Презентация, доклад Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики

Содержание

«Концепция модернизации российского образования»«Новый образовательный результат»Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;Развитие умений работы с информацией;Развитие навыков самостоятельной работы и умений принимать решения в нестандартной ситуации;Формирование навыков исследовательской деятельности.Формирование

Слайд 1Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на
уроках математики

Учитель математики

МКОУ «Колпаковская СОШ»
Ежова Л.М.

Чтение делает человека знающим,
беседа — находчивым,
а привычка записывать — точным.
Бэкон Ф.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математикиУчитель математики МКОУ «Колпаковская СОШ»Ежова Л.М.Чтение делает человека

Слайд 2«Концепция модернизации российского образования»

«Новый образовательный результат»
Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта

решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
Развитие умений работы с информацией;
Развитие навыков самостоятельной работы и умений принимать решения в нестандартной ситуации;
Формирование навыков исследовательской деятельности.
Формирование навыков работы в группе.

Человек (его мышление, сфера практических умений, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной.

«Концепция модернизации российского образования»«Новый образовательный результат»Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний

Слайд 3Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание смыслового содержания

текста.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД:
личностные УУД – мотивация чтения,
мотивы учения, отношение к себе и к школе;
регулятивные УУД – принятие обучающимся
учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
познавательные УУД – логическое и абстрактное
мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объём словаря;
коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание смыслового содержания текста. Составляющие смыслового чтения входят в структуру

Слайд 4
Стратегия смыслового чтения



Поиск информации и понимание прочитанного
Преобразование и интерпретация
Оценка информации

Стратегия смыслового чтенияПоиск информации и понимание прочитанногоПреобразование и интерпретацияОценка информации

Слайд 5Причины возникновения проблем при работе с математическим текстом:
1. Своеобразный язык математики,

абстрактность теории, сжатость и краткость изложения

2. Широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации

3. Тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами

4. В текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы
Причины возникновения проблем при работе с математическим текстом:1. Своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения

Слайд 61 этап – работа до чтения
Работа с заголовком параграфа или главы

Основной приём – это прием «Банк идей (гипотез)», куда обучающиеся «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться.


Этот прием научит детей выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности обучающихся .

1 этап – работа до чтенияРабота с заголовком параграфа или главы Основной приём – это прием «Банк

Слайд 72 этап – работа с текстом
1.Ставим цель
знакомство с информацией,
понимание

информации,
запоминание,
использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях,
подтверждение изученного или того, что знали ранее,
отыскание примеров,
подтверждение научных фактов,
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

2. Определяем способ чтения
опережающее чтение,
углубленное чтение,
выборочное чтение,
чтение-сканирование,
чтение вслух,
чтение про себя,
чтение по ролям,
чтение-изучение,
выборочное чтение,
просмотр.
2 этап – работа с текстом1.Ставим цель знакомство с информацией, понимание информации, запоминание, использование информации в различных

Слайд 8Игра «Угадай-ка!»
Класс делится на 2 команды:
одна начинает читать по

учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.

Приемы работы с текстом

Игра «Угадай-ка!» Класс делится на 2 команды: одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три

Слайд 9Приемы работы с текстом
“ Чтение по ролям”

7 класс
Урок геометрии
Свойства отрезков,

лучей и углов. Первый обучающийся – отрезок, второй- луч, третий - автор и т.д. «Действующие лица» знакомят всех со «своими» свойствами, проигрывают описываемое в тексте.
Приемы работы с текстом“ Чтение по ролям”7 классУрок геометрии Свойства отрезков, лучей и углов. Первый обучающийся –

Слайд 103 этап – работа после чтения
Прочитай заголовок и попытайся ответить на

вопрос:
«О чем будет говориться в этом параграфе?».
Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.
Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее.
Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.).
Приведи свои примеры к тексту.
Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?
Озаглавь части текста и составь план.
Выполни письменное задание.
Повтори прочитанное по плану, затем без него.
Проговори несколько раз правила. Выучи наизусть.

Памятка работы с параграфом учебника математики для
обучающихся

3 этап – работа после чтенияПрочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в

Слайд 11ПРИЁМ: ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ УЧЕБНИКА.
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)


1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
ПРИЁМ: ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ УЧЕБНИКА. Тема: «Окружность и круг» (5 класс) 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова

Слайд 12“ Кто что понял?”
Приемы работы с текстом
Продуктом такой работы может быть:

список вопросов к автору текста, на которые обучающиеся не смогли ответить самостоятельно.
От обучающихся хотелось бы услышать выводы:
“Ответ … помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал…, а теперь…”, “мне осталось неясным после сообщения …, как…”.
“ Кто что понял?”Приемы работы с текстомПродуктом такой работы может быть: список вопросов к автору текста, на

Слайд 13
Пример кластера

Тема : Положительные и отрицательные числа

Положительные
и отрицательные
числа
Приём

работы с кластером
Пример  кластераТема : Положительные и отрицательные числаПоложительные и отрицательные числаПриём работы с кластером

Слайд 14Приём работы с кластером

Приём работы с кластером

Слайд 15
Приём: «Ассоциативный куст»


Если второй коэффициент - чётное число, то его корни…
Формула

сокращённого
нахождения корней
Приём: «Ассоциативный куст»Если второй коэффициент - чётное число, то его корни…Формула сокращённого нахождения корней

Слайд 16
Приём: «Ассоциативный куст»

Приём: «Ассоциативный куст»

Слайд 17
ИНСЕРТ - маркировка текста.
1. Читая, ученик делает
пометки в тексте:
V –

уже знал,
+ - новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет
таблицу, систематизируя
материал.

Приёмы работы «Инсерт»

ИНСЕРТ - маркировка текста.1. Читая, ученик делает пометки в тексте:V – уже знал,+ - новое,- - думал

Слайд 18
Пример таблицы - инсерт по теме: «Многоугольники»

Пример таблицы - инсерт по теме: «Многоугольники»

Слайд 19Составление синквейна
Для его написания существуют правила:
Приёмы работы «Синквейн»
Это стихотворение из

пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Составление синквейнаДля его написания существуют правила:Приёмы работы «Синквейн» Это стихотворение из пяти строк, где первая строка –

Слайд 20
Синквейн



ЧЕРТИТЬ
ЗАНИМАЕТСЯ

ИЗУЧЕНИЕМ
СВОЙСТВ
ДРЕВНЯЯ

ФИГУР
ИЗМЕРЯТЬ
ВЫЧИСЛЯТЬ
ИНТЕРЕСНАЯ
ГЕОМЕТРИЯ

СинквейнЧЕРТИТЬЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМСВОЙСТВДРЕВНЯЯФИГУРИЗМЕРЯТЬВЫЧИСЛЯТЬИНТЕРЕСНАЯГЕОМЕТРИЯ

Слайд 21МАСШТАБ
Арифметический, географический

Делить, вычислять, находить


Дробь, которую нужно понять

Отношение

Пример синквейна

МАСШТАБАрифметический,  географическийДелить,  вычислять,  находить      Дробь, которую нужно понятьОтношение Пример

Слайд 22Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы- вопросы, требующие простого односложного

ответа

«Толстые вопросы»–вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа
Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы- вопросы, требующие простого односложного ответа«Толстые вопросы»–вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа

Слайд 23Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы

Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы

Слайд 24Этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения
Анализ

содержания задачи
Поиск пути решения задачи и составление плана её решения

Поиск информации и понимание прочитанного

Осуществление плана решения

Преобразование и интерпретация

Проверка решения задачи

Оценка информации

Этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтенияАнализ содержания задачиПоиск пути решения задачи и

Слайд 25Приём: Составление краткой записи задачи

Приём: Составление краткой записи задачи

Слайд 26Приём: Составление краткой записи задачи

Приём: Составление краткой записи задачи

Слайд 27Приём: Составление вопросов к задаче
Задача. Бригада лесорубов ежедневно перевыполняла норму на

16 м3, поэтому недельную норму (шесть рабочих дней) она выполнила за четыре дня. Сколько кубометров леса заготовляла бригада в день?

Двумерная диаграмма(это площадь одного или нескольких прямоугольников, стороны которых изображают численные значения рассматриваемых величин

Приём: Составление вопросов к задачеЗадача. Бригада лесорубов ежедневно перевыполняла норму на 16 м3, поэтому недельную норму (шесть

Слайд 28Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»
Описать с помощью таблицы смесь

азотной и соляной кислот,
если известно, что доля азотной кислоты 0,4, а её масса 430 кг.

Решение: Определим массу всей смеси по формуле:

 

Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов» Описать с помощью таблицы смесь азотной и соляной кислот, если известно,

Слайд 29 Пример решения

контекстных задач
Пример решения контекстных задач

Слайд 30На рисунке жирными точками показана цена золота на момент

закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 5 по 28 марта 1996 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена унции золота в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа цена золота на момент закрытия торгов была наименьшей за данный период
На  рисунке  жирными точками показана цена золота на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие

Слайд 31Задача из текстов ЕГЭ:
В школе есть трехместные туристические палатки. Какое

наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвует 20 человек?
Задача из текстов ЕГЭ: В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в

Слайд 32Приём: Приём на выход проектных работ

1.
2.

Приём: Приём на выход проектных работ 1.2.

Слайд 33Учимся задавать вопросы разных типов. Ромашка Блума
простые: Кто? Что делал?

Где, когда, при каких
обстоятельствах это происходило?
уточняющие: если я правильно понял, то…?
объясняющие– о причинах и следствиях:
Почему? Зачем? Что из этого получилось?
практические - где вы в обычной жизни могли бы наблюдать симметрию?
оценочные: почему это хорошо, а то плохо?
Правильно ли поступил..?
вопросы на выявление эмоционального
отношения: понравился ли вам…?
творческие-что бы изменилось в…если бы….?Как вы думаете как будет …?
Учимся задавать вопросы разных типов. Ромашка Блума простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это

Слайд 34Тетрадь с печатной основой

Тетрадь с печатной основой

Слайд 35

Приём: «Ключевые слова»

Сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. Составьте задачу по теме «Пирамида».

многогранник,
треугольники,
n-угольник,
основание,
Египет,
Евклид,
энергия,
вершина,
44 метра,
высота,
ребро,
правильная,
высота проходит через центр вписанной в основание окружности,
апофема.

Приём: «Ключевые слова»

Слайд 36








НЕВЕРНО
ВЕРНО

ВЕРНО
ВЕРНО

НЕВЕРНО
НЕВЕРНО




Если в ромбе один из углов
равен 90°, то такой
ромб

— квадрат.

Треугольник со
сторонами 1, 2, 4 существует.

Через точку, не лежащую
на данной прямой,
можно провести прямую,
параллельную этой прямой.


Приём «Верно», «Неверно»

НЕВЕРНОВЕРНОВЕРНОВЕРНОНЕВЕРНОНЕВЕРНОЕсли в ромбе один из углов равен 90°, то такой ромб — квадрат.Треугольник со сторонами 1, 2,

Слайд 37



Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.
Угол –

это геометрическая фигура.
Угол состоит из двух пересекающихся прямых.
Бывают углы остроумные и тупые.
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.
Равные углы – это те, у которых равны стороны.
Равные углы – это те, у которых градусные меры равны
Биссектриса – это луч, выходящий из вершины угла
Бывает угол прямой

Приём: «Верите ли вы…»

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом. Угол – это геометрическая фигура.Угол состоит из двух

Слайд 38Ключевые слова
Кластер
Верные и неверные утверждения
«Верите ли Вы…»
ИНСЕРТ

Кластер
Синквейн
«Верите ли Вы…»

Вызов
Рефлексия
Осмысление
Соответствие рассмотренных приемов

стадиям технологии развития критического мышления

Стадии ТРКМ и приёмы

Ключевые словаКластерВерные и неверные утверждения«Верите ли Вы…»ИНСЕРТКластерСинквейн«Верите ли Вы…»ВызовРефлексияОсмыслениеСоответствие рассмотренных приемов стадиям технологии развития критического мышления

Слайд 39Требования ОГЭ -9 кл. и ЕГЭ -11кл.
Текстовая информация
Извлечение конкретной информации
Предъявление информации

в различных формах

Структурирование текста, осмысление информации

Анализ схем, диаграмм, таблиц, карт и т.п. как источников информации

Сжатие информации, выделение главного






Требования ОГЭ -9 кл. и ЕГЭ -11кл.Текстовая информацияИзвлечение конкретной информацииПредъявление информации в различных формахСтруктурирование текста, осмысление информацииАнализ

Слайд 40

Источники информации


Асмолов А. Г. Системно – деятельностный подход к разработке
стандартов нового поколения / / Педагогика, 2009. №4. – с. 18 – 22.
А.Г. Асмолова- формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя/– М.:Просвещение, 2010.
С. И. Заир – Бек, И, В. Муштавинская- развитие критического мышления
на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / – 2 – е изд.,
дораб. – М .: Просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – (Работаем по
новым стандартам).
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования / и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,
2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2015.
http://mathege.ru

Источники информацииАсмолов А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть