Слайд 1«Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках
математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Учитель начальных классов
Соловьева Г.В.
Нижний Новгород, 2019
Слайд 2
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир
знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.»
Ш. Амонашвили
Слайд 3Актуальность.
Игра является одним из средств формирования психологических образований, необходимых для учебного
процесса, мышления, внимания, памяти, воображения.
В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности.
Посредством игровой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут».
Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Слайд 4Цель проекта:
Развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента
на развитие у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения.
Слайд 5Задачи проекта:
Развитие психических процессов;
Формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
Увеличение
объёма внимания и памяти;
Развитие любознательности, самостоятельности;
Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Слайд 6 Основной вопрос проекта:
Как с помощью игры добиться
прочных знаний по математике?
Вопрос учебной темы:
Обучение учащихся посредством коррекционно-развивающих игр на уроке.
Учебные предметы:
Коррекционно-развивающие и познавательные игры математического содержания, стихотворные задачи, загадки, игра-путешествия, игра-сказка, игра-занятие, игра-развлечение.
Слайд 7 Участники проекта:
Учащиеся начальных классов, родители,
учащиеся, учителя
Слайд 8Гипотеза:
Если у ребёнка не будут сформированы психические процессы такие,
как память, внимание, мышление, воображение, речь, то невозможно успешное обучение ребёнка в школе.
Слайд 9Проблемные вопросы:
Какова роль игры в обучении математике ;
Какой материал способствует коррекции
и развитию познавательных процессов;
Как повысить интерес обучающихся к урокам математики;
Как могут повлиять коррекционные занятия на результат работы по развитию познавательной деятельности обучающихся.
Слайд 10 Методы исследования:
Текущие устные опросы;
Викторины;
Наблюдение;
Самостоятельная работа.
Слайд 11 Ход исследования:
Изготовление дидактического материала;
Подготовка к игре;
Ход игры;
Результаты
игры;
Слайд 12Уровень качества знаний в 1 классе (на начало учебного года) до
начала реализации проекта.
Слайд 13Уровень качества знаний в 1 классе (на конец учебного года) на
конец реализации проекта.
Слайд 14Результаты исследования:
При обучении детей математике посредством игровой коррекционно-развивающей деятельности происходит формирование
высших процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Многообразие и широкий спектр развивающих, коррекционных и познавательных игр математического содержания помогают учащимся адаптироваться к современным реалиям жизни.
Слайд 15Выводы:
Коррекционные приёмы обучения математике направлены на развитие познавательной активности и речи
учащихся;
Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной.
Применение дифференцированных заданий, учитывающих особенности слабоуспевающих детей, способствует преодолению недостатков их развития, позволяет восполнить пробелы в математических знаниях и заложить основу дальнейшего изучения курса математики.
Слайд 16Информационные источники:
В.И. Кром «Активизация познавательной деятельности на уроках математики». Начальная школа
№8, 1999г.
И.А. Липина «Развитие логического мышления на уроках математики». Начальная школа №8, 1999г.
С.И. Захаров «Математику учим в игре». Начальная школа №9, 2000г.
Г.М. Капустина «Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №5, 2003г.
Л.Н. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №3, 2005г.
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». М. Владос, 2004г.
О.А. Каробанова «Игра в коррекции психического развития ребёнка». Москва, 1997г.
М.Н. Перова «Дидактические игры и занимательные упражнения по математике». Москва, 1998г.
Т.В. Розанова «Развитие мышления аномальных школьников на уроках математики». Дефектология №3, 1985г.