Слайд 1
ОДИН УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
СПОСОБ РЕШЕНИЯ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ЕГЭ НА СПЛАВЫ, СМЕСИ И РАСТВОРЫ
Выполнила: ученица X класса МБОУ ТСОШ
Троева Мичийээнэ
Руководитель: учитель математики МБОУ ТСОШ
Фёдорова Ольга Харлампьевна
Слайд 2Актуальность:
Задачи с использованием таких понятий как концентрация, процентное содержание вещества в
смеси, растворе и в сплаве часто включают в экзаменационные варианты ЕГЭ и ГИА по математике, физике и химии. Концентрацией вещества называется отношение массы растворенного вещества к массе всей смеси (раствора или сплава). Концентрация вещества, выраженная в процентах, называется процентным содержанием вещества в смеси (растворе или сплаве). Оба данных понятия позволяют количественно оценить состав смеси. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда требуется смешать различные жидкости, растворы, порошки, разбавлять что – либо водой. Задачи на смеси – это тип задач, охватывающий довольно большой круг разнообразных ситуаций. Сюда входят задачи, связанные со смешением нескольких товаров, имеющих разную цену, сплавлением веществ с различным содержанием в них некоторого металла или соединением кислот разной концентрации и так далее. При этом для получения нужной и заранее задуманной смеси необходимо четко знать в каком соотношении или в каком количестве нужно взять исходные компоненты. Это и доказывает актуальность выбранной и рассматриваемой мной темы.
Слайд 3
Цель работы: : исследовать решения текстовых задач ЕГЭ на смеси,
сплавы и растворы методом чаш.
Задачи:
Изучить информации по проблеме исследования.
Рассмотреть различные способы решения задач на смеси, сплавы и растворы.
Выявить один универсальный способ решения текстовых задач ЕГЭ на смеси, сплавы и растворы.
Решать задачи ЕГЭ на смеси, растворы и сплавы методом чаш.
Объект исследования: задачи на смеси, растворы и сплавы
Предмет исследования: способы и методы решения задач
Гипотеза исследования: владение этим универсальным способом позволит выпускникам сэкономить время при решении текстовых задач ЕГЭ и понадобится в будущем для практического решения жизненных задач
Слайд 4«Метод чаш»
Метод состоит в следующем: необходимо изобразить каждый сплав (раствор, смесь)
в виде прямоугольника, разбитого на фрагменты. После заполняем получившиеся прямоугольники в соответствии с условием задачи:
1) Над каждым «маленьким» прямоугольником указываем соответствующие компоненты сплава (смеси, раствора).
2) Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание соответствующего компонента. Если сплав (смесь, раствор) состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них. В этом случае процентное содержание второго компонента равно разности 100% и процентного содержания первого.
3) Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего сплава (или компонента). И учитывая, что масса сплава (раствора, смеси) нескольких веществ равна сумме масс компонентов, составляем уравнение.
Этот метод опубликован на сайте: https://lercij.sdamgia.ru/
Слайд 5Решение текстовых задач ЕГЭ на сплавы, смеси и растворы
методом чаш
Необходимо
изобразить каждый сплав (раствор, смесь) в виде прямоугольника, разбитого на фрагменты. После заполняем получившиеся прямоугольники в соответствии с условием задачи:
1) Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание соответствующего компонента. Если сплав (смесь, раствор) состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них.
2) Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего сплава (или компонента). И учитывая, что масса сплава (раствора, смеси) нескольких веществ равна сумме масс компонентов, составляем уравнение.
3) Чтобы составить уравнение, необходимо данные величины перемножать. Если проценты перевести в десятичные дроби, то во второй строке решения уравнения, чтобы числа были целыми, всю строку надо умножить на 100. Поэтому при составлении уравнения сразу учитываем.
Слайд 6Задача на раствор
Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и
получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора надо взять?
Слайд 7 Задача на сплав
. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10%
меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Слайд 8
Задача на смесь
Смешав 70%-й и 60%-й растворы кислоты и добавив 2
кг чистой воды, получили 50%-й раствор кислоты. Если бы вместо 2 кг воды добавили 2 кг 90%го раствора той же кислоты, то получили бы 70%-й раствор кислоты. Сколько килограммов 70%-го раствора использовали для получения смеси?
Слайд 9
Выводы:
Данный способ является весьма удобным, так как зрительное
восприятие данных, расположенных в определенном задуманном порядке, позволяет компактно представить процессы соединения растворов, упростить составление уравнения, а также облегчить процесс как решения, так и проверки задачи.
Заключение:
Владение этим универсальным способом позволит выпускникам сэкономить время при решении текстовых задач ЕГЭ на сплавы, смеси и растворы и понадобится в будущем для практического решения жизненных задач.