Актуальность :
Задачи повышенной трудности, встречающиеся на государственной итоговой аттестации, могут быть успешно проанализированы и решены с помощью теоремы Безу, схемы Горнера.
Объект исследования:
многочлен третьей степени.
Цель:
выделение наиболее простого способа решения уравнений третьей степени.
Задачи:
Расширить кругозор знаний по алгебре;
Научиться делить «уголком» многочлен на двучлен;
Познакомиться с теоремой Безу, схемой Горнера;
Рассмотреть различные способы решения уравнений третьей степени и сделать сравнительный анализ;
Сделать подборку уравнений для применения каждого из рассмотренных способов.
Методы:
• источниковедческий анализ литературы;
• математическая обработка данных;
• решение уравнений третьей степени;
где р - делители свободного члена,
q - делители старшего коэффициента.
Данный корень находится подбором.
Но тогда если корень найден, то по теореме Безу остаётся найти Q(х) , который в равенстве
P (δ) = (δ – α) Q(х), является неизвестным множителем.
Рассмотрим основные способы нахождения Q(х).
х3 - 13х2 – 33х+45 х - 1
х3 - х2 х2-12х - 45
- 12х2 - 33х
-12х2 +12х
-45х +45
-45х +45
0
разделим старшую степень делимого на старшую степень делителя, получим х2 и т.д.
Задача 2
Разделить многочлен x4 – 7x3 + 18x2 – 22x + 12 на x – 3:
x4 – 7x3 + 18x2 – 22x + 12 x – 3
x4 – 3x3
– 4x3 + 18x2
– 4x3 + 12x2
6x2 – 22x
6x2 – 18x
– 4x + 12
– 4x + 12
0
Проверка: (x3 – 4x2 + 6x – 4) · (x – 3) = x4 – 7x3 + 18x2 – 22x + 12.
x3 – 4x2 + 6x – 4
При этом значения в вычисляются по правилу:
в1 = х1 а0 + а1
в2 = х1в1 + а2
в3 = хв3 + а3
строка вычёркивается и если b3 ≠ 0, то первая проверяется также второе значение.
если b3 = 0, то данное значение х является корнем.
Решим уравнение х3 - 13х2 – 33х + 45 = 0
Если это уравнение имеет целые корни, то они находятся среди
делителей свободного члена, т.е. . ±3, ±5, ±9, ±15, ±45
Составим схему Горнера, по теореме 1 (сумма коэффициентов равна 0, то число 1 является корнем уравнения)
число 1 является корнем, тогда
х =1 - корень
Схема Горнера наиболее практична и экономична.
Х3 – 2х2 +0х - 9 х -3
–
3х - 9
0
х2 + х + 3
Х3- 3х2
–
–
х2 - 3х
х2+0х
3х - 9
Частное от деления х2 + х + 3 приравняем к 0, решим полученное уравнение:
Д = 12 - 4*3 = -11 корней нет. Ответ: х = 3.
2) Схема Горнера
По теореме 1 и теореме 2 х = 1 и -1 корнем уравнения не являются, проверим,
является ли х = 3 корнем уравнения.
Числа, полученные в последней строке, являются коэффициентами квадратного
трёхчлена х2 + х + 3= 0 Д = 12 - 4*3 = -11 корней нет.
Ответ: х = 3.
Решим его по схеме Горнера
Решим оставшееся квадратное уравнение а2 - 2а - 9 =0
Ответ:
Д = 4 +36 =40, а =
, так как 3х = а находим х =
а =
,
.
-2 1 0 -4 3 -7 11
-8 4 0 -48
4 -2 1 0 -12 7 -7 -37
Следовательно, частным от деления будет многочлен -2x3 + x2 – 12,
а остатком – многочлен 7x2 – 7x – 37
-2x6 + x5 – 4x3 + 3x2 – 7x + 11= (-2x3 + x2 – 12) (x3 – 4) + 7x2 – 7x – 37.
2.2. Сборник уравнений
[ 2, стр 56 ] Решить уравнение : х3 - 9 х2 +26х - 24 =0
2. . [ 2, стр 58 ] Решить уравнение : х3 -2 х2 -13 х-10 =0
3. [ 2, стр 62 ] Решить уравнение : х3 - 6х2 -31 х+36=0
4. [ 2, стр 68] Решить уравнение : х3 - 3х2 -10 х+24=0
5. [ 4, стр 150] Сократить :
7. [ 4, стр 152] Применить схему Горнера найти частное от деления многочлена
Р(х) = 2х3 +3х2 -2х-3 на двучлен х +2
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть