Презентация, доклад на тему Роль математики в химии

Содержание

Автор: обучающийся группы 1 ТОС Денисов МаксимРуководитель: Нейбергер Н.Т.2018 г.Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области«Щекинский политехнический колледж»»Региональный творческий конкурс «Путешествие в мир математики»Номинация«Математика в моей специальности»Исследовательская работа«Роль математики в химии»

Слайд 1Р о л ь
м а т е м а

т и к и
в х и м и и
Р о л ь  м а т е м а т и к ив  х

Слайд 2Автор: обучающийся группы 1 ТОС
Денисов Максим
Руководитель: Нейбергер Н.Т.
2018 г.
Государственное профессиональное


образовательное учреждение Тульской области
«Щекинский политехнический колледж»»

Региональный творческий конкурс
«Путешествие в мир математики»

Номинация
«Математика в моей специальности»

Исследовательская работа
«Роль математики в химии»

Автор: обучающийся группы 1 ТОС Денисов МаксимРуководитель: Нейбергер Н.Т.2018 г.Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области«Щекинский политехнический колледж»»Региональный

Слайд 3Цель: доказать взаимосвязь математики и химии, показать эффективность использования методов математики

при изучении химии и в практической деятельности.

«В любой науке столько истины,
сколько в ней математики»,-
Иммануил Кант (1724-1804)

Цель: доказать взаимосвязь математики и химии, показать эффективность использования методов математики при изучении химии и в практической

Слайд 4Математика для химиков – это,
в первую очередь, полезный инструмент
решения

многих химических задач.

Актуальность: возможность использования методов математики при изучении химии.

«...одна из важнейших задач математики –
помощь другим наукам», - Морделл Л. - английский математик

Практическая ценность: помочь обучающимся осознать взаимосвязь математики и химии, повысить качество усвоения материала и интерес к данным предметам.

Математика для химиков – это, в первую очередь, полезный инструмент решения многих химических задач.Актуальность: возможность использования методов

Слайд 5Модели математической химии — это закон действующих масс, созданный математиком К. Гольдбергом и

химиком-экспериментатором П. Вааге, граф механизма химических превращений и дифференциальные уравнения химической кинетики. Один из создателей «химической динамики» Вант-Гофф писал о себе: «Двойное стремление: к математике, с одной стороны, и к химии — с другой, проявилось во всех моих научных устремлениях».

«Стремящийся к ближайшему изучению химии
должен быть сведущ и в математике»

М.В. Ломоносов

После того, как гениальный М. В. Ломоносов ввел в химическую практику весы, знание математики стало необходимым для каждого химика.

Роль математики как сильнейшего орудия химии усилилась с развитием физической химии, химической термодинамики и кинетики, теории расчетов химической аппаратуры и пр.

Модели математической химии — это закон действующих масс, созданный математиком К. Гольдбергом и химиком-экспериментатором П. Вааге, граф механизма химических

Слайд 6Математические уравнения и методы, используемые в химии
1. Алгебраический метод уравнивания химических

реакций

Задача. Дано уравнение реакции (взрыв гремучей смеси):
хH2 + yO2 = zH2O.
Требуется найти коэффициенты перед всеми веществами: x, y, z.
Используя алгебраический метод, найдем коэффициенты для уравнения:
хH2 + yO2 = zH2O.
Для этого составим баланс атомов по каждому элементу:
1. Баланс по водороду Н: Слева имеем 2х атомов водорода, а справа – 2z. Значит, 2х = 2z
2. Баланс по кислороду О: Слева имеем 2y атомов кислорода, а справа – z. Значит, 2y = z.
3. Выразим все коэффициенты через одну неизвестную величину, например, через х.
Из первого уравнения получаем: z = x. А из второго уравнения находим: y = 1/2z = 1/2x
4. С учетом этих результатов уравнение химической реакции принимает вид:
хH2 + 1/2xO2 = xH2O .
Сократив обе части этого уравнения на x, получаем: H2 + 1/2O2 = H2O.
После умножения обеих частей уравнения на 2 окончательно находим:

2H2 + O2 = 2H2O.

Математические уравнения и методы, используемые в химии1. Алгебраический метод уравнивания химических реакций	Задача. Дано уравнение реакции (взрыв гремучей

Слайд 72. Решение задач с химическим содержанием
с помощью пропорции

Задача. Сколько нужно взять воды и хлорида натрия, чтобы приготовить 150 г раствора с массовой долей хлорида натрия 5%?
Известно, что масса раствора составляет 150 г, что принимаем за 100%.
Составим таблицу по условию задачи.

Математические уравнения и методы, используемые в химии

2. Решение задач с химическим содержанием с помощью пропорции     Задача. Сколько нужно взять

Слайд 83. Графический метод решения задач на растворы
Задача. Рассчитать массы растворённого вещества

и растворителя, которые необходимо взять для приготовления 150 г 20%-ного раствора.
Решение задачи начинаем с построения системы координат. На оси х откладываем массу раствора 150 г, на оси у — 100%. Строя перпендикуляры из этих точек, находим точку их пересечения. Соединяем её прямой линией с точкой начала координат. Полученный отрезок является основой для решения задачи.

Затем, на оси у, находим точку, соответствующую 20%, восстанавливаем из неё перпендикуляр до пересечения с отрезком, а из точки пересечения опускаем перпендикуляр на ось х.
Это ответ задачи. О т в е т: 30 г.

Математические уравнения и методы, используемые в химии

3. Графический метод решения задач на растворыЗадача. Рассчитать массы растворённого вещества и растворителя, которые необходимо взять для

Слайд 9Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы из учебника

математики Леонтия Магницкого

Рецепт решения:
поступай так и
получишь ответ

Математические уравнения и методы, используемые в химии

Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы из учебника математики Леонтия МагницкогоРецепт решения:поступай так иполучишь

Слайд 10ОГРАНИЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ ХИМИЯ НАКЛАДЫВАЕТ
НА ПРИМЕНЯЕМУЮ В НЕЙ МАТЕМАТИКУ
«Если хотите научиться

плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», - Дьёрдь Пойа-венгерский математик

Как-то раз Гаусс спорил с Авогадро (1776-1856) о сущности научных законов. Гаусс утверждал, что законы существуют только в математике, а потому химия почитаться за науку не может. В ответ Авогадро сжег 2 л водорода в литре кислорода и, получив два литра водяного пара, торжествующе воскликнул: «Вот видите! Если химия захочет, то два плюс один окажутся равны двум. А что скажет на это ваша математика?».

ОГРАНИЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ ХИМИЯ НАКЛАДЫВАЕТ НА ПРИМЕНЯЕМУЮ В НЕЙ МАТЕМАТИКУ«Если хотите научиться плавать,  то смело входите в

Слайд 112) Валентность почти всегда является положительным целым числом;
3) В химии мы

используем метод округления, когда определяем относительную атомную массу химического элемента;

4) В химии нет понятия «бесконечность» и
«бесконечно малые величины»;

5) Наименьшее общее кратное двух действительных чисел в математике,
и в химии используется НОК для определение валентности.

1) Многие физические величины, используемые для описания химических веществ и реакций, могут принимать только неотрицательные значения: число атомов, масса, объем, концентрация, скорость реакции и др.;

2) Валентность почти всегда является положительным целым числом;3) В химии мы используем метод округления, когда определяем относительную

Слайд 12«Природа говорит языком математики, буквы этого языка –
круги, треугольники и

иные геометрические фигуры», -
Галилео Галилей

Пять правильных многогранников реализованы в химических структурах

Тетраэдр. Молекула с такой геометрией существует в природе это – молекула белого фосфора (P4). Каждая вершина связана с тремя другими (атомы фосфора в P4 трёхвалентны)

Углеводород в форме куба (формула C8H8) называется кубан

Органических молекул, имеющих форму икосаэдра, не существуют, так как углерод пятивалентным не бывает. Однако, известен отрицательный ион такой формы – додекаборан B12H122

Углеводород с геометрической формой додекаэдра (додекаэдр – самый сложный из правильных многогранников) – додекаэдран C20H20. В этой молекуле два додекаэдра.

Геометрия в химии имеет большое значение: многие вещества обладают формой геометрических фигур

«Природа говорит языком математики, буквы этого языка – круги, треугольники и иные геометрические фигуры», -Галилео Галилей Пять

Слайд 13«Химия – область чудес,
в ней скрыто счастье человеческое…
Слеп химик без

математики»
М.В.Ломаносов
«Химия – область чудес, в ней скрыто счастье человеческое…Слеп химик без математики»М.В.Ломаносов

Слайд 14Ключевую роль в развитии нанотехнологии играет химия и математика.
XXI в. -

будет веком нанонауки и нанотехнологий,
которые и определят его лицо

Нанотехнологии – это технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов

Ключевую роль в развитии нанотехнологии играет химия и математика.XXI в. - будет веком нанонауки и нанотехнологий, которые

Слайд 15Слово «нано» происходит от греческого «нанос», что означает карлик или «гном».

Нанометр очень и очень мал. Разделите мысленно 1 м на 1000 частей, получится 1 миллиметр.
Если 1 миллиметр разделить на 1000 частей, то получится
1 микрометр. При делении 1 микрометра на 1000 частей получится 1 нанометр. Таким образом, нанометр — это
1 миллиардная часть метра или 1∙10-9м.

Какова же роль математики и химии в нанонауке, каковы перспективы развития этой области человеческого знания?

Слово «нано» происходит от греческого «нанос», что означает карлик или «гном». Нанометр очень и очень мал. Разделите

Слайд 16Математическое моделирование в области нанотехнологии позволяет решить важнейшие прикладные задачи.

Кто не

знает тульского Левшу,
известного на весь мир тем, что подковал блоху!

Литературного героя Левшу можно считать первым в истории нанотехнологом.

Математическое моделирование в области нанотехнологии позволяет решить важнейшие прикладные задачи.Кто не знает тульского Левшу, известного на весь

Слайд 17Большие перспективы у нанотехнологий имеются в сфере медицины

Одним из наиболее интересных

достижений ученых в этой области оказалась технология восстановления поврежденной нервной ткани с помощью
углеродных нанотрубок.

Фуллерен имеет форму многогранника. Фуллерен С60 имеет форму усечённого икосаэдра. Он состоит из 60 вершин, 90 ребер и 32 граней.

На основе наночастиц была разработана технология по уничтожению раковых клеток

Большие перспективы у нанотехнологий имеются в сфере медициныОдним из наиболее интересных достижений ученых в этой области оказалась

Слайд 18Развёртка Фуллерена на графеновом листе

Развёртка Фуллерена на графеновом листе

Слайд 19АНКЕТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
«РОЛЬ МАТЕМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ»
Можно ли изучать химию без

знаний математики? А) Да Б) Нет
Какие правила математики пригодились вам при определении валентности и составления химических формул по валентности? А) НОК; Б) Уравнения; В) Округление; Г) Сложение, умножение, вычитание
Какие методы, математики пригодились вам при решении расчётных задач по химии? А) Метод пропорции; Б) Графический метод; В) Алгебраический метод; Г) Составление пропорций и уравнений
Нужны ли знания геометрии при изучении химии? А) Да: Б) Нет
Рассчитывая относительную молекулярную массу сложного вещества, какие знания математики вы используете? А) НОК; Б) Округление;
В) Составление пропорций; ) Составление уравнений

Изучив результаты анкетирования обучающихся, я выбрал следующие методы и приёмы математики, использующиеся в курсе обучения химии: округление, правила умножения, сложения и вычитания, наименьшее общее кратное двух чисел, математические уравнения, метод пропорций, алгебраические, графические методы решения задач и т.д.

АНКЕТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ«РОЛЬ МАТЕМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ»Можно ли изучать химию без знаний математики? А) Да Б) НетКакие

Слайд 20Без математики невозможно ни одно химическое производство. Трудно представить, чтобы произошло,

если бы из химии исчезли числа и математические расчёты…
Без математики невозможно ни одно химическое производство. Трудно представить, чтобы произошло, если бы из химии исчезли числа

Слайд 21История науки говорит о том, что на границах различных областей знания

могут происходить очень интересные события. И хотя химики и математики мыслят совсем по-разному, те случаи, когда им удается взаимодействовать, приводят к появлению красивых и нетривиальных результатов и способствуют обогащению обеих наук.

ЧП + Н2О (100 °С, 2 мин. ВЗ) +
М (10 мл, 6 мин. ВЗ) = ИЧ (60 °С)

ЧП – это чайный пакетик,
ВЗ – время заварки, М – молоко,
ИЧ – идеальный чай.

Интересную связь математики и химии можно продемонстрировать на примере формулы
идеальной чашки чая:

История науки говорит о том, что на границах различных областей знания могут происходить очень интересные события. И

Слайд 22Интересные факты
Число Авогадро NА=6,02213671023

Интересные фактыЧисло Авогадро NА=6,02213671023

Слайд 23 В сказочном царстве находится огромная гранитная скала в

виде куба с ребром, равным 1 км. Раз в столетие на скалу садится ворон и чистит о нее клюв, при этом скала стирается на 0,0001 г. Так вот, число лет, когда от скалы не останется ни одной песчинки, меньше, чем постоянная Авогадро - NА=6,02213671023

В сказочном царстве находится огромная гранитная скала в виде куба с ребром, равным 1

Слайд 24Программа математизации химии была намечена еще
М.В. Ломоносовым в 1741 г.

в работе
“Элементы математической химии”

На сегодняшний день химики не могут обойтись без современного математического аппарата и компьютера.

Программа математизации химии была намечена еще М.В. Ломоносовым в 1741 г. в работе “Элементы математической химии”

Слайд 25Химики широко используют математические методы. Это определило появление научной дисциплины математической

химии:

Основу статической термодинамики составляет
теория вероятностей.

В химической термодинамике применяются
методы топологии и дифференциальной геометрии.

В органической химии используется теория графов для предсказания свойств сложных органических молекул.

Основной инструмент химической кинетики - дифференциальные уравнения.

Химики широко используют математические методы. Это определило появление научной дисциплины математической химии:Основу статической термодинамики составляет теория вероятностей.

Слайд 26В своей работе я подтвердил гипотезу о том, что знания, полученные

на уроках математики, необходимы на уроках химии.

Математика + Химия

В своей работе я подтвердил гипотезу о том, что знания, полученные на уроках математики, необходимы на уроках

Слайд 27Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть