Слайд 1Тема: «Составление системы заданий исследовательского характера по алгебре».
Автор: Плисак Галина Анатольевна,
учитель
математики
МБОУ СОШ № 28 ст. Севастопольской
АДЫГЕЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2013 ГОД
Слайд 2Цели и задачи:
Развитие исследовательских способностей и навыков учащегося;
Отработка навыков постановки исследовательской
задачи и определения путей ее реализации;
Воспитание оригинального мышления ученика, привычки поиска нестандартных решений;
Формирование научного мировоззрения.
Слайд 3Актуальность
В условиях введения ФГОС как никогда раньше от учителя требуется развитие
не только интеллектуальных, но и творческих способностей учащихся, воспитание привычки к нестандартному мышлению и самостоятельной работе.
Слайд 4Классификация вопросов по цели постановки
Репродуктивные:
воспроизведение знаний
(например, перечислить компоненты процесса
обучения);
Реконструктивные:
требующие применения знаний в нестандартной ситуации
(например, чем отличаются…., какова основная мысль);
Творческие:
требующие осмысления и творческого подхода.
Слайд 5Конструкции-подсказки
Для активизации мыслительной деятельности, для самостоятельного поиска ответа помогают конструкции-подсказки, например:
почему…;
какова причина…;
в чем суть явления…;
что изменилось бы, если…;
чем отличается… и т. д.
Слайд 6ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАНИЙ
В формулировках исследовательских заданий нет явного ответа, его необходимо самим
найти и обосновать. Формулировки заданий могут быть такими:
Исследовать…
Верно ли, что если…, то…
Определить, какое из выражений больше 1314 или 1413.
Найти необходимое и достаточное условие, при котором обе последовательности стремятся к нулю.
Существуют ли такие значения с, что множеством решений неравенства … является а) числовой промежуток…; б) множество всех чисел.
Верно ли, что функция… при любом значении а убывает в промежутке … и возрастает в промежутке …?
Слайд 7ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановка проблемы;
Изучение теории, посвященной данной проблематике;
Подбор методик исследования и практическое
овладение ими;
Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
Собственные выводы.
Слайд 8ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1 СТУПЕНЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Выбор темы исследования, творческой работы, доклады.
Ученик сам выбирает тему, ставит цель работы.
Главное – научить делать это самостоятельно.
Слайд 92 СТУПЕНЬ: ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Подготовка теоретической основы работы.
На данном этапе учатся пользоваться
научной литературой, кратко выписывать необходимую информацию, использовать мультимедийные средства.
Итогом этого этапа является доклад, в котором ученик должен показать актуальность данной темы.
Слайд 103 СТУПЕНЬ: КОММУНИКАТИВНО-СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Разработка темы в группе.
Учащиеся объединяются в группы по
близким или одинаковым темам, вырабатывают общий план работы. Работая в группе, дети приобретают опыт оказания помощи, слушания других, принятия помощи.
Слайд 114 СТУПЕНЬ: ПРОДУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Индивидуальная доработка темы. На данном этапе ученики пишут
и выступают с докладом, учатся защищать свою точку зрения, совершенствуя при этом ораторское искусство.
Слайд 12Заключение.
Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются высокая степень активности и самостоятельности
учащихся, возможность работы по индивидуальному плану в темпе, определяемом самим учащимся, воспитание ответственности и понимания выполняемой деятельности.