Слайд 2Выполнила ученица
9 класса: Попова Анастасия
Руководитель: Перцева С.М.
Слайд 3Теория сравнения по модулю
Цель работы:
Разобраться с понятием «сравнение по модулю»,
развить умение
применять знания в решении практических
заданий.
Задачи:
1. Изучить краткий исторический обзор возникновения теории;
2. Дать определение сравнения по модулю;
3. Изучить свойства сравнения по модулю;
4. Рассмотреть операции со сравнениями;
5. Применить знания для решения практических заданий.
Методы:
1. Теоретический анализ и обобщение научной литературы;
2. Математический расчет;
Слайд 4Историческая справка
Диофант > Баше де Мезириак >
Ферма > Лейбниц >
Эйлер > Гаусс >
Теория сравнения по
модулю – модульная
арифметика
Слайд 5Историческая справка
Модульная арифметика - система арифметики
для целых чисел, где числа «обертывают вокруг»
после
достижения определенной стоимости
модуль.
Слайд 6Определение
Числа a и b называются сравнимыми по
модулю,
если:
Разность чисел a и b делится на m без остатка;
a-b ⋮ m => a ≡ b (mod m)
Число может быть представлено в виде
a=b+km, где
k — некоторое целое число.
Слайд 7Определение
Примеры:
32 ≡ -10 (mod
7), т.к.
1. 32-(-10)=42:7
2. 32=-10+6*7
Слайд 8Свойства сравнения по модулю
рефлексивность: для любого целого справедливо a ≡ a (mod m)
симметричность: если a ≡ b (mod m), то
b ≡ a (mod m)
транзитивность: если a ≡ b (mod m) и
b ≡c (mod m), то a ≡ c (mod m)
Слайд 9Утверждения, следующие из свойств
любые два целых числа сравнимы по модулю 1:
a ≡ b (mod 1)
если числа a и b сравнимы по модулю m, и d является делителем m, то a и b сравнимы по модулю d: a ≡ b (mod m), m ⋮ d => a ≡ b (mod d )
Слайд 10Операции со сравнениями
1. Два сравнения по одному и тому же модулю
можно почисленно складывать:
a ≡ b (mod m) и c ≡ d (mod m), то a + c ≡ b + d (mod m)
2. Два сравнения по одному и тому же модулю можно почисленно вычитать:
a ≡ b (mod m) и c ≡ d (mod m), то
a - c ≡ b - d (mod m)
3. Два сравнения по одному и тому же модулю можно почисленно умножать:
a ≡ b (mod m) и c ≡ d (mod m), то ac ≡ bd (mod m)
Слайд 11Операции со сравнением
Следствие из 3. Обе части сравнения можно возводить в
одну и ту же натуральную степень:
a ≡ b (mod m), то an ≡ b n (mod m)
4.Если произведение натуральных чисел сравнимо с нулем по модулю, который является взаимно простым с одним из множителей, то другой множитель сравним с нулем по данному модулю.
ab ≡ 0 (mod m), и числа a и m взаимно просты, то b ≡ 0 (mod m)
5.К любой части сравнения можно прибавить или вычесть из нее число, кратное модулю:
a ≡ b (mod m)
km ≡ 0 (mod m)
a+km ≡ b (mod m)
a-km ≡ b (mod m)
Слайд 12Применение сравнений по модулю
а) Простейшим применением сравнений по модулю является определение
делимости чисел.
Любой из них можно вывести при помощи сравнений по модулю, например, признак
делимости на 9:
Дано:
x=xn…x2x1 =x1+x2*101+x3*102+…+xn*10n-1 - произвольное число, где
x1…xn - цифры числа x в десятичной записи.
x1+x2*101+x3*102+…+xn*10n-1⋮9
Вывести:
x1+ x2+…+ xn⋮9
Вывод:
Так как
x1+x2*101+x3*102+…+xn*10n-1⋮9 =>
x1+x2*101+x3*102+…+xn*10n-1≡0(mod 9).
Так как
10≡1(mod 9), (10-1⋮ 9), то
102≡1(mod 9), (так как обе части сравнения можно возводить в одну и ту же натуральную степень) =>
10k≡1(mod 9), где k∈N =>
x1+x2*101+x3*102+…+xn*10n-1 ≡ x1+ x2+…+ xn (mod 9)
По свойству транзитивности
x1+ x2+…+ xn≡0(mod 9), значит,
x1+ x2+…+ xn⋮9
Слайд 13Применение сравнений по модулю
б)Решение линейных диофантовых уравнений
Линейным диофантовым уравнением называется
уравнение с несколькими
неизвестными вида а1х1+…+аnхn=с, где (известные) коэффициенты а1, аn и с
целые числа, а неизвестные х1 ,…, хn также являются целыми числами.
Пример:
Крестьянка несла на базар корзину яиц. Неосторожный всадник, обгоняя женщину, задел корзину, и все яйца разбились. Желая возместить ущерб, он спросил у крестьянки, сколько яиц было в корзине. Она ответила, что число яиц не знает, но когда она раскладывала их по 2, по 3, по 4, по 5 и по 6, то каждый раз одно яйцо оставалось лишним, а когда она разложила по 7, лишних яиц не осталось. Сколько яиц несла крестьянка на базар?
Слайд 14Применение сравнений по модулю
Решение:
Пусть х – число яиц. Так как х – 1 делится на 2,
на 3, на 4, на 5, на 6, то оно делится на их НОК, равное 60. Значит, х имеет вид 60у + 1. Поэтому для ответа на вопрос задачи надо решить в натуральных числах уравнение 60у + 1 = 7z.
Выразим z:
z=(60y+1):7
Значит, 60y+1⋮7
То есть, 60y≡-1(mod 7), (60y-(-1) ⋮7 – определение сравнения)
Т.к. 56y кратно 7, вычтем из левой части сравнения,
4y≡-1(mod 7), (умножим на 2 левую и правую части сравнения),
8y≡-2(mod 7), (вычтем из левой части сравнения 7y),
y≡-2(mod 7) =>
y-(-2)⋮7 (по определению)
y+2=7t, где t∈Z
Значит,
y=7t-2
Наименьшее положительное решение получаем при t = 1,
тогда y=5,
x=60*5+1
x=301
Ответ: крестьянка несла на базар 301 яйцо.
Слайд 15Применения сравнений по модулю
в) Нахождение остатка от деления
Пример:
Найти остаток от деления 11210 на 5.
Решение:
Нам надо указать число от 0 до 4, которое сравнимо с 11210 по модулю 5.
Известно, что 112≡2(mod 5), (112=5*22+2)
Мы можем возводить в одну и ту же степень левую и правую части.
Тогда имеем:
11210≡210(mod 5), где 210=(25)2=322
Знаем, 32≡2(mod 5), (32=5*6+2)
Возведем в квадрат обе части:
322≡22(mod 5)
По свойству транзитивности:
11210≡4(mod 5)
Ответ: 4.
Краткая запись:
112≡2(mod 5) =>
11210≡5210 ≡5(25)2 ≡5322 ≡522≡4 (mod 5)
Слайд 16Применения сравнений по модулю
г) Задача о «вечном календаре»
Пример.
Установить
день недели для 9 мая 1945 г.
Решение.
Мы имеем календарь за 2016 г. и, согласно ему, 9 мая 2016 г. падает на понедельник.
Теперь посчитаем полное число дней, отделяющих эту дату от нас интересующей.
Между ними — ровно 71 год, включая 18 високосных (1948,1952,…,2016).
Полное число дней, разделяющих эти даты — 71*365+18
Число надо «намотать на неделю». Начать отсчет с понедельника и отсчитать от него «в обратном
направлении» (т.е. в прошлое) упомянутое количество дней. Если перевести на язык чисел, то можно
формализовать задачу так:
1= понедельник, 2= вторник,…, 0= воскресенье; и нас интересует число
1-(71*365+18) (mod 7)
Для вычисления его можно делать любые упрощения из тех, что можно извлечь из приведенных выше
результатов:
71≡1 (mod 7), 365≡1 (mod 7), 18≡4 (mod 7)
Следовательно,
1-(71*365+18)≡71-(1*1+4)=-4≡3 (mod 7)
Ответ. Среда.
Слайд 17Заключение
Сравнения по модулю – один из самых красивых
разделов математики. Ни один
крупный математик не
прошёл мимо теории сравнения по модулю. Диофант,
Ферма и Лейбниц, Эйлер и Гаусс оставили
неизгладимый след в этой интереснейшей теории.