Слайд 1«Особенности реализации ФГОС общего образования»
Программа повышения квалификации
сентябрь 2014
Слайд 2Формирование УУД на уроках математики
Попова Любовь Борисовна
МБОУ Зеленецкая СОШ
2014
Слайд 3Целями изучения школьного курса математики:
- развитие логического и критического мышления,
культуры речи;
- формирование умения искать и находить необходимую информацию;
- умение анализировать, классифицировать и применять ее в реальных ситуациях.
Задача учителя:
- научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни;
- создать прочный фундамент для дальнейшего математического развития.
Слайд 4
УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
Ученик – главная действующая фигура образовательного процесса
(И. С. Якиманская).
Слайд 5УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие
учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания
Слайд 6Универсальные учебные действия - это умения:
ставить цель;
самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность;
планировать, анализировать, корректировать,
давать самооценку познавательной деятельности;
находить и формулировать учебную проблему;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным критериям; устанавливать причинно - следственные связи;
самостоятельно выполнять различные творческие работы;
участвовать в проектной и исследовательской деятельности;
Слайд 7Виды УУД
Познавательные
- самостоятельный
поиск, исследование и
обработка,
систематизация,
обобщение и
использование
информации
Личностные
– система ценностных
ориентаций школьника:
«Я
и природа», «Я и другие
люди», «Я и общество»,
«Я и познание», «Я и Я»
Регулятивные
- способность строить
учебно – познавательную
деятельность, учитывая
все ее компоненты
Коммуникативные
- осуществление
коммуникативной
деятельности
Слайд 8Виды заданий по математике,
формирующие УУД
Личностные: творческие задания, имеющие практическое применение;
подведение итогов урока; самооценка событий;
Регулятивные: преднамеренные «ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; работа по алгоритму; диспут; ищу ошибку; контрольный опрос на определенную проблему;
Познавательные: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «цепочки»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
Коммуникативные: составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…»;
Слайд 9Технологии для формирования УУД
Слайд 10Этапы формирования УУД
1 этап — вводно-мотивационный
2 этап — открытие
математических знаний
3 этап — формализация знаний
4 этап — обобщение и систематизация
5 этап —рефлексия
Слайд 111этап- вводно-мотивационный
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы
определенные мотивы. На уроках математики создаются проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы
(используется технология проблемного обучения)
Слайд 122 этап - открытие математических знаний
На данном этапе решающее значение имеют
приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
Слайд 133 этап — формализация знаний
Основное назначение приемов на
этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта
Слайд 144 этап — обобщение и систематизация
На этом этапе применяются
приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами , приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер
Слайд 155 этап —рефлексия
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке,
и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия. И намечаются дальнейшие цели деятельности.
Слайд 17Рекомендации
по развитию личностных УУД
Помните, что каждый ребенок – индивидуален.
Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Слайд 18Рекомендации
по развитию регулятивных УУД
Научите ребенка контролировать свою
речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Слайд 19Рекомендации
по развитию познавательных УУД
Если вы хотите, чтобы дети
усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 20Рекомендации
по развитию коммуникативных УУД
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во
время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,
особенности развития.
Слайд 21Примеры заданий
Из учебника математика 5 класс И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
Слайд 22личностные
творческие задания, имеющие практическое применение;
№5
Запишите, пользуясь римской нумерацией:
а) возраст
своих родителей;
б) свой рост в сантиметрах;
в) год своего рождения;
г) длину и ширину учебника по математике в миллиметрах.
№157
Составьте список продуктов. Которые вы хотели бы купить к празднично-му столу. Узнайте их цены и, выполнив прикидку, определите, хватит ли вам для покупки 800р. Если хватит, подумайте, что еще можно купить на оставшиеся деньги, а если нет, то от чего вам придется отказаться.
№197
Сравните площади фигур. Изображенных на рисунке. Есть ли среди них равные? Ответ обосновать.
Слайд 23регулятивные
преднамеренные «ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль
и взаимоконтроль;
№130
Округлите до разряда тысяч следующие числа: 6948,6848, 6748, 6648. 6548, 6448, 6348, 6248, 6148, 6048. Проверьте себя:
6948= 7000 6748=7000 6548=7000 6348=6000 6148=6000
6848=7000 6648=7000 6448 =6000 6248=6000 6048=6000
Проанализируйте эти приближенные равенства и ответьте на вопросы:
- в каких случаях цифра разряда тысяч не изменилась? изменилась
№172 №263
Укажите , какие из приведенных Запишите на математическом
вычислений выполнены правильно, языке предложения:
а какие - нет и почему: 1) сумма первых четырех натуральных
1343 1343 чисел равна десяти;
* 432 * 432 2) произведение первых четырех
2684 2684 натуральных чисел равна двадцати четырем
4026 4026 Проверьте себя: 1)1 + 2 + 3 + 4 = 10
5368 5368 2)1 · 2 · 3 · 4 = 10
2078 579744
Слайд 24познавательные
«найди отличия»;«поиск лишнего»; «цепочки»;«лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с
разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
№53
Валовой доход фабрики за год составил 1450000р., а расходы за тот же период - 500000р. Найдите чистый доход. Полученный фабрикой за год.
№ 227
Заполни таблицу: c 30 38 43 59 72
d 15 22 26 41 53
3(c-d)
3c-3d
№166
Укажите начало координатного луча:
а) A B C D V F G H I J K L M
15 25 35
Слайд 25коммуникативные
составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению
заданий; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…»;
№73
1) Предположим, что кто-то из ваших знакомых знает, что такое точка и что такое прямая, но не знает. Что такое отрезок и что такое луч. Как бы вы ему это объяснили ?
№106
Постарайтесь объяснить, что такое длина ломаной.
№ 216
Используя рисунок. Объясните. Почему справедливо равенство:
a(b+c)= ab+ac. Какое свойство арифметических действий оно выражает?
b
c
a