Слайд 1Обобщение педагогического опыта
«Проценты в задачах на ГИА по математике.»
Мастер класс
Слайд 2Обобщение педагогического опыта
«Методика изучения процентов при подготовке к ОГЭ по математике
Слайд 3Обобщение педагогического опыта
Тема «Проценты» универсальна, она связывает многие точные и естественные
науки, так обучающиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, биологии. Велико прикладное значение темы «Проценты», которая затрагивает многие стороны повседневной жизни: финансовую, экологическую, социологическую и др. Понимание процентов и умение производить процентные вычисления способствует успешной социализации обучающихся.
Мастер класс
Слайд 5Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает
«со ста».
Слайд 6Сотая часть метра –
сантиметр 1/100м
Сотая часть центнера –
килограмм 1/100ц
Сотая часть рубля –
копейка 1/100руб
Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название и обозначение
процент.
Слайд 7Где возникли проценты?
?
Вавилон
Древний Рим
Слайд 8Проценты широко использовались в Древнем Риме. Римляне брали с должника лихву
(т.е деньги сверх того, что было дано в долг). При этом говорили: «на каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы».
Слайд 9Откуда произошел знак?
Знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке.
В рукописях
pro centum часто заменяли словом «cento» (сто) и писали его сокращенно — cto.
В 1685 году в Париже была напечатана книга — руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал % .
Слайд 10и деньги
и выборы в органы власти
и оплата за услуги
ЧуД%-Пр%цЕнТы!
Слайд 11Обобщение педагогического опыта
«Праздничная распродажа.
Цены снижены»
Мастер класс
Слайд 12Обобщение педагогического опыта
1 ценник.
Цена: 507 руб.
Цена снижена на 16%
Мастер
класс
2 ценник-желтый.
Цена: 576руб.
1скидка- 14%
2скидка- 14%
3 ценник.
Цена: 492руб.
Новая цена - 86,2% от старой цены
Слайд 13Обобщение педагогического опыта
Новая цена
425 руб.
Мастер класс
Новая цена
426
Слайд 14Обобщение педагогического опыта
Познание начинается с удивления!
Слайд 15Обобщение педагогического опыта
В школьном курсе тема «Проценты» изучается в 5-6 классах,
когда обучающиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полного представления об универсальности процентов и сфер их применения в повседневной жизни.
Мастер класс
Слайд 16Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
На последующих этапах обучения повторное обращение к
этой теме в математике не предусматривается. В старших классах их место только в рамках задач на повторение и задач повышенной трудности.
Слайд 17Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
При сдаче ОГЭ необходимо уметь решать задачи
на проценты. При подготовке к экзамену по математике учителю предстоит повторить с обучающимися процентные вычисления, а что-то придётся объяснить заново..
Слайд 18Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
В каталоге заданий по математике на ОГЭ
можно увидеть, что задачи на проценты встречаются в заданиях № 14, № 16, №18, №22.
Слайд 19Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Решение задач на проценты тесно связано с
тремя алгоритмами:
- нахождение процента от числа,
- нахождение числа по его проценту,
- нахождение процентного отношения.
Слайд 20Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Один процент – это одна сотая доля
числа.
1% = 0,01 = 1/100
Слайд 21Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Правило 1.
Чтобы найти данное число процентов
от числа, нужно проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь. Пример. Найти: 25% от 120.
Решение:
1) 25% = 0,25;
2) 120 . 0,25 = 30.
Ответ: 30.
Слайд 22Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Правило 2.
Чтобы найти, сколько процентов одно число
составляет от другого, нужно разделить первое число на второе и полученную дробь записать в виде процентов.
Слайд 23Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Пример. Токарь вытачивал за час 40 деталей.
Применив резец из более прочной стали, он стал вытачивать на 10 деталей в час больше. На сколько процентов повысилась производительность труда токаря?
Решение:
Надо узнать, сколько, процентов составляют 10 деталей от 40. Для этого найдем сначала, какую часть составляет число 10 от числа 40. Мы знаем, что нужно разделить 10 на 40. Получится 0,25. А теперь запишем в процентах – 25%.
Ответ: производительность труда токаря повысилась на 25%.
Слайд 24Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Правило 3.
Чтобы найти процентное отношение двух чисел
А и В, надо отношение этих чисел умножить на 100%, то есть вычислить (А : В) • 100%.
Пример. При плановом задании 60 автомобилей в день завод выпустил 66 автомобилей. На сколько процентов завод выполнил план?
Решение:
1) 66 : 60 = 1,1 - такую часть составляют изготовленные автомобили от количества автомобилей по плану.
2) 1,1*100=110 (%)
Слайд 25Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Правило 4.
Чтобы найти число по данным его
процентам, надо выразить проценты в виде дроби, а затем значение процентов разделить на эту дробь.
Пример. Найти число, если 15% его равны 30.
Решение: 1) 15% = 0,15; 2) 30 : 0,15 = 200
Пример. Из хлопка-сырца получается 24% волокна. Сколько надо взять хлопка-сырца, чтобы получить 480кг волокна?
Решение:
1)24% =0,24 2) 480 : 0,24= 2000 (кг) = 2 (т)
Ответ: 2 т.
Слайд 26Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Пример.
(Вариант 1 № 16. ОГЭ-2016. Математика.
Тип. тест. задания_ред. Ященко_2016 -80с)
Спортивный магазин проводит акцию. Любой джемпер стоит 400 рублей. При покупке двух джемперов – скидка на второй джемпер 75%. Сколько рублей придется заплатить за покупку двух джемперов в период акции?
Решение:
Согласно условию задачи получается, что первый джемпер покупается за 100 % его исходной стоимости, а второй за 100 – 75 = 25 (%), т.е. всего покупатель должен заплатить 100 + 25 = 125 (%) от исходной стоимости. Далее можно рассмотреть решение тремя способами.
Слайд 27Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
1 способ.
400 рублей принимаем за 100 %.
Тогда в 1% содержится 400 : 100 = 4 (руб.), а в 125 %
4 • 125 = 500 (руб.)
2 способ.
Процент от числа находится умножением числа на дробь, соответствующую проценту или умножением числа на данный процент и делением на 100.
400 • 1,25 = 500 или 400 • 125/100 = 500.
3 способ.
Применение свойства пропорции:
400 руб. – 100 %
х руб. – 125 %, получим х = 125 • 400 / 100 = 500 (руб.)
Ответ: 500 рублей.
Слайд 28Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Универсальная формула
У = Х*
,где
Х - начальное значение величины
У - конечное значение величины
k- проценты, а ± зависит от того, увеличивается или уменьшается исходная величина.
Слайд 29Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
4 способ.
Найдем цену второго джемпера.
У - конечная цена, Х – начальная цена и равна 400. Скидка означает, что наша исходная величина уменьшается на 75, поэтому берем знак «-»
У = 400* = 400* =100(р), цена второго джемпера.
400+100=500(р), стоимость всей покупки
Ответ: 500 рублей
Слайд 30Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Пример. (Вариант 4 № 16. ОГЭ-2016. Математика.
Тип. тест. задания_ред. Ященко_2016 -80с)
Средний вес мальчиков того же возраста, что и Гоша, равен 57 кг. Вес Гоши составляет 150 % среднего веса. Сколько килограммов весит Гоша?
Слайд 31Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Решение:
1 способ.
Можно составить пропорцию:
57 кг – 100
%
х кг – 150 %, получим х = 57 • 150 / 100 = 85,5 (кг)
2 способ.
Решим с помощью универсальной формулы
У= 57* =85,5 (кг)
Ответ: 85,5 кг.
Слайд 32Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Задачи на проценты на ЭОР
https://math-oge.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat Обучающая система
Дмитрия Гущина.
http://gorkunova.ucoz.ru/
Сообщество Горкуновой Ольги.
http://alexlarin.net/ Сайт Александра Ларина
9 класс. Открытый банк заданий ОГЭ по математике.
http://le-savchen.ucoz.ru/index/0-72
Сайт Елены Савченко
Слайд 33Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Синквейен состоит из 5 строк:
1 строка –
одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 34Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
проценты
универсальные, полезные
понять, вычислить, применить
используются в повседневной жизни
сила
Слайд 35Обобщение педагогического опыта
Мастер класс
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Но
от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе.
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!