Слайд 1Бондаренко Наталья Михайловна-
учитель начальных классов
Технологии применения
личностно-ориентированного подхода
на уроках математики.
Слайд 3
* раскрытие личности ребенка, его талантов,
* развитие способности к самообучению и
коллективной работе,
* формирование ответственности за свои поступки,
* создание дружелюбной среды на уроке и во внеурочное время.
Главные цели новых ФГОС
Слайд 4
развивающего, личностно- ориентированного обучения,
уровневой дифференциации,
проектной и исследовательской деятельности,
информационно-коммуникационным,
коллективного обучения,
модульного обучения.
Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям :
Слайд 5 Цели
личностно-
ориентированного обучения на уроке математики
* Развитие личности ученика, стремления к саморазвитию, самоопределению, к выбору индивидуальной траектории обучения.
* Формирование интереса к собственному «я»: кто я на самом деле, могу ли я быть успешным в математике.
* Познание себя как субъекта математической учебной деятельности: самостоятельный выбор учебных целей, задач и форм учебной работы, проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.
личностно - ориентированного подхода
*Ребенок учится только через действие
* Ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности
*Ребенок осваивает мир в целостном восприятии
* Ребенок учится от другого ученика так же, как и от учителя на уроке
*Ребенок успешен в учении, когда ему психологически комфортно, когда его поддерживают и вдохновляют,
когда его родители активно участвуют в школьной жизни.
Слайд 8
Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как
уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.
Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей. Поэтому, учителям, надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат.
Слайд 9 Одна из важнейших задач начального образования – это
создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения, т.е. учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.
Слайд 10
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие
способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников. Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике. В моей работе под термином “личностно-ориентированный подход в обучении” понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
Слайд 11
Личностно-ориентированное обучение –это:
1. Признание учителем приоритета личности перед коллективом.
2.
Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других.
3. Признание учителем, того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя.
4.Отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других.
5. Признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией.
6. Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …
7. Понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам.
8.Задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию.
Слайд 12
При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными
партнерами по учебному общению. Младший школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
Слайд 13
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать
подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Слайд 14 Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика
в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха.
Слайд 15
Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:
Мотивационно-целевой этап,
который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.
Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.
Слайд 16
В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:
Репродуктивный -
Алгоритмический Творческий
1 уровень 2 уровень 3 уровень
и дополнительное задание
Слайд 17
АКТУАЛЬНОСТЬ:
личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей
образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей;
учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Использование личностно ориентированного подхода в преподавании математики даёт определенные результаты: повышается качество знаний, интерес учащихся к математике. Но, наряду с успехами, остались и проблемы, требующие решения. К таким проблемам можно отнести недостаточное количество дидактического материала, соответствующего концепции личностно ориентированного обучения.
Слайд 18
Личностно ориентированное обучение направлено на воспитание
каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.