Слайд 1Здоровьесберегающие
технологии
на уроках
математики
Слайд 2«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен, понимает юмор;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности, честен, самокритичен.
Слайд 4 Необходимо правильно организовать учебную деятельность в школе и дома, а
именно, следовать принципам:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
создание оптимальных психолого–педагогических условий для реализации потенциальных возможностей ребенка, создание ситуации успеха в обучении.
Слайд 5Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения при математической подготовке учащихся такова: сохранить
здоровье школьника через создание на уроке комфортной атмосферы, свободной для творчества, через раскрепощение мысли ребёнка, его способность самостоятельно собирать, анализировать и синтезировать получаемую информацию и добиваться результатов, т.е. через его интеллектуальное совершенствование
Слайд 6Необходимо сформировать у него те необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, которые помогут в организации креативной мыслительной деятельности, в воспитании математического мышления, в овладении математикой, как методом познания, как основой для формирования метаязыка наук будущего и способствуют развитию памяти и внимания.
Слайд 7Необходимо также научить использовать полученные математические знания в повседневной жизни.
Слайд 8В контексте изучения математики использование данной технологии организует освоение ребёнком содержательных
обобщений, поэтапное формирование умственных действий и т.д.
Слайд 9Информация – это результат научных исследований. Ни одно научное исследование невозможно
без математического метода познания.
Слайд 10Широкие возможности математики привели к активной математизации науки и общества, сделали
математическую подготовку необходимой составляющей здоровой, успешной, конкурентоспособной личности.
Слайд 111. Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к
труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу.
2. Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.
3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав.
4. Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.
5. При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций.
6. Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления.
Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи, упражнения
Слайд 12Содержание уроковнеобходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и
психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач.
Слайд 13Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной
работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Слайд 14Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения
учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.
Слайд 15Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Слайд 16Здоровьесберегающий урок должен:
воспитывать
стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми
учить
их ощущать радость от каждого прожитого дня
показывать им, что жизнь - это прекрасно
вызывать у них позитивную самооценку.
Слайд 17Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
отсутствие назидательности и авторитарности
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Слайд 18Здоровьесберегающие действия:
оптимальная плотность урока
чередование видов учебной деятельности
Слайд 19Оздоровительные моменты на уроке
физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных
точек
Слайд 20Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются.
Слайд 21 Физкультминутки.
На растягивание отделов позвоночника.
Наклоны вперед, назад, в
сторону.
Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
Слайд 22Стоя спать умеет слон.
Он слонихе шлет поклон.
Слайд 23Помни о том,
что надо ежедневно делать гимнастику для глаз
от
5 до 10 минут
Слайд 25Наличие эмоциональных разрядок
поговорка,
высказывание,
веселое четверостишие,
юмористическая или поучительная картинка
Слайд 26Важно!
Правильная поза ученика во время занятий за столом
Правильная рабочая поза
при
письме
Слайд 27Положительные эмоции
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно
организованного учебного процесса.
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Слайд 28Уроки математики следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть
в период высокой работоспособности.
Педагогически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению.
Слайд 29На уроках математики важно применять дифференцированные приемы оценки качества знаний учащихся,
предлагая им контрольные работы разного уровня сложности, предлагать детям самим делать выбор, в тоже время не занижать стандартов образования.
Слайд 30Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни
зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.
Важно использовать задания, основанные на фактическом материале, использовать графические иллюстрации, диаграммы, таблицы для пропаганды здорового образа жизни.
Слайд 31Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому
задача учителя математики – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке.
Слайд 32Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах,
так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища.
Слайд 33Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных
способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Слайд 34С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный
эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.
Слайд 35Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики предполагает, что учитель своими действиями
не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Доброжелательность, терпение, деликатность, юмор, взаимное уважение и заинтересованность - незаменимые помощники в этом.
Слайд 36 На уроках математики практически вся учебная деятельность связана
с классной доской.
Очень важно, чтобы к началу урока были сделаны необходимые записи на доске; иногда для создания интриги записи закрываются плакатами и по мере изучения темы открываются.
Слайд 37 Некоторые ученики трудно запоминают новый материал. Для этого полезно
развивать зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Эффективно использование слуховой памяти.
Слайд 38Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых математических
правил, так и просто отдельных терминов из курса математики.
Слайд 39Особое внимание следует уделять учащимся при переходе в 5 класс. Адаптация
к новой учебной нагрузке у пятиклассников проходит напряженно и длительно, уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. В этом возрасте резко возрастает потребность самоутверждения, может сформироваться не всегда адекватная самооценка.
Слайд 40Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме,
повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Слайд 41Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика
и его возможности.
Слайд 42 Для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся 5 класса и решения
педагогических задач большое значение имеет правильная организация урока. Его длительность, присутствие динамических пауз, сочетание разных видов деятельности.
Слайд 43Самое главное, создание комфорта на уроке, хорошие доверительные взаимоотношения учителя с
учениками.
Ура!
Математика!!!
Слайд 44 Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья на
уроках математики имеет правильная организация учебной недельной нагрузки.
Слайд 45В недельной динамике работоспособности можно отметить периоды: понедельник – врабатывание; вторник,
среда – оптимум; в четверг повышается напряжение, снижается эффективность работы, а в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели.
Слайд 46Полезно делать «разгрузочный» день, лучше в середине или в конце недели.
В этот день разгрузить урок – провести дидактическую игру, нестандартный урок, урок - путешествие и т.д.
Слайд 47 Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему,
сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учитывать нормы длительности использования технических средств на уроках:
в 5 – 7 классах длительность непрерывного применения слайдов, интерактивной доски составляет от 20 до 25 минут.
Слайд 48При использовании на уроках математики информационных и коммуникационных технологий следует придерживаться
физиолого-гигиенических рекомендаций, направленных на обеспечение безопасных условий использования компьютера.
Слайд 49Они содержат информацию о требованиях к помещениям, световому режиму, микроклимату, организации
рабочего места, качеству монитора и компьютерных программ, к режиму работы на компьютере.
Слайд 50 Учитель математики может и должен помочь школьнику в
использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Например, зная площадь комнаты, можно точно просчитать необходимое количество банок краски для ремонта. Или при строительстве дома, нужное количество кирпича. А те, кто содержит домашний скот будут точно знать нужное количество корма.
Слайд 51Организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования,
рабочих мест. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. Ведь и эти факторы также влияют как на здоровье, так и на уровень усвоения предмета математики.
Слайд 52Отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно
не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке.
Слайд 53По мнению ведущих специалистов в области нейропедагогики, оптимальные психолого – педагогические
условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Слайд 54Хочешь быть счастлив один день
- сходи в гости
Хочешь быть счастлив
неделю
- женись
Хочешь быть счастлив месяц –
купи себе машину
Хочешь быть счастлив всю жизнь
- будь здоров!
Слайд 55ЗДОРОВЬЕ –
одно из основных условий счастья человека