Слайд 2ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российские школьники уступают своим сверстникам во многих странах мира:
в умении работать с информацией;
в умении решать практические, социально-
и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
в умении «увязывать» свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний.
Слайд 3ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает:
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить
как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 4Действие
Действие — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании
и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния
Действие — процесс взаимодействия с каким–либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель
Действие - это такой процесс, мотив которого (т. е. то, ради чего оно совершается), не совпадает с его предметом (т. е. с тем, на что оно направлено).
Слайд 5Учебное действие
«учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение
обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» (Д.Б. Эльконин )
Слайд 6УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
– действие, направленное на решение учебной задачи, а также поэтапные
или частные действия, соответствующие отдельным этапам решения учебной задачи.
В состав частных У. д. входят:
1 принятие или самостоятельная постановка учебной задачи.
2 преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета.
3 моделирование выделенного отношения в предметной, графической или символической форме
4 преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в чистом виде.
5 построение системы частных задач, решаемых общим способом.
6 контроль за выполнением предыдущих действий.
7 оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.
Слайд 7УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ :
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Слайд 8 Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в
основу построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД .
Развитие УУД решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.
Слайд 9 Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые,
в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Слайд 10Функции УУД
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 11Виды УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 12Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Слайд 13Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
действие смыслообразования,
т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 14Критериями сформированности универсального действия нравственно-этического оценивания являются:
структура ценностного сознания;
уровень
развития морального сознания;
присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Слайд 15Регулятивные УУД
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
Обеспечивают учащимся организацию их
учебной деятельности
Слайд 16Регулятивные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Слайд 17Познавательные УУД
Общеучебные (включая знаково-символические)
Логические
Постановка и решение проблем
Слайд 18Познавательные УУД.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение
необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Общеучебные
Слайд 19Познавательные УУД.
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Общеучебные
Слайд 20Познавательные УУД.
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Общеучебные
Слайд 21Познавательные УУД.
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств
/ различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
анализ- выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
Логические
Слайд 22Познавательные УУД.
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного
признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
вывод следствий;
установление аналогий.
Логические
Слайд 23Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции
других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 24Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 26Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 27Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 28Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 29Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 30Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 31Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 53поиск и выделение необходимой информации
Слайд 54поиск и выделение необходимой информации
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий
Слайд 55поиск и выделение необходимой информации
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий
определение основной и второстепенной информации
Слайд 56поиск и выделение необходимой информации
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий
определение основной и второстепенной информации
Познавательные УУД
Слайд 58СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 59СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ
регулятивные УУД
Слайд 60СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ
регулятивные УУД
действие со знаково-символическими средствами
Слайд 61СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ
регулятивные УУД
действие со знаково-символическими средствами
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
(ОБЩЕУЧЕБНЫЕ)
Слайд 64КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ СЛИЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА С ЗАДАННЫМ ЭТАЛОНОМ С ЦЕЛЬЮ ОБНАРУЖЕНИЯ
ОТКЛОНЕНИЙ И ОТЛИЧИЙ ОТ ЭТАЛОНА
Слайд 65КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ СЛИЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА С ЗАДАННЫМ ЭТАЛОНОМ С ЦЕЛЬЮ ОБНАРУЖЕНИЯ
ОТКЛОНЕНИЙ И ОТЛИЧИЙ ОТ ЭТАЛОНА
регулятивные УУД
Слайд 66 Ученик твоего класса решил эту задачу другим способом. Рассмотри этот
способ.
Слайд 67 Ученик твоего класса решил эту задачу другим способом. Рассмотри этот
способ.
Слайд 68 Проанализируй: верно ли решена задача? Поясни свой ответ.
Слайд 69 Проанализируй: верно ли решена задача? Поясни свой ответ.
УМЕНИЕ С
ДОСТАТОЧНО ПОЛНОТОЙ И ТОЧНОСТЬЮ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ И УСЛОВИЯМИ КОММУНИКАЦИИ
Слайд 70 Проанализируй: верно ли решена задача? Поясни свой ответ.
УМЕНИЕ С
ДОСТАТОЧНО ПОЛНОТОЙ И ТОЧНОСТЬЮ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ И УСЛОВИЯМИ КОММУНИКАЦИИ
КОРРЕКЦИЯ, ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ПАРТНЕРА
Слайд 71 Проанализируй: верно ли решена задача? Поясни свой ответ.
УМЕНИЕ С
ДОСТАТОЧНО ПОЛНОТОЙ И ТОЧНОСТЬЮ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ И УСЛОВИЯМИ КОММУНИКАЦИИ
КОРРЕКЦИЯ, ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ПАРТНЕРА
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Слайд 72 Придумай аналогичную задачу с тремя монетами.
Решение придуманной задачи покажи учителю.
Реши
эту задачу сам и предложи решить друзьям.
Задай вопросы.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УЧИТЕЛЕМ И СВЕРСТНИКАМИ
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЕРА – КОНТРОЛЬ, КОРРЕКЦИЯ, ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ПАРТНЕРА