найдите ошибки в вычислениях
1) 25+ (-17) = -8
2) -30,5 – 12,6 = 43,1
3) 15, 73 – 20,5 = 4,77
Слайд 43
1-е задание:
1) -14 + (-23) = -37
2) -4,8 + (-3,8) = -8,6
3) -2,13 + (-14,87) = -17
4) -3,8 + (-1) = -4,8
2-е задание:
1) 25+ (-17) = -8 (8)
2) -30,5 – 12,6 = - 43,1
3) 15, 73 – 20,5 = - 4,77
Слайд 44 Игра: Учитель называет числа, ученики должны правильно среагировать. Если названо:
положительное
число – ученик сидит;
отрицательное число – ученик встаёт;
положительная дробь – ученик должен встать и хлопнуть в ладоши;
отрицательная дробь – ученик должен сесть и хлопнуть в ладоши.
Слайд 46
1-е задание:
Найти значение алгебраической суммы
(-18) + 48 – 34
– (– 18) + 35 –28 =
30,5 – 12,4 + (-7,5) – 30,5 + 19,9 =
2-е задание:
Замените звездочки знаками “+” или “ – ” так, чтобы получились верные равенства:
1) -6,1 * (-2,3 ) * 3,8 = 0
2) 3,9 * 7,4 * (-9,3) = -12,8
Слайд 47
1-е задание:
Найти значение алгебраической суммы
(-18) + 48 – 34
– (– 18) + 35 –28 = 21
30,5 – 12,4 + (-7,5) – 30,5 + 19,9 =
2-е задание:
Замените звездочки знаками “+” или “ – ” так, чтобы получились верные равенства:
1) -6,1 - (-2,3 ) + 3,8 = 0
2) 3,9 - 7,4 + (-9,3) = -12,8
Слайд 49
-29 + 50 =
А) 79 Б) 21
В) -21
-4,3 + 7,5 =
А) 11,8 Б) -3,2 В) 3,2
-1,8 – (-9,5) =
А) 7,7 Б) 10,3 В) -8,7
Выполните действия:
Слайд 50Решите уравнение.
3,8 + х =
- 2,7
А) -6,5 Б) -1,1 В) 0
Слайд 51Вычислите:
- 11,9 + (-6,7 +11,9)
А) 6,7
Б) 5,6 В) -6,7
- 9,1 – (7,6 – 9,1)
А) 7,6 Б) -6,7 В) -7,6
3.
4.
5.
6.
Проверьте себя.
А
В
Б
А
В
Б
А
В
Б
А
В
Б
А
В
Б
А
В
Б
Слайд 53
Критерии оценок:
6 - «5»;
5 - «4»;
4 - «3»;
3 -
«2».
Слайд 54Задание на дом:
Наше путешествие подошло к своему завершению, но
с планетами мы не прощаемся, и домашнее задание вам будет подготовить задания для планеты “Любознательность”.
повторить правила; выполнить №531(1-3), 540 .
Слайд 55 Наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы хорошо потрудились.
И каждый из вас оценит свой труд сам. У вас на парте две звездочки разного цвета: желтая звезда означает, что тема “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел” вами полностью усвоена, а зеленая звезда – что есть вопросы в данной теме, на которые следует обратить внимание. Сейчас вы создадите свой звездный небосвод. Каждый из вас крепит на небосвод звезду того цвета, которую считает он заслужил.
Итог урока.
Слайд 56Остановка «Сам себе режиссер»:
Критерии оценок:
«5» -выполнены верно все
задания;
«4»- выполнены верно любые два задания;
«3»- выполнено верно любое одно задание
Слайд 57Есть, науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете,
конечно.
Для развития ума предназначена она –
Математика.
Это было, это будет, это вечно!
Молодцы!