Слайд 1Проект:
«Старинные русские
меры длины и массы»
Выполнил:
ученик 5 б класса
Сочин Александр
Руководитель:
В.Ф. Кудряшова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа № 2»
Цель
изучить старинные меры длины, сравнить их с новой
измерительной системой.
Задачи
1.Изучить старинные меры длины и массы.
2. Старинные меры длины и массы в пословицах и поговорках.
3.Старинные меры длины и массы в произведениях.
4. Опросить свою семью и друзей о древнерусских мерах длины и массы.
5. Анкетирование.
6. Практически применить знания, результаты изложить в виде таблиц.
Гипотеза: можно ли использовать старинные меры длины в настоящее время, на сколько они точны и совершенны.
Предмет исследования: старинные русские меры длины.
Слайд 4Актуальность.
Русская система мер — система мер, издревле традиционно применявшихся на Руси и
в Российской империи.
На смену русской системе пришла метрическая система мер, которая была допущена к применению в России (в необязательном порядке) по закону от 4 июня 1899 года. Метрическая система мер – это всем нам привычные метры, килограммы, гектары и т. д.
А в древней Руси применялись совершенно другие, нашим современникам непонятные единицы измерения.
Поэтому очень интересно сравнить меры, которые применяются сегодня с мерами, которые были привычны для наших предков.
Слайд 5Эпиграф.
Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки,
Но могли предмет любой
измерять самим собой:
Ткани мерили локтями, землю мерили лаптями,
И имели пальцев 5 – щели в доме измерять.
В общем жили не тужили, не хлебали лаптем щей,
И всему на свете люди были – мерою вещей.
Слайд 6Древнерусские меры длины
верста,
сажень,
аршин,
локоть,
пядь
вершок.
Крупные меры длины
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.
Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Мелкие меры длины
«ПЯДЬ»(пядница) – расстояние между большим и
указательным пальцами
МАЛАЯ ПЯДЬ
(с 17-го века она называлась - "четверть" <аршина>)
=17,78 см
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ –
расстояние между концами большого пальца и мизинца =22-23 см
П Я Д Ь С КУВЫРКОМ (по Далю) –
пядь с прибавкой двух суставов указательного палица
= 27-31 см
Слайд 9ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из
древнейших мер длины.
Слайд 11ВЕРСТА - старорусская путевая мера
(её раннее название - ''поприще'').
Этим
словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы.
За семь верст киселя хлебать отправился - сокрушались раньше о далекой и бессмысленной поездке. Семь верст по меркам XVII - XIX века - довольно большое расстояние (около 7,5 км).
Сажень
Разновидности по назначению:
"Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.
" Косая сажень " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан)
Слайд 13ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным
- "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки").
Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см.
С 16-го века постепенно вытесняется аршином и
в 19 веке почти не употребляется.
Золотник.
«Мал золотник, да дорог» – говорили на Руси.
Насколько же он мал? Золотник был самой малой мерой веса (около 4 г) и использовался, главным образом, при взвешивании золота и серебра. Буквальный смысл поговорки связан с малым, но дорогим количеством, измеряемым, что называется "на вес золота".
Слайд 17Фунт.
ФУНТ (от латинского слова ‘pondus’ — вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96
золотникам, 1/40 пуда, в современном исчислении 409,50 г.
Используется в сочетаниях: «не фунт изюма», «узнать почём фунт лиха».
Сахар продавали фунтами.
Русский фунт был принят при Алексее Михайловиче.
Слайд 18Пуд.
ПУД равнялся 40 фунтам, в современном исчислении — 16,38 кг. Применялся уже
в 12 веке.
Пуд — (от латинского pondus — вес, тяжесть) это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. При взвешивании металлов пуд являлся как единицей измерения, так и счётной единицей. Даже когда результаты взвешиваний являлись десяткам и сотням пудов, их не переводили в берковцы. Еще в XI-XII вв. употребляли различные весы с равноплечим и неравноплечим коромыслом: «пуд» — разновидность весов с переменной точкой опоры и неподвижной гирей, «скалвы» — равноплечие весы (двухчашечные).
Пуд как единица массы был отменён в СССР в 1924г.
Слайд 19Берковец.
БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно
для взвешивания воска, меда и т.д.
Берковец - от названия острова Бьерк. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров. (163,8 кг).
Известно упоминание берковца в XII веке.
Слайд 20Пословицы и поговорки о древнерусских мерах длины и массы
Слайд 21Пословицы и поговорки о древнерусских мерах длины и массы
Слайд 22Старинные меры длины и массы в произведениях литературы
Слайд 23Старинные меры длины и массы в произведениях литературы
Слайд 24Практическое применение.
Я решил узнать длину пяди, локтя, сажени и шага всех
членов моей семьи. Результаты отображены в таблице:
Слайд 25Практическое применение.
1. Я решил измерить расстояние от моего дома до школы
в метрах и выразить его в старинных единицах измерения, например в аршинах.
Расстояние от моего дома до школы = 700 м
1 аршин = 71,12 см
700 / 0,7112 = 984,25 аршин
Если измерять, как в старину аршинами (а нам известно, что аршин равнялся примерно длине шага взрослого человека), то:
В папиных шагах это расстояние будет равно
700 м/0,8 = 875 шагов (или аршин)
В маминых и моих шагах это расстояние будет равно
700 м/0,7 = 1000 шагов (или аршин)
Напрашивается вывод – вы видите, какая получилась разница, то есть этот метод измерения не совсем точен.
Слайд 26Практическое применение.
2. Мама решила сшить новые занавески. Ей понадобится 10 метров
ткани, что составляет примерно 22 локтя.
1 вариант: Допустим, пошёл на рынок я и купил 22 локтя ткани, длина моего локтя 42 см.
Значит я купил 22*42 см = 924 см = 9,24 м ткани
2 вариант: за покупкой пошел папа (длина его локтя 47 см). Он купил 22*47 см = 1034 см = 10,34 м ткани
3 вариант: за покупкой пошла мама (длина её локтя 44 см). Она купила 22*44 см = 968 см = 9,68 м ткани
Вывод – только купленной папой ткани хватит маме на занавески!
Слайд 27Опрос «знаете ли вы древнерусские меры длины и массы?»
Я провел опрос
среди членов моей семьи и друзей, знают ли они старинные меры длины и массы. Результаты отображены в таблице:
Слайд 28Заключение
В процессе работы я выяснил, что в древней Руси существовало
много различных единиц измерения длины и массы.
Но нужно отметить, что все они были не совсем точны. Так меры длины основывались на длинах различных частей тела человека (например, локоть) или на расстоянии (например, аршин ,длина человеческого шага). Но все люди разные, поэтому и единицы измерения длин были разные.
Меры веса так же были примерные, например, золотник – вес золотой монеты, применявшейся в Киевской Руси, равен 96 долям, 0,333 лота, 4,266 грамма… Очень трудно производить необходимые вычисления.
С заменой русской системы на метрическую систему мер измерения стали более точными, потому что 1 метр – это всегда 1 метр, а не 1,4 шага различных людей.
Но мне было интересно узнать историю возникновения тех или иных старинных единиц измерения. По окончании работы я испытал огромное удовольствие от проделанной работы под руководством учителя, родителей и надеюсь, что она у меня получилась.
Слайд 29 Список литературы
Интернет, сайт https://ru.wikipedia.org
Интернет, сайт http://fb.ru
Интернет, сайт http://ruspravda.info
Волков В. Как появилась метрическая система мер .Квант. – 1990.-№8. с. 33-34.
Глейзер Г.И. История математики в школе IV – VI классы.- М.: Просвещение,1981.
Депман И.Я. Меры и метрическая система. – Л.-Детгиз, 1953.
Котляр Б.Д. Удивительное равенство. Квант.-1989.- №7 с. 17-21.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,С.И.Шварцбурд-М.:Мнемозина,2007.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др.-М._Просвещение, 2006.
Свечников А.А.,Сорокин П.И. Числа,фигуры,задачи.- М. – Просвещение, 1977.