Слайд 1
«Работа с одаренными детьми»
Подготовила учитель математики Енкаевской школы
Плетнёва В. М.
2016г.
Слайд 2 На сегодняшний день
образование рассматривается
в стратегической перспективе
как
важнейший фактор и ресурс
развития общества и государства, поэтому
работа с одаренными детьми является одним
из приоритетных направлений
педагогической деятельности.
Слайд 3Что такое детская одаренность?
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший
дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Слайд 4Одаренный человек это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного
ребенка реализовать свой дар необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться.
Чтобы развивать одаренность необходимо с такими детьми много работать. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими
детьми интересно и трудно; и в классе на уроке и
во внеурочной деятельности они требуют особого
подхода, особой системы обучения.
Слайд 5В своей работе с одаренными детьми я руководствуюсь: выявлением интересов
обучающегося, участвую в разработке специальных учебных материалов для развития одаренного ребенка, использую методы, способствующие развитию самовыражения одаренных детей, поддерживаю талантливого ребенка в реализации его интересов, провожу уроки
творчества,
способствующие
развитию одаренных
детей.
Слайд 6Формы работы с одаренными детьми, которые я использую в своей работе:
Творческие проекты.
Участие в олимпиадах различного уровня.
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС в 5 классе.
Кружковая работа в 9 классе.
Дифференцированная работа на уроках.
Индивидуальные беседы по психологической поддержке способных, одарённых детей.
Слайд 7Творческие проекты
Ученые в вопросе работы с одаренными
детьми выявили , что наиболее эффективной формой работы с одаренными являются творческие проекты.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Наиболее интересные, оригинальные проекты получаются у детей, имеющих творческие задатки. Работа над проектом даёт возможность развивать общие интеллектуальные способности, творческие, конструктивно-технические, художественно – изобразительные.
Слайд 9 Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности . Дети, которые увлечены математикой, с удовольствием участвуют в олимпиадах.
Слайд 10Участие в олимпиадах, конкурсах
Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» (все участники получили дипломы);
Общероссийский
конкурс «Мультитест» (получены дипломы);
Всероссийская олимпиада по математике для 5 – 11 классов «Рыжий кот» (получены дипломы победителей)
Слайд 12 Пятый год все школы работали по ФГОС. Одной из
целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей.
ФГОС делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Слайд 13Большую роль для развития творческих способностей учащихся играет введение совершенно нового
раздела «Внеурочная деятельность обучающихся». Занятие внеурочной деятельностью предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. На внеурочных занятиях рассматривались задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, задачи на переливания, дележи, задачи на
взвешивание, разрезание, задачи,
решаемые с конца.
Слайд 14Работая по ФГОС я считаю, что это нововведение удачно как для
педагога, так и для ребёнка. Это предоставляет возможность учёта индивидуальных интересов, особенностей, способностей обучающихся и позволяет реально учителю с пользой для ребёнка распределять нагрузку для детей, что обеспечивает здоровье сберегающие функции образования. Внеурочная деятельность в нашей школе мною проводится в 5 классе. Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа на занятиях по внеурочной деятельности позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. Дети с удовольствием посещают занятия и уходят с хорошим настроением.
Слайд 15Геометрическая головоломка ТАНГРАМ
Слайд 16Кружковая работа
Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к
основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера.
Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, сказку, кроссворд, решить логическую задачу и др.), что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственное воображение.
Слайд 17 Но все-таки большую часть времени обучающиеся проводят на уроках, и
большая работа с одаренными детьми проводится на уроке. Именно на уроке одаренные дети проявляют свои способности, быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают на вопросы и сами задают нестандартные вопросы.
Выявить способности учащихся помогает всеми уже изученное , но не забытое дифференцированное обучение. Оно может стать благоприятным фактором развития для детей, которые имеют разный интеллектуальный уровень в учебном коллективе.
На уроках использую индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентирую школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике.
Слайд 18Обязательным условием общего развития детей является использование дополнительной информации, которую не
обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома. Она должна дать возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка. С этой целью использую на своих уроках такие элементы, как «Это интересно», «А вы знаете?», «Удивись», и др.
Хочется заинтересовать учеников в познании такого сложного предмета, как математика.
Слайд 19 Для создания комфортных условий на уроке очень важно доверие
учителя к учащимся, вера в их силы и возможности, способности.
Такую возможность дают дифференцированные уроки или задания.
Очень помогает в работе на уроке использование специальных компьютерных устройств, имеется возможность показывать отобранные презентации и видеоматериалы.
Слайд 20При работе с одаренными детьми педагог должен находиться в постоянном развитии,
должен совершенствоваться. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы. А также учителю необходимо развивать профессиональную компетенцию. Невозможно привить интерес к своему предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому наши учителя постоянно учатся, совершенствуют свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения, участвуют в конкурсах.
Слайд 21
Безусловно, в школе существуют определенные проблемы в работе с одаренными
детьми,
которые требуют решения:
это и усиление подготовки учащихся к районным олимпиадам,
привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей.
Слайд 22В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми -
это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии обучающихся и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями обучающихся. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития
любого государства.