Слайд 4Возникновение чисел
Проект выполнил: ученик 5д класса МОБУ СОШ №21
Галиастанов Русим
Руководитель: учитель
математики МОБУ СОШ №21 Юлбарисова З.Ф.
Слайд 5Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Исследовать историю возникновения чисел;
Выяснить как люди научились
считать.
Задачи проекта:
Найти и изучить информацию о возникновении чисел
Узнать цифры разных народов
Провести опрос учащихся
Провести интервью
Слайд 6История возникновений чисел
История возникновения чисел зародилась еще в доисторические времена 25-30
тысяч лет назад.
Число «один», потому, что Солнце на небе всегда одно.
Число «два» связано с предметами, встречающимися попарно – глаза, руки, крылья, уши.
У некоторых племен долгое время не было других чисел,
кроме «один» и «два». Все, что шло после двух, называлось «много».
Слайд 7Как считали первобытные люди
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой.
Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева.
Вождь первобытного племени, показывал числа на пальцах рук.
Люди начинали учиться считать, пользуясь собственной пятернёй.
Слайд 8Как считали первобытные люди
Для того, чтобы показать большие числа, никаких пальцев
рук и ног не хватало, поэтому вместо пальцев для счёта начали использовать другие способы.
Слайд 9Возникновение цифр
В течение тысячелетий люди использовали пальцы рук и ног, узелки
на веревках и зарубки на палочках, но это было не очень удобно при обозначении большого количества.
Примерно пять тысяч лет назад почти одновременно в разных странах родился новый способ записи чисел.
Для обозначения чисел стали использовать условные знаки – цифры
Слайд 10Я провёл опрос в моём классе,
знают ли вы историю возникновения чисел.
Вот
результат:
Слайд 11Сценка «Возникновение чисел»
Ведущий- Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те
времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился,ему для счета хватало четырех слов:один,два,три,много.Именно так считают и сейчас некоторые племена,живущие в джунглях Южной Америки. И тут на помощь людям приходят пальцы рук и ног.
В центре друг против друга стоят два человека в шкурах, потрясают копьями,танцуют ритуальный танец.
Нгам- Надо окружить лося. Ты Арет, возьмешь(показывает пять пальцев) одну руку человек и будешь загонять лося справа. Мирдин возьмет четыре пальца(показывает) человек и подстережет слева. Эрмис закроет путь к отступлению, а я с остальными охотниками буду в засаде. Племя голодает ,добыча необходима. Торопись ,скоро лоси пойдут на водопой. Эгей! (оба убегают)
Ведущий-Ну чтоже делали первобытные люди, если им надо было использовать большие числа?
Нгам .Хвала духу ,леса, пославшего нам удачу. Большая добыча у племени. Наконец-то сородичи храбры и сильны. Хей! Хей!
Слайд 12Арет. -Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не бояться(Оба потрясают
копьями). Ответь мне Нгам ,как разделить мясо между семьями охотников?
Нгам.-В охоте участвовали две руки, одна нога и один палец на другой ноге людей,а еще я,ты,Эрмис. Это еще три пальца. У меня есть жена(указывает на свой последний незанятый палец),три сына(пальцы начинает загибать Арет), две дочери, стара мать. Ты молод, но имеешь много родни:две дочери,жена,два сына(Арет загибает пальцы) покалеченный изюбром брат. У Эрмиса старая мать,отец, три брата, у Мирдина….
Арет-Подожди!
Нгам-А что?
Арет-Не могу сосчитать.Пальцев не хватает.(оба задумываются.ВдругНгам поднимает руки)
Нгам- Хвала духу леса! Он показал мне выход.чтобы знать как правильно разделить добычу, надо позвать несколько человек!.Другого выхода нет
Арет-Да будет вечной твоя Мудрость,о Нгам!(оба уходят)
Слайд 13Заключение
Люди научились считать 25-30 тысяч лет назад.
Сначала люди считали на
пальцах рук, а если не хватало, то считали и пальцы на ногах.
Позднее при счете использовали камешки, числа обозначали узелками, черточками и зарубками на деревянных бирках.
Запоминать большие числа было трудно, поэтому у разных народов появляются условные знаки для обозначения чисел - цифры.
Трудно себе представить, как жил бы современный человек без чисел.
С числами человек сталкивается повсеместно. Получается, что числа возникли в древности и сопровождают нашу жизнь повсюду и сейчас.
Слайд 14Список литературы
1. Депман И.Я. Мир чисел. – Л.: Дет. Лит., 1982г.
2.
Бурау И.Я. Загадки мира чисел. – Д.: Сталкер, 1997г.
3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989г.
4. Энциклопедия для детей. Математика. – М.: Аванта +, 2000г.
5. Познавательный журнал «Детская энциклопедия. Нескучные числа.
№10-2012». – М.: ООО «Журнал «Детская энциклопедия», 2012г.
6. https://ru.wikipedia.org