Слайд 1
Попова Наталья Анатольевна
МБОУ «о(с)ш №1,
МБОУ СШ № 26
Г.Смоленск
Проектно-исследовательская деятельность на
уроках математики и во внеурочное время
Слайд 2Проект – «брошенный вперед» – совокупность документов для создания какого-либо сооружения
или изделия. Проектирование – решение определенной задачи
Исследовательская деятельность – процесс выработки новых знаний, процесс поиска нового. Исследование – поиск истины
Слайд 3В их основе лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
• умение ориентироваться в
информационном пространстве;
• умение самостоятельно конструировать свои знания;
• умение интегрировать знания из различных областей наук;
• умение критически мыслить.
Слайд 4Их общие черты: Алгоритм создания
Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).
Из проблемной ситуации формулируется
проблема со слов «Как...? Каким образом...?
Из проблемы формируется цель (планируемый результат).
Сформулировать задачи (шаги для достижения
цели).
Организовать работу в группах. Определить регламент работы.
Презентация.
Рефлексия учащихся. Как организовали работу в группе? Что из запланированного получилось хорошо? Какие возникли проблемы? Как были решены? Самооценка.
Оценка учителя.
Слайд 5Отличия:
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата
В исследовательской деятельности -
Выдвигается гипотеза для решения выбранной проблемы и проводится экспериментальная проверка выбранной гипотезы. Отрицательный результат – есть тоже результат
Слайд 6В совокупности
оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто
выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Слайд 7 Проектно-исследовательская деятельность
ТЕХНОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТ ЭФФЕКТИВНО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
ПРОЕКТ ЦЕНЕН ТЕМ, ЧТО В ХОДЕ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНИКИ УЧАТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧАЮТ ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 8Главные цели на уроках математики
Показать умение отдельного ученика или группы обучающихся
использовать приобретенный на уроках исследовательский опыт
Реализовать свой интерес к предмету и совершенствоваться в умении излагать переработанный материал
Слайд 9Продемонстрировать уровень обученности по математике, совершенствовать свое умение участвовать в коллективных
формах общения
Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости
Слайд 10Необходимые условия при работе над проектами
Тематика проектов должна быть известна заранее.
Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнениие некоторых фактов, фактов из истории математики, жизни ученых, подходов и решений тех или иных проблем
Слайд 11Проблема перед учащимися должна формулироваться так, чтобы ориентировать их на использование
различных источников
Слайд 12Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учащихся класса,
предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки
Слайд 13
Этапы работы над проектом;
-Проблематизация (выявление проблемы, постановка вопроса: Как? Каким образом?).
-Целеполагание
(цель — проектный продукт).
-Планирование (формулирование задач — шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта).
-Реализация проекта.
-Самооценка и рефлексия.
-Презентация работы.
Слайд 14Этап целеполагания
Цель – обучающийся сам определяет цели и задачи
В данном случае
достижение цели проекта, несомненно, будет способствовать преодолению его исходной проблемы.
При этом автор проекта сам подбирает материал, который он будет изучать, решает какие системы он будет рассматривать при решении, дает обоснование преимущества и недостатки, изученного им материала
Проектный продукт - мастер-класс.
Слайд 16Этап проблематизации
Проблема: изучить различные методы чего либо или тему.
Рассмотреть преимущества и
недостатки изучаемого метода или темы. Согласитесь, проблема имеет личностно значимый характер для детей.
Слайд 18Формулирование цели и постановка задач
Тема проекта: ……………………………………………………………….
Проблема : …………………………………………………………………..
Цель - создать
презентацию по изученной теме.
Задачи:
- провести анкету по теме ………………………..различными способами;
-дать определение ……………………………………………………………;
-изучить виды решения………………………………………………………..;
-рассмотреть преимущества и недостатки изучаемых методов………………;
-написать и оформить изученный материал.
Продукт- презентация, художественно оформленная обучающимся.
Слайд 20
Этап планирования ( график выполнения проекта)
Слайд 25Организация индивидуальной
работы
Реализация проекта
Самооценка и рефлексия предполагают письменный отчёт.
Чтобы научить детей написать
отчет о работе, можно предложить им воспользоваться шаблоном.
Слайд 26Введение
Тема моего проекта • ••••• •••••• •••••• •••••• •••••• •••••• ••••••
Я
выбрал эту тему, потому что………………………………………….
Цель моей работы - ………………………………………………………
Проектным продуктом будет…………………………………………....
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как……………….
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):…………………………………………………
• Выбор темы и уточнение названия…………………………………….
Сбор информации (где и как искал информацию)………………….
Изготовление продукта (что и как делал)……………………………..
Написание письменной части проекта (как это делал)………………
Слайд 27Основная часть
Я начал свою работу с того, что…………………………………………
Потом я приступил к…………………………………………………….
Я
завершил работу тем, что…………………………………………….
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…………………….. …..
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…..
План моей работы был нарушен, потому что………………………..
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт,
так как……………………………………………………………………
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что.................
Слайд 28Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того,
что
было задумано, получилось, например……………………………….
Это произошло, потому что………………………………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы……………………………………..
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для
того, чтобы…………………………………………………………………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о
проблеме, над которой работал)……………………………………………
Слайд 29 проекты делятся на 3 категории:
Не содержат математических выкладок, содержат исторический
характер
Тема проекта совпадает с тематикой учебной деятельностью, но носит расширенный характер
Обучающиеся сами предполагают гипотезу из области математики и исследуют ее
Слайд 30типы проектов на уроке математике
Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных
целей, к примеру – исследовательские рефераты старшеклассников
Творческие – газета, видеофильм, подготовка выставки, составление кросвордов, чайнвордов, ребусов, выставки оригами
Слайд 31Игровые – результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а
могут вырисовываться лишь к концу – например составление кросвордов, проведение урока учащимися старших классов с учащимися младших классов
Информационные – подготовка различных сообщений, докладов
Практико-ориентированные – составление наглядных пособий учащимися для работы в группах или в парах
Слайд 32Типы проектов
Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, к примеру
– исследовательские рефераты старшеклассников, исследования с опережением программы
Слайд 33Исследоватеьские проекты
8 класс. Теорема Виета
Разбить класс на группы ( 3-4
чел)
Цель проекта: найти различные способы доказательств теоремы, оформить доказательство в виде презентации, подготовить защиту, указав преимущества этого метода и недостатки
Слайд 34Исследовательские проекты
8 класс. Формулы сокращенного умножения
Проект готовит ученик 8а класса школы
№ 26 Гусаков Владислав
Цель проекта:
Исследовать темы «Формула Ньютона», «Треугольник Паскаля», метод возведения в степень большую 5 другим способом
Оформить презентацию
Подготовить защиту , указав преимущества применения данных формул в теме «Формулы сокращенного умножения» и недостатки
Слайд 36Исследовательские проекты
7 класс. Решение систем методом крамера
Цель проекта: найти различные способы
решения систем, оформить доказательство в виде презентации, подготовить защиту, указав преимущества этого метода и недостатки
Слайд 38Творческие проекты
Составление выставок, красвордов, головоломок, чайнвордов, ребусов, газет
Слайд 41Игровые проекты
подготовка урока занимательной математики для учащихся 1-7 классов учащимися
8-9 классов, брейн-рингов в разрезе недели математики в школе;
Слайд 45Структура урока
Организационный момент
Деление класса на команды, выбор капитанов, название команды
Отгадывание
ребусов, кросвордов, логических задач, задач на смекалку, сканвордов, геометрия и занимательные задачи,спортивная остановка, магические квадраты, конкурс капитанов, литературный конкурс
Подведение итогов , награждения
Рефлексия
Слайд 46Урок занимательной математики проводят учащиеся 9ж класса с учащимися 5ж класса
Слайд 47Учитель должен помнить
Возможно у некоторых учащихся тудности с математикой, но отличные
организаторские способности и отличные способности к рисованию, а возникший интерес и чувство радости от работы над оформлением красочного красворда или презентации – и есть критерий успешной работы
Слайд 48Практико-ориентированные проекты
составление наглядных пособий учащимися, геометрических фигур, выставки оригами
Слайд 49Практико-ориентиро
ванные проекты
Слайд 50Информационные проекты
5 класс: Старинная мера длины;
6 класс: Пропорция вокруг нас; Симметрия….;
7
класс: Как функция может связать воедино окружающий нас мир;взаимное расположение графиков линейной йункции, формулы сокращенного умножения, формула Бинома Ньютона, Треугольник Паскаля
8 класс: в мире симметрии, теорема Виета, Золотое сечение, вклад Омара Хайама в развитие математики
Слайд 521).История возникновения процента.
Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum,что буквально
означает “со ста”. Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше- вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не “со ста”, а “ с шестидесяти”, так как в Вавилоне пользовались шестидесятеричными дробями). А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “cento”(сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т.е. пользуясь пропорцией. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Они брали с должника лихву ( деньги сверх того, что брали в долг). При этом говорили: “ На каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы”. Так как слово “на сто” по латыни звучит “про центум”, то сотую часть и стали называть процентом. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.
В Европе проценты появились на 1000 лет позже. Их ввел бельгийский ученый Симон Стевин, который в 1584 году впервые опубликовал таблицы процентов.
Слайд 535).Что измеряют в промилле?
Некоторые величины традиционно измеряют именно в промилле.
Например, соленость
воды, уклон железнодорожного пути, уклон дороги, уклон кровли, естественный прирост населения.
Слайд 54Основные виды симметрии
центральная
осевая
переносная
зеркальная
поворот
параллельный перенос
Слайд 56Симметрия в природе — это закономерное расположение одинаковых, равных по размеру частей
тела или форм живого организма, совокупности живых организмов относительно центра или оси симметрии. Строение тела многих многоклеточных организмов отражает определённые формы симметрии. Если тело животного можно мысленно разделить на две половины, правую и левую, то такую форму симметрии называют двусторонней. Этот тип симметрии свойственен большинству видов, а также человеку.
Если тело животного можно мысленно разделить не одной, а несколькими плоскостями симметрии на равные части, то такую симметрию называют лучевой. Этот тип симметрии встречается значительно реже.
Слайд 57Симметрия в технике
Технические объекты – самолёты, автомашины, ракеты, молотки, гайки –
практически все они от мала до велика обладают той или иной симметрией. Случайно ли это? В технике красота, соразмерность механизмов часто бывает связана с их надёжностью, устойчивостью в работе
СИММЕТРИЯ В МУЗЫКЕ и танце
Приятное звучание в музыке нередко обуславливается симметричностью мелодии. Песни всегда находятся в какой-то тональности.
На Руси с давних пор сложилась своя система звонов колоколов. Колокола звонили по-разному, в каждом случае со своим ритмом, со своей симметрией. Музыка, исполняемая на музыкальных инструментах или воспроизводимая человеческим голосом, также полна симметрии.
«В наслаждении красотою есть элемент наслаждения мышления».
Аристотель
Слайд 60 Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие
древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий .
В. ВАСНЕЦОВ. Богатыри
РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна
СИММЕТРИЯ В ЖИВОПИСИ
«Если от какого-нибудь искусства отнять то, что относится к взвешиванию, измерению и арифметике, как мало останется от этого искусства».
Платон
Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан
Слайд 61Простые
палиндромы
На в лоб болван
Молоко делили ледоколом.
Нажал кабан на баклажан.
Туши рано фонари, шут!
Лилипут сома на мосту пилил.
Лёша на полке клопа нашёл.
Я иду с мечом судия.
Палиндром – число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях. Иногда палиндромом называют любой симметричный относительно своей середины набор символов.
Слайд 62Выводы :
В ходе работы я поняла:
Симметрией обладают объекты и явления живой
природы.
Существует несколько основных типов симметрии, которые могут сочетаться друг с другом.
В живой природе огромное большинство живых организмов обнаруживает сочетание различных видов симметрии.
Симметрия позволяет живым организмам лучше приспособиться к среде обитания и просто выжить.
Изучив необходимую литературу, я поняла, что симметрия, прежде всего, определяется целесообразностью. Никому не нужен кривой автомобиль или самолёт с крыльями разной длины. Кроме того симметричные объекты красивы.
Проектная работа расширила наш кругозор и помогла взглянуть на окружающий мир глазами исследователя.
Мы на практике увидели меж-предметные связи между математикой и природой, техникой, искусством, архитектурой.
Повысился интерес к изучению этих предметов в школе.
Слайд 65Работая на проектом каждому учителю нужно помнить
Основными критериями успешности является радость
и чувство удовлетворенности у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков
Слайд 66Ученик – не чаша, которую необходимо наполнить, а факел, который нужно
разжечь (античная
мудрость)
Слайд 67Зачем мы все это делаем?
В результате работы над проектом ребенок
Готовится
к самостоятельной жизни в обществе
учится лидерским качествам, с целью воспитания конкурентноспособной личности на рынке труда
Учится самостоятельно думать, ставить перед собой задачи, решать разнообразные проблемы и добиваться поставленной цели
Развивает критическое и творческое мышление
Развивает коммуникативные навыки, навыки работы с различными источниками ( книги, статьи из журналов...)
учится отстаивать свою точку зрения и признавать свои ошибки
Учится быть ответственным и целеустремленным
Учится анализировать, ориентироваться в потоке информации, выделять главное от второстепенного, учится сравнивать, обобщать, систематизировать,
Развивается культура его устной и письменной речи, словарного запаса
Получает возможность сориентироваться в выборе будующей профессии
Развивает творческие способности
Слайд 68Обучающиеся в процессе работы:
Учатся Умению договариваться
Взаимообучение («я уже все понял, сейчас
я тебе объясню!»)
Взаимоконтроль («так, у тебя что получилось?!»)
Умению распределять роли при выступлении
Возможность разделения ответственности
Слайд 69В рамках предметной недели обучающиеся 6 класса проводят с обучающимися 2
го класса
Урок занимательной математики во 2 Б классе
Слайд 71Замени полученные ответы на буквы
Вычисли:
8-4=
2+4= 5+4=
6+4= 1-0= 6-6=
5+2= 8-3= 3+8=
9-1= 6-4= 10+2=
1+3=
6-3=
5-и
10-н 2-ь
7-у 9-в
8-р 0-с
3-х 11-е
6-ц 12-ц
1-к
Слайд 73
«МАТЕМАТИКА –
ЦАРИЦА
ВСЕХ НАУК!»
Слайд 75
5 котят песок копают
3 на суше загорают
2 копаются в золе
Сколько всех?
Скажите мне...
Слайд 76Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря!
5 карасиков в ведерке
И 4
пескаря
Посчитайте-ка улов
У кого ответ готов?
Слайд 77Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят
6 уплыли далеко
2 нырнули глубоко
Сколько же утят
в пруду
Сосчитать я не могу...
Слайд 78Ёж спросил ежа-соседа
-Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме,
Видишь яблоки на
мне,
Собираю их в лесу,
6 принес и 3 несу
Призадумался сосед:
Много это, или нет?
Слайд 79В гнезде у синичек
Лежат 7 яичек
Мама синичка-
Положила еще 2 яичка
Сколько яичек
в гнезде у синичек?
Слайд 80
5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат
2 мышонка спят под
елкой
Сосчитать мышей не долго
Слайд 81Тишка – кот такой глупышка
Очень рыбу любит Тишка
На рыбалке побывал
6 пескариков
поймал,
Щуки две и два ерша
Жизнь у Тишки - хороша!
Кто быстрее сосчитал?
Сколько рыбок кот поймал?
Слайд 825 пуночек сели в одну кормушку
2 – в другую: сытно их
брюшкам
Вот и спрошу, я ребята у вас,
Сколько рыбок мы кормим сейчас?
Слайд 875 * ница 4***верг
Па*3 ж
Ви 3 на
С 3 жи Аме *3 ка
Сви 100 к Ре 100 ран
Слайд 901. Двое играли в домино 2 часа. Сколько играл каждый?
Слайд 912. На грядке сидели 6 воробьев. Кот васька подкрался и схватил одного.
Сколько воробьев осталось сидеть на грядке?
Слайд 923. Две девушки шли в город. Навстречу им шли 3 женщины. Сколько
человек шли в город?
Слайд 934. Как в комнате расставить 6 стульев, чтобы у каждой стороны стояло
по 2 стула?
Слайд 945. Муравей легче слона, слон тяжелее кота. Кто тяжелее всех?
Слайд 95
6. В какой сказке рассказывается о Мальвине и Пьеро?
Слайд 967. Каждый охотник желает знать где сидит фазан? Что это за
фраза?
5 мартышек,
2 слоненка.
Что это?
Слайд 989. Кто лишний? СТРЕКОЗА, БАБОЧКА, ЛЯГУШКА.
Слайд 9910. «Золушка», «Репка», «Золотой ключик». В какой сказке происходит волшебство?
Слайд 100
11. В комнате их четыре. Маленьких туда ставят... Что это?
Слайд 10112. Самое приятное на уроке. Самое неприятное на перемене. Бывает последний
Слайд 103Расставьте в квадрате числа 1.1.1.2.2.2.3.3.3
Слайд 106В выражения, которые мы вам сейчас предлагаем, нужно вставить пропущенные слова
«всегда» или «некоторые»
Слайд 1071. _________числа двузначные
2. _________задачи решаются в два действия
3. _________примеры, в которых записано: 1+3
= 4
4. _________ квадраты имеют 4 угла
5. _________имеющие по математике оценку «5» - отличники»
6. _________ все люди любят шоколад
Слайд 1087. _________ дети учатся в школе
8. _________дети учатся в институте
9. __________ дети ходят в
детсвий сад
10. _________ треугольники имеют три угла
11. _________ примеры мы решаем пользуясь таблицей умножения
12. _________ дети легко учатся в школе
Слайд 110Составьте слова из букв этого слова
МАТЕМАТИКА