Слайд 1Роль математики в годы
Великой Отечественной войны
Выполнили учащиеся 7 класса
МКОУ «СОШ
№2»:
Данилова Екатерина
Зиннатова Элина
Коновалова Елизавета
Лутохин Данил
Немтина Анастасия
Петрова Екатерина
Руководитель:
Учитель математики
высшей кв. категории
Ширяева Т.В.
Слайд 2Актуальность
Я не участник боевых сражений
И не свидетель тех военных лет,
Но для
меня нет ничего страшнее
Войны и принесенных ею бед.
Она уничтожает беспощадно,
Не разделяет взрослых и детей.
Сердце войны невыносимо хладно
К страданиям и мукам всех людей.
Слайд 3Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 года.
Итоговое число людских потерь в войне было около 27 млн. человек, разрушено 1710 городов, более 70000 селений, более 6000000 зданий. Борьба с фашистской военной техникой стала важной частью успешной защиты страны, а средств против них почти что не было. Поэтому нужно было в кратчайшие сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем параметрам. И эта ответственная и сложная задача легла на плечи советских ученых и конструкторов.
Слайд 4
Цель исследования:
Изучение материала о роли математиков и вкладе математики в победу
русского народа в Великой Отечественной Войне.
Слайд 5
Задачи исследования
выяснить, кто из ученых – математиков принимал
участие в боевых действиях
выяснить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны
изучить материал о роли научных изобретений для совершенствования оружия
раскрыть личный вклад математиков, внесенный в Победу в ВОВ
Гипотеза
Как использовались математические навыки ученых-математиков в годы ВОВ для приближения победы?
Объект исследования
Великая Отечественная война.
Предмет исследования
Математики и математика в Великой Отечественной войне.
Слайд 6
Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них
ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Слайд 7 Математики на войне
Добровольцем ушел на фронт
и участвовал в боях выдающийся математик и педагог, член- корреспондент АН А. А. Ляпунов.
Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А. А. Погорелов.
Храбрым воином был известный математик академик, директор артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Ю. В. Линник.
Слайд 8Лаврентьев Михаил Алексеевич
Лаврентьев Михаил Алексеевич - советский ученый в области математики
и механики. Михаил Алексеевич родился 19 ноября 1900 года в Казани. В годы Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Лаврентьев вместе с коллективом Института математики работал над проблемами оборонного характера, решал сложнейшие задачи, связанные с совершенствованием артиллерийского оружия и инженерного дела. Вместе с учениками решал теорию направленного взрыва, превратив его из орудия разрушения в орудие созидания.
Слайд 9 Академик М.А. Лавреньтев за изучением пробивного действия взрывчатых веществ
1944г.
Слайд 10Андрей Николаевич Колмогоров
Андрей Николаевич Колмогоров родился 25 апреля 1903 г.
в г. Тамбове. Российский математик, основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций. Герой Социалистического Труда. В годы Великой Отечественной войны Колмогоров уделял большое внимание разработке проблем, имеющих непосредственное отношение к обороне страны. Ему принадлежат исследования по теории стрельбы, по статистическим методам контроля массовой продукции. Колмогоров создал большую научную школу в области теории вероятностей и теории функций. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии. Разработки А.Н.Колмогорова по математической теории вероятностей использовались во время Великой Отечественной войны для определения наилучших методов нахождения объектов.
Слайд 11Анатолий Петрович Александров
Труды одного из ведущих ученых математиков А. П.
Александрова позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Группе А.П. Александрова предстояло прежде всего убедиться в осуществимости идеи размагничивания кораблей.
Слайд 12
Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет
до начала войны в Ленинградском физико-техническом институте. Требовалось «размагнитить» корабли. Это было очень быстро организовано. Для такой работы потребовались знания физиков и математиков, что и предопределило ее успех.
Слайд 13Алексей Николаевич Крылов
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит
выдающемуся математику академику А.Н Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.
Слайд 14Мстислав Всеволодович Келдыш
Большое значение получили теории двух явлений – штопора
и шимми (или особые вибрации самолета, приводившие к его разрушению). Теорию этих явлений создал М. В. Келдыщ (президент Академии наук СССР). В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Многие из этих разработок пригодились для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью.
Слайд 15
КАТЮША Используется, с 1936 года, по сей день, полное название Гвардейский
реактивный миномет на шасси. Существует несколько вариантов БМ-13, БМ-8-24, БМ8-36, БМ-8-48, БМ-31-12. Все эти варианты использовались в Великой Отечественной войне, а БМ-13 еще и на войне в Афганистане.
Виды оружия
Объект 213 – Электрофицированная установка
Объект 214 – установка на 2-х осном прицепе с 16-ю направляющими
Объект 218 – зенитная движущаяся установка
Объект 221 – универсальная установка на 2-х осном прицепе для возможных полигонных отстрелов
Противотанковая пушка 1-к
Слайд 16Танкоград.
Танкоград… Такого города не было на карте, но о нем
сообщалось во всех сводках Совинформбюро, о нем знали солдаты на фронте. Уральский Кировский завод, названный в годы войны народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта.
Слайд 17Заключение
Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, гранаты, они приближали
Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.
Слайд 18Список литературы
Энциклопедия для детей. Том 11 «Математика». М. Д. Аксенова. Издательство:
«Аванта+» , 1998 год.
Энциклопедический словарь юного математика для среднего и старшего школьного возраста. Савин А. П.. Издательство: «Педагогика», 1989 год.
Современная иллюстрированная энциклопедия «Математиков и информатиков». А. П. Горкин. Издательство: «РОСМЕН», 2007 год.
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе».
Е. Букимов. Издательство: «Школьная пресса», 2010 год.
Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.:
Наука, 1983
6. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978
7. Сайты сети Интернет.