Слайд 1 РЕАЛИЗАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА КАК УСЛОВИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Курохтина Надежда Александровна, учитель математики МБОУ «Сатинская сош»
Слайд 2
Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его
надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий… А.Дистервег
Слайд 3
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в
будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования.
Слайд 4
Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного
образования школьник может воспользоваться вне школы. . Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом учащегося и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Слайд 5
Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Его главной задачей становится мотивировать
учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Слайд 6
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется Хуторским Андреем Викторовичем на основе главных
целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями, применительно к математике, являются следующие:
Слайд 7Ценностно-смысловая компетенция.
мы должны выявить заинтересованных учеников и помочь им в
ситуации самоопределения или профориентации. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 8Для реализации данной компетенции
Лучше всего подходит:
решение на уроках нестандантартных
задач, требующих осмысленного применения знаний.
проведение предметных олимпиад, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса
Слайд 9Общекультурная компетенция
- знакомство учеников с общественной моралью и традициями.
Т.е. учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержание, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.
Слайд 10Для реализации данной компетенции
возможно использование задач со скрытой информативной частью.
Задачи со
скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
Слайд 11Учебно-познавательная компетенция
подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у
учеников способности к самообразованию.
Слайд 12Реализации данной компетенции
способствуют различные практические приемы организации работы учеников:
проведение проверочных
работ в форме теста
Метод проектов
Педагогическая мастерская
Слайд 13Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер,
принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.
Слайд 14Для реализации данной компетенции
Необходимо приучать учащихся;
находить необходимую информацию для сообщений, докладов,
выполнения практических работ.
оформлять результаты исследования в виде презентации, фильма и т.д.
Слайд 15Коммуникативная компетенция
подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы
ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
Слайд 16Для реализации данной компетенции
используют различные коллективные (коммуникативные) приёмы работы
дискуссия,
групповая работа,
парная работа и др.
Слайд 17Социально-трудовая компетенция
подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками,
которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Слайд 18Реализация данной компетенции
Происходит
на уроках математики при решении задач с практическим
содержанием
во внеурочной деятельности при работе над исследовательскими проектами
Слайд 19Компетенция личностного самосовершенствования.
К ней относятся формирование
психологической грамотности, культуры и логики мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Слайд 20Реализация компетенции личностного самосовершенствования.
На первый взгляд, формированию данной компетенции
способствует содержание учебного материала по биологии и ОБЖ. Однако, как показывает практика, учащиеся не всегда могут применять полученные знания на практике, поэтому с целью реализации данной компетенции, я использую такой вид деятельности на уроках, как решение задач с «лишними данными».
Слайд 21
Из всего выше сказанного следует, что введение компетентностного подхода в учебный
процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.