Слайд 1
Автор работы: Тимохина Ирина Юрьевна
ученица 5 «б» класса, МБОУ СОШ им.
А.И. Крушанова
Руководитель: Чистякова Елена Павловна
учитель математики
с.Михайловка 2017
Сказки в которых фигурируют числа
1- выяснить, какие числа живут в сказках; 2 - найти сказки, в которых фигурируют числа и математически решаются жизненные задачи.
Задачи: 1- собрать сведения о числах в сказках, анализируя литературные источники, 2- найти примеры употребления чисел в русских народных сказках, 3- проанализировать частотность употребления чисел в данных произведениях.
Метод исследования: анализ сказок и специальной литературы по теме.
Слайд 3Что такое сказка?
Русская народная сказка – это русский фольклор, сложившийся ещё
до появления литературы. Сфера его передачи была исключительно устная, с отражением основ мировоззрения, мудрости, ценностей, верований, ритуалов и традиций. Они передают знания о мире в зашифрованной форме. Каждое число, образ, герой – это особый символ сказки, особый код, помогающий подобраться к разгадке глубокого смысла сказочного произведения.
Слайд 4Число – основное понятие в математике
Слайд 5История появления чисел
«ОДИН» - начало
«ДВА» -парность, четность
«ТРИ» и более - множество
Слайд 6«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю.
Через 3 дня царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им Царевной Лебедью.
3 раза Лебедь превращала князя в насекомое.
Три раза выручает Царевна Лебедь царевича, подарив ему чудеса:
«И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.»
Пожелав жениться на царевне, был готов
«За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель».
Превращённый в насекомое три раза ужалил царевич трёх злодеек-обидчиц.
Слайд 7Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях
Три раза обращается к своему
зеркалу злая царевна: «Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна».
«Семь богатырей, семь румяных усачей».
В приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов».
После смерти царевны богатыри «гроб её к шести столбам на цепях чугунных там осторожно привинтили и решёткой оградили».
Слайд 8
Сказки из книги «Добрая Математика»
«О чём мечтает цифра Два»
Слайд 9Математические задачи
в литературных произведениях
Г.Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева»
Автор сказки «Снежная королева», говоря о снежинках, восторгался их красотой и правильностью формы: «Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Чудо что такое! — Видишь, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!»
ВОПРОС: Какую ошибку допустил в этом описании знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен?
РЕШЕНИЕ: Андерсен, конечно, был прав, сравнив снежинку с роскошным цветком и отметив правильность и точность ее линий. Но ошибся, сказав, что она похожа на десятиугольную звезду. Снежинка представляет собой ледяной кристалл в форме шестилучевой звездочки. Ее совершенный внешний вид подчинен строгим законам симметрии и является следствием внутреннего строения. В данном случае мы имеем дело с поворотной симметрией шестого порядка.
Слайд 10Л.Н. Толстой. Рассказ «Много ли человеку земли нужно?»
«Только брызнуло из-за края
солнце, вскинул Пахом скребку на плечо и пошел в степь. Отошел с версту, остановился, вырыл ямку. Пошел дальше. Отошел еще, вырыл еще другую ямку. Верст 5 прошел. Взглянул на солнышко, - уже время об завтраке. «Одна упряжка прошла, - думает Пахом. – А их четыре во дню, рано еще заворачивать. Дай пройду еще верст пяток, тогда влево загибать начну». Пошел еще напрямик. «Ну, - думает, в эту сторону довольно забрал; надо загибать». Остановился, вырыл ямку побольше и загнул круто влево. Прошел еще и по этой стороне много; загнул второй угол. «Ну, - думает, - длинны стороны взял, надо эту покороче взять». Пошел третью сторону. Посмотрел на солнце, - уж оно к полднику подходит, а по третьей стороне всего версты две прошел. И до места все те же верст 15. «Нет, - думает, - хоть кривая дача будет, а надо прямиком поспевать.» Вырыл Пахом поскорее ямку и повернул прямиком к шихану. Наддал из последних сил Пахом, надулся, взбежал на шихан. Видит – шапка. Подкосились ноги, и упал он наперед руками, до шапки достал».
Можно ли установить по данным, рассеянным в этом рассказе, сколько примерно десятин земли обошел Пахом?
Решение:
a + b = 15 верст
5 + 5 = 10 верст
a = 10 – 2 = 8 верст
b = 15 – 8 = 7 верст
x = b = k = 7 верст, т.к. прямоугольник SABCD = (AD+CB)BA=42 кв. версты
42 кв. версты=10500000кв. саженей
10500000кв. саженей=4375десятины
Ответ: 4375десятины
Таким образом, по данным, рассеянным в этом рассказе, можно установить, что Пахом обошёл участок, площадь которого 4375 десятины.
Слайд 11Сказка про цифру Семь
автор Тимохина Ирина
Слайд 12Заключение
Русская народная традиция тяготеет больше к слову,
нежели к числу. Тем не менее, литература пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду, и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.
Я пришла к выводу, что числительные играют в русских народных сказках немаловажную роль и изучение их функций, истории помогает почувствовать красоту текста, его смысловую наполненность.
В данной работе я исследовала роль чисел в русских народных сказках, историю чисел, их символику, остановились на частотности их употребления.
Эта работа научила меня исследовать художественное произведение, привила навыки анализа, сопоставления, систематизации, оформления выбранного материала.
И русские народные, и авторские сказки, - все они поучительные, несут в себе что-то таинственное, волшебное, загадочное. Читая их, понимаешь, что в них отражается душа русского человека, уклад жизни, его вера, суеверия…
В наших сказках детям рассказывают доступным языком о том, что хорошо, а что плохо. Учат, как правильно нужно жить, как относиться к людям.
Также сказки, как и все иные литературные произведения, помогают лучше понять различные математические свойства и правила:
Трехмерность пространства - высота, ширина, длина.
С числом 3 связан треугольник, первая геометрическая фигура.