Презентация, доклад на тему Старинные русские меры длины

Содержание

Введение Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.

Слайд 1«Старинные русские меры длины»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 10

г. Павлово.

Исследовательская работа

Выполнил:
ученик 5 в класса ,
Киселев Владислав
Научный руководитель:
учитель математики,
Лобанова Н.О.

«Старинные  русские меры длины»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 10 г. Павлово.Исследовательская работаВыполнил: ученик 5

Слайд 2Введение
Многие единицы длины, которыми пользовались

наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.
Читая литературные произведения, мы не раз сталкиваемся со старинными мерами длины. Понимание этих мер всегда вызывает трудности.
Мне стало интересно, какие меры длины существовали на Руси, и необходимо ли знание старинных мер в современной школе? Как и где встречаются эти меры в русском фольклоре и в жизни.



Введение      Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных

Слайд 3Актуальность

Актуальность данной темы связана непосредственно с расширением

кругозора, необходимостью в изучении истории своей страны, умением практического применения старинных русских мер длины в повседневной жизни людей.




Актуальность    Актуальность данной темы связана непосредственно с расширением кругозора, необходимостью в изучении истории своей

Слайд 4

Задания с применением старинных единиц измерения есть в школьных

учебниках.
Старинные единицы измерения встречаются на ЕГЭ.
Данную работу можно использовать как дидактический материал к урокам.


Практическая значимость


Задания с применением старинных единиц измерения есть в школьных учебниках. Старинные единицы измерения встречаются на

Слайд 5

Старинные меры длины утратили свою значимость и не могут

быть использованы в настоящее время, так как имеют большие погрешности при измерении.
Помогают понимать историю своей страны, язык математики и литературы.

Гипотеза


Старинные меры длины утратили свою значимость и не могут быть использованы в настоящее время, так

Слайд 6 Объект исследования – старинные русские меры длины.

Предмет исследования: использование старинных единиц измерения длины в пословицах, поговорках, художественных произведениях, сказках, математических задачах.
Методы исследования: частично-поисковый, исследовательский, практический, аналитический, наглядный, статистический.

Объект исследования – старинные русские меры длины.  Предмет исследования: использование старинных единиц измерения

Слайд 7 Цель исследования:
Познакомиться со старинными мерами длины, сравнить их

с новой измерительной системой.
Проследить отражение этих мер в устном народном творчестве.
Выявить ширину использования старинных русских мер в математических задачах.


Цель исследования: Познакомиться со старинными мерами длины, сравнить их с новой измерительной системой.Проследить отражение этих

Слайд 8 Задачи исследования:

Изучить литературу и источники интернета для ознакомления

со старинными мерами длины.
Найти примеры старинных мер длины в произведениях русских поэтов и писателей, в пословицах и поговорках, в сказках.
Подготовить сборник старинных математических задач по теме.
Решить некоторые математические задачи со старинными мерами длины.
Составить тест и ребусы по данной теме.
Провести практические исследования с применением старинных русских мер длины в современных условиях.
Провести анкетирование с целью знаний старинных мер длины.


Задачи исследования: Изучить литературу и источники интернета для ознакомления со старинными мерами длины.Найти примеры старинных

Слайд 9 Меры длины, применяемые на Руси
Рассмотрим наиболее распространённые старинные меры:
пядь, локоть, сажень,

верста, вершок, аршин, фут, дюйм, линия, перст, ладонь, шаг.



Меры длины,  применяемые на Руси Рассмотрим наиболее распространённые старинные меры:пядь, локоть, сажень, верста, вершок, аршин,

Слайд 10 Меры длины в Древней Руси
Пядь - это расстояние между вытянутыми пальцами

руки. От древнерусского слова «пясть» - кулак или «пять» - кисть руки.
Пядь малая - расстояние между концами растянутого большого и указательного пальцев, примерно 19 см.
Пядь великая - расстояние между концами большого пальца и мизинца, примерно 23 см.


Меры длины в Древней Руси Пядь - это расстояние между вытянутыми пальцами руки. От древнерусского

Слайд 11Локоть
Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже

в 11 веке. Применяется в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи, ткани или пеньковой веревки (такую продукцию наматывали на локоть). В розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой.
Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Эта длина колебалась от 38 до 46 см.





Локоть   Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. Применяется в крестьянском

Слайд 12Сажень

Сажень – название от слова «сягать»

(досягать), то есть доставать до чего-либо. Различали три основных и часто используемых вида сажени: простая, маховая и косая. Простая сажень – расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека, равнялась примерно 152 см.
Маховая сажень – расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста, равнялась примерно 176 см.
Косая сажень - расстояние по диагонали от первого пальца левой (правой) ноги стоящего человека до концевой фаланги среднего пальца поднятой вверх правой (левой) руки, равнялась примерно 216 см.



Сажень     Сажень – название от слова «сягать» (досягать), то есть доставать до чего-либо.

Слайд 13Меры длины в Древней Руси (XI в - первая половина XV

в)

Верста - «вертеть». Расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 м.
Межевая верста – существовала для определения расстояния между населёнными пунктами и для межевания (от слова межа - граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей или 2,13 км.
Позднее, при Петре I, была введена верста в 500 саженей - на таком расстоянии друг от друга ставили вдоль дорог столбы. В начале XIX в. вдоль основных дорог России появились чёрно - белые полосатые столбы. Отсюда название - столбовая дорога.


Меры длины в Древней Руси  (XI в - первая половина XV в)   Верста -

Слайд 14Меры длины в Московском государстве (XV-XVII вв.)
Вершок -

старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего) или длине верхней части указательного пальца. Длина вершка составляет примерно 4,4 см. Наименование «вершок» происходит от слова «верх».
Аршин - это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.
Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять.


Меры длины в Московском государстве  (XV-XVII вв.)   Вершок - старинная русская мера длины, равная

Слайд 15Меры длины в России (XVIII-XIX вв)
Фут - это

длина ступни среднего англичанина. 16 англичан выстраивались в цепочку таким образом, что каждый следующий касался концами пальцев своих ног пяток предыдущего. Одна шестнадцатая такой цепочки и составлял один фут.

Дюйм - название происходит от голландского - ''большой палец''. Равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса.


Меры длины в России (XVIII-XIX вв)    Фут - это длина ступни среднего англичанина. 16

Слайд 16 Ладонь – это ширина кисти, 1/6 локтя (локоть шестиладонный). Применялась

для измерения маленьких расстояний.

Шаг – это расстояние между носками или пятками шагающего человека.
Средняя длина человеческого шага 71 см. Существует даже специальный прибор «шагомер», похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

Линия - 1/10 дюйма, ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 мм. Эта мера использовалась для измерения горловины в стеклянной части керосиновой лампы. Этой единицей обозначают и калибр, т.е. диаметр канала в стволе огнестрельного оружия.

Ладонь – это ширина кисти, 1/6 локтя (локоть шестиладонный). Применялась для измерения маленьких расстояний.  Шаг

Слайд 17Перст
Перст - старинное название пальца, причём сначала так

называли именно указательный палец.
Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см.
От этой меры длины происходит анатомический термин: «двенадцатиперстная кишка».
Длина этого органа 24-25 см
(2 см · 12 перст = 24 см).


Перст   Перст - старинное название пальца, причём сначала так называли именно указательный палец.

Слайд 18 Таблица старинных русских мер длины

Таблица  старинных русских мер длины

Слайд 19 Старинные меры в пословицах и поговорках

Современное общество не только по-прежнему встречается со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их в своей речи, в непринужденной беседе или по прямому назначению.
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа.
Я выбрал только те, которые касаются старинных русских мер и решил дать толкование некоторым из них.


Старинные меры    в пословицах и поговорках   Современное общество не

Слайд 20 Толкование пословиц и поговорок

Толкование пословиц и поговорок

Слайд 21 Толкование пословиц и поговорок

Толкование пословиц и поговорок

Слайд 22 Переносные значения мер длины

Переносные значения мер длины

Слайд 23Старинные меры в художественных произведениях

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
«Это был, в самом

деле, большой  тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали… «Дюймовочка».



Дюйм = 2 см 5 мм – это ширина большого пальца.
Это и есть рост Дюймовочки.

После прочтения сказок, стало интересно, что означают новые слова, как выглядят сказочные герои на самом деле.

Старинные меры  в художественных произведенияхГ.Х. Андерсен «Дюймовочка» «Это был, в самом деле, большой  тюльпан, но в

Слайд 24Старинные меры в художественных произведениях

П.П.Ершов
«Конек Горбунок»
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На

спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Вершок – длина равна ширине 2 пальцев руки, 4 см · 3 = 12 см.
Аршин – 71 см – длина вытянутой руки от плеча до конца среднего пальца.

Старинные меры  в художественных произведенияхП.П.Ершов«Конек Горбунок»Да игрушечку-конькаРостом только в три вершка,На спине с двумя горбамиДа с

Слайд 25Старинные меры в художественных произведениях

Н.А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»

Вижу один островок

небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минуты вода подбиралась
К бедным зверькам;
уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Старинные меры  в художественных произведенияхН.А. Некрасов«Дедушка Мазай и зайцы»Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем

Слайд 26Старинные задачи
1. Покупка сукна: некто купил три четверти аршина

сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?
Решение: ¾ аршина стоят 3 алтына, то ¼ аршина стоит 1 алтын, значит 1 аршин стоит 4 алтына, тогда
100 аршин стоят 400 алтын.
Ответ: 400 алтын.


Приведу примеры некоторых задач из подготовленного сборника

Старинные задачи  1. Покупка сукна: некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3

Слайд 27Старинные задачи
1)
500 : 2 =
250 (саженей) – пробегает заяц за 1

минуту.

2)

1300 : 5 =

260 (саженей) – пробегает собака за 1 минуту.

3)

260 – 250 =

10 (саженей/мин) – скорость сближения.

4)

150 : 10 =

15 (минут) – за такое время собака догонит зайца.

Ответ:

за 15 минут.


2. Собака и заяц: Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?
Решение:









Старинные задачи1)500 : 2 =250 (саженей) – пробегает заяц за 1 минуту.2)1300 : 5 =260 (саженей) –

Слайд 28Задачи из ЕГЭ со старинными мерами длины
1. Рост Джона 6

футов 1 дюйм. Выразите рост Джона в см, если в 1 футе 12 дюймов, а в 1 дюйме 2,54 см. Результат округлите до целого числа сантиметров.
Решение: (6  ∙ 12 + 1) ∙   2,54 = 185,42 см
Округляя, получаем 185 см.
Павел Иванович купил американский автомобиль, спидометр которого показывает скорость в милях в час. Американская миля равна 1609 м. Какова скорость автомобиля в км/час, если спидометр показывает 49 миль в час. Ответ округлите до целого числа.
Решение: 49  ∙ 1609 = 78841 (м/час) или
79 км/ч




Задачи из ЕГЭ  со старинными мерами длины1.  Рост Джона 6 футов 1 дюйм. Выразите рост

Слайд 29Ребусы

Аршин
Локоть

РебусыАршин     Локоть

Слайд 30Ребусы

Вершок
Верста

РебусыВершок     Верста

Слайд 31Тест «Старинные русские меры длины»



1.Что означает «по-голландски» дюйм?
А. Указательный палец Б. Большой палец В. Ступня Г. Ноготь
2. Фут — мера длины — по-английски будет:
А. Локоть Б. Голень В. Шея Г. Ступня
3. Как называлась старинная русская мера длины?
А. Колено В. Ребро Б. Локоть Г. Запястье
4. Какая из мер длины наименьшая?
А. Локоть В. Аршин Б. Ярд Г. Метр
5. Что проглотил человек, который стоит или сидит неестественно прямо?
А. Сажень В. Версту Б. Аршин Г. Дюйм
6. Чем, по мнению Федора Тютчева, нельзя измерить Россию?
А. Дюймом В. Аршином Б. Саженью Г. Соткой
7. Какая из этих мер длины бывает косой, маховой, мерной, казенной?
А. Локоть В. Аршин Б. Сажень Г. Вершок
8.Какая из этих саженей наименьшая?
А. Мерная В.Косая Б. Маховая Г. Казенная
9. Какая из этих единиц длины самая большая?
А. Морская миля Б. Английская морская миля
В. Межевая верста Г. Английская сухопутная миля
10. Какое измерение не является единицей длины?
А. Сажень В. Фунт Б. Аршин Г. Фут

Тест  «Старинные русские меры длины»       1.Что означает «по-голландски» дюйм?

Слайд 32 Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения».

Цель:

выяснить, в какой системе мер измерения более точны.

Вывод: наиболее точно можно измерить рост в современных единицах измерения; старинные меры дают большие погрешности при измерении.

Практическая работа  «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения».Цель: выяснить, в какой системе

Слайд 33Результаты анкетирования


Чтобы исследовать ситуацию по выявлению интереса к старинным русским мерам

длины, я провел анкетирование учащихся пятых классов и их родителей.
Было опрошено 47 человек – учащиеся 5б, 5в классов и 33 человека – родители учащихся 5б, 5в классов. Им были заданы три вопроса:
1. Знакомы ли вы со старинными мерами длины?



Результаты анкетированияЧтобы исследовать ситуацию по выявлению интереса к старинным русским мерам длины, я провел анкетирование учащихся пятых

Слайд 34Результаты анкетирования


2. Где вам приходилось сталкиваться со старинными мерами длины?

Результаты анкетирования2. Где вам приходилось сталкиваться со старинными мерами длины?

Слайд 35Результаты анкетирования


3. Надо ли знать старинные меры длины современному человеку и

для чего?
Результаты анкетирования3. Надо ли знать старинные меры длины современному человеку и для чего?

Слайд 36


В результате анкетирования я узнал:
в настоящее время старинные

меры на практике не применяются;
большинство людей о старинных мерах знают, так как встречаются с ними на уроках, при решении задач, при чтении различной художественной литературы;
значение старинных мер мало кто помнит.
Опрос показал, что в современном мире человеку, все же, необходимо знать старинные меры длины для:
общего развития;
чтобы знать исторические корни;
понимать смысл русских пословиц и поговорок.

Выводы


В результате анкетирования я узнал:в настоящее время старинные меры на практике не применяются;большинство людей

Слайд 37

В результате своего исследования, я понял, что старинные

меры длины открывают нам человека русского, духовно богатого, разнообразного и с хитринкой.
Мир меняется, меняемся и мы, но знания дают нам возможность понять духовный мир нашего народа в далёком прошлом.
Не зная прошлого, нельзя понять настоящее!
Считаю, что проведенная работа интересна в познавательном отношении.
Материал исследования можно использовать как дидактический материал.
Это повысит интерес ребят к предмету и позволит выйти за рамки школьной программы, узнать много нового.

Заключение


В результате своего исследования, я понял, что старинные меры длины открывают нам человека русского,

Слайд 38


Литература

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика. М., 1998.
Перли

С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. М., 1994.
Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. М., «Самовар», 1996.
Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник в 2-х томах. М., «Художественная литература», 1984.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., «Медиа», 2004.
5. Старинные меры длины: http://mer.kakras.ru/
6. Картинки «Единицы длины»: http6. Картинки «Единицы длины»: http://6. Картинки «Единицы длины»: http://images6. Картинки «Единицы длины»: http://images.6. Картинки «Единицы длины»: http://images.yandex6. Картинки «Единицы длины»: http://images.yandex.6. Картинки «Единицы длины»: http://images.yandex.ru

ЛитератураНикольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика. М., 1998.Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть