Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Слайд 2ПАМЯТЬ
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная
сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Слайд 3Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так
и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).
ПАМЯТЬ
Слайд 4Существуют различные типологии памяти:
по сенсорным системам — зрительная (визуальная) память, моторная
(кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память;
по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
по временным характеристикам — долговременная память и кратковременная память.
ПАМЯТЬ
Слайд 5ПАМЯТЬ
Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
Моторная память
отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой день рождения, когда вам исполнилось 17 лет; Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
Семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов.
Слайд 6ПАМЯТЬ
Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые
сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
Слайд 7Долговременная и кратковременная память
Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная
и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).
Слайд 8Кратковременная память
Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих
из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).
Слайд 9Кратковременная память
Например, если предъявить строку
FBIPHDTWAIBM
человек будет способен запомнить только несколько букв.
Однако, если та же информация будет представлена иным образом:
FBI PHD TWA IBM
Слайд 10Долговременная память
Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную
емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).
Слайд 11Мифология, религия, философия о памяти
В древнегреческой мифологии имеется миф о реке
Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины.
Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
Слайд 12ВООБРАЖЕНИЕ
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими;
играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия.
Слайд 13
Воображение – подобно сну Адама – когда он проснулся и увидел,
что всё это правда
ДЖ. КИТС
Слайд 14ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой
зрения является определение воображение как процесса
Слайд 15ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем
переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте
Слайд 18ВООБРАЖЕНИЕ
Виды воображения
активное (включает воссоздающее и творческое воображение)
пассивное (включает непреднамеренное и непредсказуемое
воображение)
продуктивное
репродуктивное
конкретное
абстрактное
Слайд 19ВООБРАЖЕНИЕ
Формы воображения
агглютинация — создание нового образа из частей других образов
гиперболизация —
увеличение или уменьшение объекта и его частей
схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
заострение — подчеркивание особенностей объектов
типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях
Слайд 20ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение и реальность
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств.
Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Слайд 21ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Слайд 22ВООБРАЖЕНИЕ
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности.
Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.
Слайд 23ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер:
с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения.
Слайд 24МЫШЛЕНИЕ
Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания;
к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.
Слайд 25МЫШЛЕНИЕ
Мышле́ние — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся
в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Слайд 26МЫШЛЕНИЕ
Мышление — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений
предметов и явлений объективного мира.
Слайд 27МЫШЛЕНИЕ
Бертран Рассел считал: "То, что мы называем мыслями... зависит от организации
путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей"
Слайд 28МЫШЛЕНИЕ
Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах
теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия.
Слайд 29МЫШЛЕНИЕ
Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию
абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества.
Слайд 30МЫШЛЕНИЕ
Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое
с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.
Слайд 31МЫШЛЕНИЕ
Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения
вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.
Слайд 32МЫШЛЕНИЕ
То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры
— слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав ее сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Вы уже знакомы с некоторыми областями коры, выполняющими специфические функции. Например, первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врожденная жесткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры еще не установлена.
Слайд 33МЫШЛЕНИЕ
Особенности мышления
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек
не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Слайд 34МЫШЛЕНИЕ
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и
существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Слайд 35МЫШЛЕНИЕ
Выделяют следующие виды мышления:
Логическое мышление
Панорамное мышление
Комбинаторное мышление
Нестандартное мышление
Латеральное мышление
Концептуальное мышление
Дивергентное мышление
Практическое
мышление
Oбходное мышление
Саногенное мышление
Патогенное мышление
Слайд 36МЫШЛЕНИЕ
Мышление делится на:
Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные
манипуляции в сознании.)
Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
Предметно-действенное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)
Слайд 37РЕЧЬ
Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых
на основе определённых правил.
Слайд 38РЕЧЬ
Выделяют следующие основные функции языка:
средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
средство
общения (коммуникации)
орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
Слайд 40РЕЧЬ
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так
и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии. Язык система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис набор правил, по которым строятся предложения.
Слайд 41РЕЧЬ
Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных
языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл это субъективное переживание его содержания
Слайд 42РЕЧЬ
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир,
передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Слайд 43РЕЧЬ
И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность
отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.
Слайд 44РЕЧЬ
Гипотеза божественного происхождения языка
Эта гипотеза отражается в представлениях народов, населяющих Азию
и Индостан. Так, в индийских ведах говорится, что установителем имен является Бог — Всеобщий ремесленник и «господин речи». Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди — святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму. Эта гипотеза, как и любые религиозные догадки и предположения, не основана на научных знаниях.
Слайд 45РЕЧЬ
Гипотеза, о том, что люди являются изобретателями языка
Сторонником концепции установления имен
человеком был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж. Ж. Руссо и А. Смит считали, что язык возник как результат соглашения договора, то есть люди собрались и договорились о значении слов.
Слайд 46РЕЧЬ
Гипотезы случайного изобретения языка
Исследователь Торндайк считал, что связь звуков со смысловым
содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.
Слайд 47РЕЧЬ
Гипотеза аффекта
Это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла
из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.
Слайд 48РЕЧЬ
Гипотеза жизненных шумов
По мнению В. В. Бунака, речь возникла на основе
звуков, свойственных высшим обезьянам, но не на основе аффективных криков, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.
Слайд 49Гипотеза звукоподражания
Немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному
подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» — «ку-ку». Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук».
Слайд 50
Ещё Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи
путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутанг не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам не свойственно
Слайд 51Гипотеза ручных жестов
Согласно В.Вундту, движение голосовых органов первоначально возникло как часть
пантомимического комплекса — движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы. Н. Я. Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщенностью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью.
Слайд 52Кроме того, в процессе трудовой деятельности функции руки — коммуникативная и
манипуляторная — вступали в конфликт, то есть человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда. Поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью. Опираясь на эти гипотезы, можно говорить о том, что процесс формирования речи был длительным и сложным.
Слайд 53ИНТЕЛЛЕКТ
Интелле́кт (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к
познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения
Слайд 54ИНТЕЛЛЕКТ
Составляющие интеллекта и его роль
Под современным определением интеллекта понимается способность к
осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Слайд 55ИНТЕЛЛЕКТ
Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание,
планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных
Слайд 56ИНТЕЛЛЕКТ
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как:
способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Слайд 57ИНТЕЛЛЕКТ
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость
и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного
Слайд 58ИНТЕЛЛЕКТ
Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт,
оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.
Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Слайд 59ИНТЕЛЛЕКТ
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их
критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
Слайд 60ИНТЕЛЛЕКТ
Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий,
способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
Слайд 61ИНТЕЛЛЕКТ
Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так и
широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое «целевое мышление» — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта.
Слайд 62ИНТЕЛЛЕКТ
Уровнем Интеллекта называют уровень развития интеллектуальных способностей относительно возраста. Люди с
недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием. Помимо этого, существует и приобретенное слабоумие — деменция.
Слайд 63Факторы, нарушающие наши умственные способности таковы:
Недостаточный уровень пробужденности, ведущий к тому,
что человек живет в «полусне», в сумеречном состоянии, которое не позволяет правильно толковать реальность.
Неправильная система образования, основанная на запоминании, когда «я» человека остается пассивным, потому что учат «извне», а не через понимание «изнутри».
Постоянное сублиминальное восприятие, которое редко идет в состоянии высшей пробужденности, например восприятие рекламы.
Внедренный в наш мозг информационный имплантат, то есть та информация, которая воспринята без рассуждения и анализа.
Автономная информация мозга, подчиненная не нам, а источнику, из которого она была направлена.
Слайд 64ИНТЕЛЛЕКТ
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима
для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Слайд 65ИНТЕЛЛЕКТ
Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд.
Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию -познание (С) и сосредоточил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает шесть факторов:
Слайд 66ИНТЕЛЛЕКТ
Познание элементов поведения (CBU)- способность выделять из контекста вербальную и невербальную
экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальтпсихологии).
Познание классов поведения (СВС)- способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
Слайд 67ИНТЕЛЛЕКТ
Познание отношений поведения (CBR)- способность понимать отношения, существующие между единицами информации
о поведении.
Познание систем поведения (CBS)- способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
Познание преобразований поведения (СВТ)- способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах.
Познание результатов поведения (CBI)- способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.