Слайд 1Математический
винегрет
Подготовила и провела учитель математики
I квалификационной категории
МБОУ «СОШ №
27»
Сычева Татьяна Владимировна
в 5 классе
Слайд 2Цели урока
Закрепить знания о дробях и смешанных числах; формировать навык измерения
углов и построения углов по заданной градусной мере;
Развивать чувство взаимопомощи и товарищества, умения проверять и оценивать выполненную работу;
Формировать интерес к изучению математики, расширение кругозора.
Слайд 3Утверждают, что название "винегрет" появилось в царствование Александра I.
Работавший в
дворцовой кухне знаменитый французский повар, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, он, указывая на него, спросил: "Винегр?" (по-французски vinaigre - уксус).
Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: "Винегрет, винегрет..."
Так в царском меню появилось новое название блюда, которое, выйдя за пределы дворца, упростилось до неузнаваемости и скоро стало обычной закуской русских людей.
Слайд 4А вот кто впервые произнёс это слово, вы узнаете в ходе
урока.
Имя этого человека составите по буквам.
Слайд 5Перечислите компоненты винегрета? (картофель, лук, свёкла, морковь, квашеная капуста, масло подсолнечное).
Каждый
компонент винегрета – это задание. Если вы его правильно выполните, то оно появится в блюде. Также команды в течение занятия будут получать очки за свои ответы. Победит та команда, которая больше наберёт очков за правильно выполненные задания.
Слайд 6Разминка
1. Как сложить смешанные числа?
2. Как вычесть дроби с разными знаменателями?
3.
Что такое биссектриса угла?
4. Чем отличается окружность от круга?
5. Что такое угол?
6. Как умножить дробь на число?
7. Как выполнить округление чисел до указанного разряда?
8. Что такое координатная прямая?
9. Что значит упростить выражение?
Слайд 7Появляются буквы А
- Итак, кладём I компонент винегрета – картофель.
Картошка
– это один из самых распространённых продуктов в современной жизни. Множество блюд содержат этот продукт. А вот если вы правильно выполните следующее задание, то вы узнаете название блюда из этого продукта древних индейцев Южной Америки.
Слайд 8Решите примеры, ответы расставьте в порядке возрастания, соотнесите с буквами и
получите слово
(Н) (Ь)
(Ч) (У)
(О)
Слайд 9Чуньо – консервированный картофель. Дело в том, что в Перу климат
своеобразный: днем сильно греет солнце, а ночью довольно холодно. И вот по ночам индейцы замораживали клубни, а днем сушили их на солнце. При этом происходило не только высушивание клубней картофеля, но и удаление из них горечи. Полученный продукт превосходно хранился до нового урожая.
Слайд 10Появляются буквы Н.
Следующий компонент винегрета – лук.
В Древнем Риме лук
выращивали для нужд армии на специальных участках специально обученные люди. Уже в то время человечество было хорошо осведомлено о лечебных свойствах лука. Лук считался универсальным лечебным средством, и современная медицина это не опровергает. История репчатого лука теряется в глубине веков. Считается, что лук был «окультурен» человеком 4 тысячи лет тому назад. Случилось это в Азии. А вот именно где, вы узнаете, если выполните следующее задание.
Слайд 11Составьте выражение к задаче, упростите его и соотнесите ответ со словом:
Для
винегрета взяли х шт моркови, картофеля в 2 раза больше и свёклы в 3 раза больше, чем моркови, а количество лука составляет половину количества моркови. Сколько всего овощей взяли для винегрета?
- Киргизия х - Афганистан
х - Казахстан 6х - Монголия
- Узбекистан
Слайд 14Появляется буква Т
- Следующий компонент – морковь
- Морковь также не
менее полезный продукт. Она содержит каротин, улучшающий зрение и витамин роста. Слово «морковь» латинского происхождения. А что оно означает, вы узнаете из следующего задания
Слайд 15Физкультминутка
По классу развешаны буквы.
Найдите их глазами, составьте из них слово
Слайд 16о б ж и г а ю щ и й
Слово «морковь»
в переводе с латинского языка означает «обжигающая», указывая на то, что семена данного растения имеют жгучий вкус.
Слайд 18Следующий компонент – квашеная капуста.
Пожалуй, ни один другой овощ не приковывал
к себе такого пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста. Слово «капуста» произошло от древнего римского «капутум», что в переводе на русский означает «голова». Родиной капусты является Грузия.
В наше блюдо кладут квашеную капусту. Кто впервые придумал квасить капусту, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.
Слайд 19 Найдите значение выражения, ответ округлите до десятков:
Ответы будут появляться
на следующих слайдах в виде достопримечательностей
Слайд 25Правильный ответ: 70
Историки утверждают, что квашеную капусту придумали китайцы. Известно, что
в III веке до н.э. рабочие, возводившие Великую китайскую стену, уплетали капусту, отмоченную в рисовом вине.
Слайд 27Следующий компонент – свекла
- 500 лет до н. э. в Европе
в пищу употреблялись только вершки свеклы, а вот в Азии уже отдавали предпочтение ее корешкам, которые оказались и сытнее и вкуснее. Вскоре и европейцы стали рассматривать свеклу главным образом как корнеплод.
- Во все времена и у разных народов свекла считалась исключительно целебным продуктом. Еще "отец медицины" Гиппократ признал ее полезной для лечения больных и включал в состав десятков лекарственных прописей. Почти все косметологи советуют пить свекольный сок для сохранения свежести кожи лица.
- Кроме этого, в 1747 году немецкий химик обнаружил в клубнеплодах свеклы сахарозу и предложил использовать этот овощ для производства сахара. До этого сахар производили в основном из сахарного тростника, и стоил он очень дорого. Фамилию этого химика узнаете из следующего задания.
Слайд 28Выберите из данных чертежей тот, который верно выполнен к следующему заданию:
Построить угол, которого составляет и провести биссектрису
- Кортез
- Маргграф
- Марко Поло
- Ландрин
Слайд 29Вернувшись в Италию в 1295 году после путешествия на дальний Восток,
Марко Поло привез рецепт изготовления нескольких видов "льдинок" и рассказал, что китайцы едят такие "льдинки" уже тысячи лет. После этого итальянские повара стали делать "льдинки" двух видов: на основе воды и молока. Некоторые считают, что именно с подачи Марко Поло стали добавлять молоко в "льдинки", а потому (посему) именно его можно считать создателем первого мороженого.
Первым европейцем, попробовавшим оригинальный шоколад был Кортез, посетивший императора Монтесуму в Мексике.
1848 году Георг Ландрин открыл на Выборгской стороне мастерскую по производству леденцовой карамели.
Ответ: А. С. Маргграф
Слайд 30Появляется буква Р
Следующий компонент – подсолнечное масло
Слайд 31Этот очень редкий случай, когда человечество точно знает имя человека -
"автора" продукта, без которого сегодня тяжело было бы вообразить физическое существование миллиардов людей.
Произошло это в России, в 1829 году, в селе Алексеевка, на территории нынешней Белгородской области. Кто «автор» подсолнечного масла узнаете из следующего задания.
Слайд 32Отметьте на координатной прямой точки, если единичный отрезок равен 12 клеткам:
А(
), В ( ), Б ( ), Е ( ), К ( ), О ( ), Р ( )
Слайд 33Крепостной Дмитрий Бокарев собрал на своем огороде урожай семечек и деревянной
колотушкой «обработал» эти семечки так, что из них вдруг получилось масло. Через четыре года в Алексеевке построили первый маслобойный завод, а еще через несколько лет российские маслопромышленники уже хвастали, что могут залить своим маслом Черное и Балтийское моря.
Слайд 34Памятник Бокареву в Белгородской области
Слайд 35Появляется буква Е
- Давайте перемешаем получившийся винегрет и вспомним все правила,
которые нам сегодня пригодились.
Слайд 36Появляется буква М
- Чем знаменито это имя?
Слайд 38П р и я т н о г о
а п
п е т и т а