Слайд 1Роль мультисенсорного пособия «Нумикон» в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
МОУ
«Заозерская СОШ № 10»
Сарконен Антонина Семёновна,
Учитель, осуществляющий СИПР.
Слайд 2 «Нумикон» - это программа обучения и набор наглядного материала, разработанные
в Англии в конце 90-х годов для детей, испытывающих трудности при изучении математики.
«Нумикон» создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка - способность обучаться на практике и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать образцы или шаблоны.
Использование форм «Нумикона» позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, а также движение и речь.
Слайд 3
В набор входят:
-формы-шаблоны
-разноцветные штырьки, которые можно использовать как счётный материал
и вставлять в отверстия форм-шаблонов
-белые доски с пупырышками
-схемы для наложения
-«волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданную форму
-числовая прямая
-весы
-часы
Слайд 4При работе с «Нумиконом» развиваются:
творческие способности
конструктивная деятельность
графический навык
математические представления
речевая активность
Слайд 51.Развитие творческих способностей
С формами «Нумикона» можно увлекательно играть:
-доставать их из воды,
из песка, из «волшебного мешочка»
- обрисовывать
-раскрашивать через отверстия
-отпечатывать на глине или тесте
- взвешивать на весах
Возможности использовании «Нумикона» очень разнообразны.
Слайд 62.Развитие графических навыков
-развивает мелкую моторику
-закрепляет навыки, освоенные во время практической деятельности
Примеры
заданий:
-соединить одинаковые формы «Нумикона»
-соединить форму «Нумикона» и её контур
-соединить форму «Нумикона» с цифрой
-сравнить 2 формы «Нумикона»
-нанизывание форм на шнурок
Слайд 8Развитие конструктивной деятельности
Ученики составляют из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостныеизображения
(дорожки, домики, машинки, животных). У детей развивается конструктивная деятельность. Используя наборы «Нумикон», в работе с детьми могут быть использованы такие виды конструирования:
по схеме
по образцу
сюжетное
по замыслу (самостоятельное)
объёмное
плоскостное
Слайд 94.Формирование и развитие математических представлений
« Нумикон» помогает усвоить:
· наглядно сложение
и вычитание
· чётные и нечётные числа
· поразрядное представление чисел
· состав числа
· сравнение чисел
· арифметические действия с переходом через десяток ·
удвоение и деление пополам
· приблизительное оценивание
· деление, умножение
· проценты, дроби
· десятичные числа
· понятия о временных представлениях
Слайд 10Планирование работы с пособием
1 этап –игровой, ознакомительный.
Сенсорные игры.
2 этап –Конструирование
рядов из форм и штырьков «Нумикона».
3 этап- Обучение счёту.
4этап-Освоение арифметических действий.
Слайд 11 Формирование и развитие математических представлений.
При формировании представлений и понятий о
размерах используются задания, которые показывают разницу между большими и маленькими объектами (сравниваются формы «Нумикона» по размеру)
При развитии пространственных представлений можно использовать задания по конструированию и ориентировке на белой доске.
3. Развитию временных представлений помогают настенные часы, дополненные формами «Нумикона».
На формирование образа числа работает прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с ним. Например, число 3 – это треугольник, три поросенка, квартира № 3, трехколесный велосипед, желтая форма «Нумикона».
При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа выстраивается ряд из форм «Нумикона» от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, используются игры. Например, игра «восстанови ряд», когда одна из форм исчезала или формы менялись местами.
Слайд 12Таким образом, применение мультисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать: математические представления,
конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими диагноз: РДА, ОНР, дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП, ЗПР и т.д.
Слайд 13
Литература
1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и
карты с заданиями
[Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой,
М. Л. Шихиревой. 2010.
2. Бакли С. Как научить математическому мышлению?
Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2. С. 25–28.
3. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Там же. 2010. № 1 (4). С. 46–50.
4. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться
с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3 (44). С. 5–9.
5. Every child counts. URL: https://everychildcounts.edgehill.ac.uk/
6. www.numicon.com