Презентация, доклад проекта Старинные русские меры длины

Содержание

АктуальностьНельзя представить себе жизнь человека, непроизводящего измерений: это и портные,механики, и школьники. На уроках математики мы используем для измерения линейку, с помощью мер длины записываем измерения в тетрадь. А как выполняли измерения до того, как изобрели

Слайд 1Информационный проект
Старинные русские меры длины

Выполнила
Верхотурова Жанна,
ученица 5 класса
МКОУ СОШ с.Преображенка
Учитель:

Абликсанова И.В
Информационный проектСтаринные русские меры длиныВыполнила Верхотурова Жанна,ученица 5 классаМКОУ СОШ с.ПреображенкаУчитель: Абликсанова И.В

Слайд 2Актуальность
Нельзя представить себе жизнь человека, не
производящего измерений: это и портные,
механики, и

школьники.
На уроках математики мы
используем для измерения
линейку, с помощью мер
длины записываем измерения
в тетрадь.
А как выполняли измерения
до того, как изобрели линейку,
сантиметр, метр?

АктуальностьНельзя представить себе жизнь человека, непроизводящего измерений: это и портные,механики, и школьники. На уроках математики мы используем

Слайд 3
Разные народы земли использовали похожие меры. Русский народ создал

свою собственную систему мер. Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
Разные народы земли использовали похожие меры. Русский народ создал свою собственную систему мер.

Слайд 4Цель проекта:
Узнать: чем и как измеряли в старину на

Руси, где в настоящее время можно услышать упоминание о русских старинных мерах.

Цель проекта:   Узнать: чем и как измеряли в старину на Руси, где в настоящее время

Слайд 5Задачи проекта:
1.Выяснить, знают ли старинные меры длины учащиеся нашей школы.
2. Изучить

литературу и узнать, какие меры длины существовали раньше на Руси.
Где они использовались.
3. Найти высказывания и пословицы о старинных русских мерах длины. Узнать, что они означают.
4. Измерить длину и ширину кабинета математики, рост одноклассников используя старинные меры длины.
Задачи проекта: 1.Выяснить, знают ли старинные меры длины учащиеся нашей школы.2. Изучить литературу и узнать, какие меры

Слайд 6Результаты опроса учащихся школы
В повседневной жизни мы пользуемся современными единицами измерения

длины -это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр.
А вот старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в литературных произведениях и в учебниках нам встречались строки с непонятными для нас словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.
В школе я провела опрос среди 26 учащихся «Назовите старинные меры длины»
Только половина опрошенных учащихся назвали старинные меры длины.
Верста- 11 человек Сажень -10 человек
Локоть- 8 человек Аршин- 12 человек
Фут- 12 человек Дюйм -14 человек
Вершок -2 человека Пядь- 1 человек
Косая сажень- 2 человека

Результаты опроса учащихся школыВ повседневной жизни мы пользуемся современными единицами измерения длины -это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр

Слайд 7Старинные русские меры длины

Старинные русские меры длины

Слайд 8Перст
Перст старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец,

его ширина около 2 см. Это самая маленькая единица длины.

Слово «перст» сейчас считается
устаревшим, однако в богатом русском
языке сохранилось немало
порожденным их слов и выражений:
перстень, наперсток , перчатки ,
перст судьбы , один как перст,
двенадцатиперстная кишка.
ПерстПерст старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см. Это

Слайд 9Говорят


«Один, как перст»  о человеке,
не имеющего ни родных, ни близких,


ни друзей.


«Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» - если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинять в чем-то худшем или сделать это в еще более грубой манере.

Говорят«Один, как перст»  о человеке, не имеющего ни родных, ни близких, ни друзей.«Не указывай на людей перстом!

Слайд 10Дюйм
Дюйм -мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет

примерно 2 см 5 мм.
Слово «дюйм» голландского
происхождения и появилось
в русском языке благодаря
Петру I. Еще дюйм равнялся
длине 3 сухих зёрен ячменя,
вытянутых из средней части
колоса и равен 2см 54 мм.

Дюйм  Дюйм -мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет примерно 2 см 5 мм.

Слайд 11Говорят
«Дай ему дюйм, и он отхватит милю» - дать человеку немножко,

а он запросит много.
«Невежа оставляет дверь открытой на один дюйм, лентяй — на три, а дурак — настежь»
 

В одной сказке Ганса Христиана Андерсена
героиню назвали Дюймовочкой, потому что
она была совсем маленькая, ростом с дюйм.
Дюйм = 2,5 см
 


Говорят«Дай ему дюйм, и он отхватит милю» - дать человеку немножко, а он запросит много. «Невежа оставляет

Слайд 12Вершок
Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо.
Вершок происходит от слова «верх».
Первоначально

вершок
определялся длиной двух
фаланг указательного пальца,
а это приблизительно 4см 5 мм.

Вершок  Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо.Вершок происходит от слова «верх».Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг

Слайд 13Говорят
«От горшка два вершка, а уже указчик» - о молодом человеке, не

имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.





«У нее суббота через пятницу
на два вершка вылезла» – о
неаккуратной женщине, у которой
нижняя рубашка длинней юбки.

Говорят«От горшка два вершка, а уже указчик» - о молодом человеке, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий

Слайд 14Пядь
Пядь(пядница) –древняя русская мера длины
Известно о трех древнерусских пядях.
Малая

пядь - расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 19 см.
Великая пядь - расстоянию между
концами большого пальца и мизинца,
примерно 23 см-27 см.
Из пяди легко можно было получить
меньшие доли-два вершка(1/2 пяди)
или вершок (1/4 пяди)

Пядь  Пядь(пядница) –древняя русская мера длиныИзвестно о трех древнерусских пядях. Малая пядь - расстоянием между концами

Слайд 15Говорят
 «Семь пядей во лбу» - когда хотят
сказать об очень умном человеке.
«

На аршин голова, да ума на пядь» - о глупом человеке.
«Не уступить ни пяди» -значит не отдавать даже самой малости.


Говорят «Семь пядей во лбу» - когда хотят сказать об очень умном человеке.« На аршин голова, да ума на

Слайд 16Локоть
Локоть – древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира, в

том числе и в России.
Расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46 см и 38 см соответственно. Как мера длины на встречается с XI в. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.
Локоть, как меру длины, применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготовленной в домашних условиях, шерстяной пряжи или пеньковой верёвки. Такую продукцию наматывали на локоть.


Локоть Локоть – древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира, в том числе и в России.

Слайд 17Говорят
 «Близок локоть да не укусишь», 
« Близок локоток, да ум короток» - о

каком-нибудь простом, но невыполнимом деле. 
« Сам с ноготок, а борода с локоток»
 - до Петра 1 борода, особенно у бояр,
служила признаком знатности рода и
происхождения. 
« Нос с локоть, а ум с ноготь»  о глупом человеке. 
« Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т. е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.

Говорят «Близок локоть да не укусишь», « Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле. « Сам

Слайд 18 Аршин
Аршин  (от персидского арш – локоть), мера длины пришла из Персии. Два персидских

аршина равнялись 3 русским локтям. Аршин равен длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца, примерно 71см 12 мм. Например, ткань мерили, натягивая на собственную руку до плеча, отсюда пришло выражение «мерить на свой аршин». В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковывали железом и помечали печатью(государственным клеймом).


Аршин Аршин  (от персидского арш – локоть), мера длины пришла из Персии. Два персидских аршина равнялись 3

Слайд 19Говорят
«Видит на три аршина под землю» -
об очень проницательном человеке.
«Каждый

купец на свой аршин меряет»-каждый судит о любом деле односторонне,
исходя из собственных интересов.
 

«Старичок с кувшин, борода с аршин»-
о маленьком, но длиннобородом человеке.
« Сидит как аршин проглотил» - т. е. прямо.
«Писать аршинными буквами» –очень крупно.
Говорят«Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке. «Каждый купец на свой аршин меряет»-каждый судит

Слайд 20Сажень
Сажень – встречается с 11 в.
Название от слова «стягать»,
т.е. доставать до чего-либо.
Отсюда

слово «недосягаемый» -
о месте, куда невозможно добраться,
о человеке, достоинства которого
невозможно повторить.
Известно о двух саженях.
Косая сажень- старорусская единица
измерения, равная 2м 47 см.
Первоначально косая сажень – это
расстояние от кончиков пальцев
вытянутой вверх руки до пальцев
противоположенной ей ноги.
СаженьСажень – встречается с 11 в.Название от слова «стягать»,т.е. доставать до чего-либо.Отсюда слово «недосягаемый» -о месте, куда невозможно

Слайд 21Сажень
Маховая сажень – расстояние
между кончиками средних
пальцев вытянутых в
противоположные

сторон
рук человека среднего роста.
Равнялась примерно 176 см.
СаженьМаховая сажень – расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные сторон рук человека среднего роста.Равнялась примерно

Слайд 22Говорят
«Косая сажень в плечах» -
о человеке богатыре.

«Полено к полену- сажень» -
о накоплении запасов,
богатства путем экономии.
Говорят«Косая сажень в плечах» - о человеке богатыре.

Слайд 23Верста
Верста – от слова «вертеть», это самая крупная мера длины.
Верстой называли

расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты (1067 метров).

ВерстаВерста – от слова «вертеть», это самая крупная мера длины. Верстой называли расстояние от одного поворота плуга до

Слайд 24Путевой мерой длины так же называли версту.
Верстовые столбы красили косыми полосками

–белыми и черными.
Отсюда название «столбовая дорога» для хорошего наезженного пути.
В начале XIX в. вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах (У Пушкина: «Только версты полосаты попадаются одне»)

Путевой мерой длины так же называли версту.Верстовые столбы красили косыми полосками –белыми и черными.Отсюда название «столбовая дорога»

Слайд 25Говорят
«Коломенская верста» шутливо о человеке
очень высокого роста.



«Девять ден, девять верст,

как сокол летел» о человеке, который любит делать все с прохладцей.
«Сто верст молодцу не крюк» - расстояние не может быть препятствием для любви.
Говорят«Коломенская верста» шутливо о человеке очень высокого роста.«Девять ден, девять верст, как сокол летел» о человеке, который

Слайд 26Шаг
Шаг – средняя длина человеческого шага 71см. Сохранились сведения об использовании

шага для определения расстояния между городами. Шагами отмерялось расстояния, на которое должны были сходиться противники во время дуэли.
Шаг как мера длины используется и в настоящее время.
Существует специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

ШагШаг – средняя длина человеческого шага 71см. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами.

Слайд 27Говорят
 « Ни шагу назад», т. е. не отступать.
« Семимильными шагами» (т.е. гигантскими) –

когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени. 

Говорят « Ни шагу назад», т. е. не отступать.« Семимильными шагами» (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного

Слайд 28Интересные факты

Интересные факты

Слайд 29Миля
Миля (от латинского слова милия – тысяча (шагов)) – русская мера длины.

Использовалась как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 7км 468 м. В наше время эта единица актуальна, она используется в морских профессиях.
МиляМиля (от латинского слова милия – тысяча (шагов)) – русская мера длины. Использовалась как единица для измерения больших

Слайд 30Говорят
«Хозяйство развивается семимильными шагами», то есть очень быстро и хорошо. 


Говорят «Хозяйство развивается семимильными шагами», то есть очень быстро и хорошо. 

Слайд 31Практическая работа
Я решила измерить длину и ширину классной комнаты . Для

измерения я выбрала старинную меру длины шаг . Но длина моего шага меньше, чем длина шага на Руси. По этому я решила измерить с помощью метра и перевести в старинные меры длины .
Ширина 5м 6см= 506 см = 7 шагов и 2 вершка
Длина 5м 46см =546 см = 7 шагов, 1 локоть,1 пядь, 2 перста.
Практическая работаЯ решила измерить длину и ширину классной комнаты . Для измерения я выбрала старинную меру длины

Слайд 32Измерив рост одноклассников, я перевела его в старинные меры длины.
Саша-141 см.=1

аршин,
1 локоть, 1 великая пядь;

Кирилл-152 см.=2 аршина,
4 дюйма;

Жанна 142 см., =2 аршина
Измерив рост одноклассников, я перевела его в старинные меры длины.Саша-141 см.=1 аршин, 1 локоть, 1 великая пядь;Кирилл-152

Слайд 33Вывод
В ходе работы над проектом я узнала, что длина – одно

из первых геометрических понятий, введённых человеком. Первые меры длины были естественными и самыми простыми. Локоть, аршин, пядь, шаг и т.д.– эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных людей эти единицы различные. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше(кроме «мили»), зато в фольклоре и литературе они нашли своё отражение и употребляются до сих пор.
ВыводВ ходе работы над проектом я узнала, что длина – одно из первых геометрических понятий, введённых человеком.

Слайд 34Литература
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство

«Мнемозина», Москва, 2006.
http://ruspravda.info
https://ru.wikipedia.org
http://fb.ru
http://rus-ved-rus.narod.ru

ЛитератураН.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2006.http://ruspravda.infohttps://ru.wikipedia.org http://fb.ruhttp://rus-ved-rus.narod.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть