Слайд 1Проблемно-поисковый метод обучения математике
Слайд 2Методы и технологии обучения, основанные на деятельностном подходе
Проблемно-поисковый
Исследовательский
Метод учебных проектов
Технология учебных
мастерских
Технология модульного обучения
Слайд 3Проблемно-поисковый метод – это такой подход к обучению, при котором ученик
в процессе обучения поставлен в условия необходимости совершать открытие факта, закономерности или освоить новый способ познания, т. е. механизм приобретения новых знаний о реальной действительности.
Иногда этот метод называют «обучением через открытие».
Слайд 4 Модель организации учебного процесса основана на принципе проблемности.
Проблема может быть связана с содержанием учебного материала или способом его развёртывания.
Проблемный метод обучения обеспечивает организацию самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся, направленных на решение проблемных задач или проблемных заданий, в процессе которой развивается их исследовательская активность, формируются творческие умения.
Слайд 5
Творчество учителя заключается в подборке системы задач, которые ориентированы
на видение проблемы, перенос знаний и умений в новые ситуации, на комбинирование известных методов их решения, и при выполнении которых ученик должен «открыть» подлежащие усвоению новые знания и действия.
Слайд 6Процесс организации обучения включает последовательные действия учителя
Создание значимой для ученика проблемной
ситуации;
Наполнение этой ситуации таким противоречием, чтобы учащиеся осознали это противоречие как важную проблему;
Сформулировать исследовательскую или творческую задачу;
Обсудить, совместно выработать или предложить пути её решения.
Слайд 7Три уровня технологии проблемного обучения
На первом уровне учитель ставит проблему, указывает
на конечный результат и направляет учащихся на самостоятельное решение.
На втором уровне учитель ставит проблему, метод решения учащиеся ищут сами.
На третьем уровне ученик должен сам увидеть проблему, сформулировать её, исследовать возможности и способы её решения.
Слайд 8
Для решения проблемной задачи или проблемного задания используются продуктивные
методы:
Частично-поисковый
Полностью поисковый
Исследовательский
Слайд 9Основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация – ситуация интеллектуального затруднения, создание
которой предполагает такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого ученик должен «открыть» подлежащие усвоению новые знания и действия.
Проблемную ситуацию завершают вопросом, заданием, призывом к поиску.
Слайд 10
Проблема в учебном процессе определяется, как осознание учеником невозможности
в данной ситуации разрешить возникшее затруднение или противоречие средствами наличного опыта или имеющихся в наличии знаний.
Признаками учебной проблемы можно выделить отсутствие для её решения необходимых
Знаний;
Нужных умений (опыта);
Осознание противоречий в ситуации.
Слайд 11
Проблемная ситуация может быть создана при соблюдении следующих условий:
Наличия
проблемного вопроса, проблемной задачи, либо проблемного задания, которые направляют поисковую деятельность ученика по открытию нового знания или применения известного в новой ситуации;
Появления необходимости выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном способе или условии действия (неизвестное знание, которое нужно добыть или усвоить);
Наличия возможностей учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытие неизвестного (известные знания и сформированные умения, полученные ранее, на которые можно опереться).
Слайд 12
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Слайд 13
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим
найти способ его решения.
Тема «Координаты на прямой»
(6 класс).
Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку О (начало отсчёта). Выберите единичный отрезок и отложите его от начала отсчёта 1 раз, 2 раза, 3 раза и т.д. Откладывайте единичные отрезки и вправо и влево от точки О. Под каждой точкой подпишите соответствующее число. Чем неудобна эта шкала?
Слайд 14
Учитель побуждает учащихся проводить аналогию с ранее изученным материалом.
Тема «Геометрическая прогрессия» (9 класс)
На доске выполнена таблица, в которой в левой части систематизировано всё изученное об арифметической прогрессии.
Слайд 15 Учитель сталкивает противоречия
практической деятельности.
Тема «Неравенство
треугольника»
(7 класс)
Построить ΔАВС такой, чтобы
а)АВ = 4см, ВС = 5см, АС = 6см;
б)АВ = 2см, ВС = 3см, АС = 6см;
в)АВ = 3см, ВС = 4см, АС = 7см;
В ходе решения и последующем обсуждении учащиеся приходят к тому, что не всегда можно построить треугольник из трёх отрезков.
Слайд 16
Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же
вопрос.
Тема «Смешанные числа» (5 класс).
Учащимся задаётся вопрос: «Как разделить 5 яблок между тремя ребятами?». В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это можно сделать двумя способами. Каждое яблоко разрезать на три части, и тогда каждый ребёнок получит по 5 частей. Можно каждому дать по целому яблоку, оставшиеся два разрезать на три части, тогда каждый ребёнок получит по одной целой две трети яблока.
Слайд 17
Учитель ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику рассуждения,
конкретизацию, конструирование объектов.
Тема «Смежные углы» (7 класс).
Нарисуйте два угла, у которых одна сторона общая.
Нарисуйте два угла, у которых две стороны продолжают друг друга.
Нарисуйте два угла, у которых одна сторона общая, а две другие продолжают друг друга.
Такие углы называются смежными. Попробуйте сконструировать определение смежных углов.
Слайд 18
Учитель формулирует проблемные задачи, например, с недостаточными или избыточными данными, с
неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками.
Тема «Порядок выполнения действий» (5класс).
Учащимся предлагается вопрос: «Верно ли выполнены действия а) 16 – 4:2=6 б) 3+2×7=35?
В каком порядке выполняются действия над числами?
Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными?
Слайд 19
Нестандартность вопроса.
Формулировка вопроса типа: «Хватит ли?
Успеет ли? Кто быстрее» - один из приёмов создания проблемной ситуации.
Тема «Пропорции» (6 класс).
Валя и Вера собрались варить варенье из 2,5кг смородины. По рецепту на 2кг ягод нужно 3кг сахара. Валя сказала, что им потребуется 3,75кг сахара, а Вера, что 3,25кг сахара. Кто из них прав?
Слайд 20
Учитель определяет проблемные теоретические и практические задания, например,
исследовательские.
Тема «Взаимное расположение прямой и окружности» (8 класс).
Оборудование: окружность, нарисованная на листе бумаги и палочка в качестве прямой, линейка.
Задание.
На рисунке установите взаимное расположение окружности и прямой.
Измерьте радиус окружности R и расстояние от центра окружности до прямой d
Слайд 21Результаты исследования запишите в таблицу.
Слайд 22
Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, которая должна создаваться систематически
и с учётом реальных, значимых для учащихся противоречий.
Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.