Слайд 1Проект
Старинные способы умножения натуральных чисел
Работу выполнили ученики 5 «В»
класса
Руководитель: учитель математики Зуева О.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №4
им. Героя Советского Союза А. Б. Михайлова
Слайд 2Объект исследования
Печатные издания и интернет ресурсы по истории математики.
Слайд 3Предмет исследования
Старинные способы умножения натуральных чисел.
Слайд 4Организация исследования:
Выбрать объект и предмет исследования.
Определить цели и задачи исследования.
Изучить источники,
в которых встречаются различные способы умножения.
Изучить выбранные способы умножения натуральных чисел.
Описать и освоить один из способов быстрого умножения.
Сравнить и выявить преимущества и недостатки этого способа умножения.
Изготовить прибор для умножения натуральных чисел.
Слайд 5Цель проекта
Познакомиться со старинными приемами умножения.
Расширить знания по различным приемам умножения.
Научиться
выполнять действия с натуральными числами, используя старинные способы умножения.
Слайд 6Задачи проекта
Найти и разобрать различные способы умножения.
Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.
Рассказать
о старинных способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.
Развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.
Слайд 7Актуальность выбранной темы
В современной жизни каждому человеку часто приходится выполнять огромное
количество расчётов и вычислений. Основополагающим элементом вычислительной культуры являются сознательные и прочные вычислительные навыки. Проблема формирования вычислительной культуры актуальна для всего школьного курса математики, начиная с начальных классов, и требует не простого овладения вычислительными навыками, а использования их в различных ситуациях.
Слайд 8Владение вычислительными умениями и навыками имеет большое значение для усвоения изучаемого
материала, позволяет воспитывать ценные трудовые качества: ответственное отношение к своей работе, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки, аккуратное исполнение задания, творческое отношение к труду.
Слайд 9В истории математики известно около 30 способов умножения, отличающихся либо схемой
записи, либо самим ходом вычисления.
Индусы, с давних времён знавшие десятичную систему счисления, предпочитали устный счёт письменному. Они изобрели несколько способов быстрого умножения. Позже их заимствовали арабы, а от них эти способы перешли к европейцам. Те, однако, ими не ограничились и разработали новые, в частности тот, что изучается в школе, — умножение столбиком. Этот способ известен с начала XV века, в следующем столетии он прочно вошёл в употребление у математиков, а сегодня им пользуются повсеместно. Но является ли умножение столбиком лучшим способом осуществления этого арифметического действия? На самом деле существуют и другие, в наше время забытые способы умножения, ничуть не хуже.
Слайд 10Старинный способ умножение на 9 на пальцах
Чтобы умножить любое число
от 1 до 9 на 9, посмотрите на руки. Загните палец, который соответствует умножаемому числу (например 9×3 – загните третий палец), посчитайте пальцы до загнутого пальца (в случае 9×3 – это 2), затем посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае – 7).
Ответ – 27.
Слайд 11Китайский способ умножения
Пример: умножим числа 21 и 13
2
7
3
21 х 13 =
273
Слайд 12Японский способ умножения
Пример: умножим числа 12 и 34
3
10
8
12 х 34 =
408
Слайд 13Итальянский способ умножения «решеткой»
Это один из самых распространенных в старину способов
умножения чисел
Слайд 14Я всегда старался,
насколько позволяли мне
силы и способности,
освободить людей от
трудности и скуки
вычислений, …
Джон Непер
Слайд 15На приеме умножения способом «решетки» основан прибор, называемый палочками Непера.
Слайд 16Очень простое техническое изобретение –
палочки Непера,
стало вторым в истории
человечества
практическим приспособлением, облегчающим расчёты.
И с палочек Непера началась цепочка устройств,
которая и привела к современному персональному
компьютеру.
Слайд 17Результаты
В ходе исследования было установлено существование более 30 способов умножения.
Разобраны 4
способа умножения.
Выявлен наиболее простой и применимый для любых натуральных чисел способ умножения.
Создан прибор, упрощающий процесс умножения натуральных чисел.
Слайд 18Выводы
В работе рассмотрено 4 способа умножения натуральных чисел, которые успешно могут
применяться учащимися
Китайский и японский способы умножения дают быстрый результат когда цифры, входящие в числа, малы.
Способ умножения «решеткой» применим к любым числам и оказывается более простым, чем умножение в столбик.
Таблицу умножения все-таки надо знать!
Для формирования вычислительных навыков, навыков быстрого счета следует использовать тренинг как основную форму работы.
Слайд 19Практическая значимость
Представленные в работе способы умножения могут повседневно использоваться учащимися.
Проект способствует
развитию интереса к математике и ее истории.
Использование прибора «палочки Непера» возможно на уроках и факультативных занятиях по математике.