Слайд 1« Прогресс знаний требует постоянного переформулирования предыдущих точек зрения. »
Жан Пиаже
7
3
МБОУ Татарская СОШ
Раёвский филиал
Научный проект по математике
«СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ ЭВМ»
Автор
Терешкова Светлана – ученики 6 класса
Научный руководитель:
Савицкая Светлана Николаевна
5
2
1
2017 г
Слайд 2.
Современная наука пытается описать внешний мир, взаимодействие объектов в нем на
языке математики, тем самым она создает модель мира. Описав математическими выражениями, необходимую для решения задачу, мы можем ее выполнение поручить автоматической системе.
Однако при описании этих взаимодействий человек использует удобную для него десятичную систему счисления, которая не приемлема для цифровых устройств.
Учитывая масштаб применения цифровых устройств, получение знаний о системе счисления используемой в вычислительных устройствах, и навыка работы в этой системе счисления, данная тема проекта являются актуальной проблемой.
Слайд 3Целью работы ставится:
самостоятельно расширить знания
о числе,
о различных системах
счисления,
о правилах перехода от одной системы счисления к другой ,
и совершения простейших арифметических операций в любой системе счисления
Слайд 4Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть существующие системы счисления;
изучить
наиболее важные для создания и программирования цифровых устройств системы счисления;
научиться применять правила перехода от одной системы счисления к другой;
научиться выполнять простейшие арифметические операции в различных системах счисления.
Слайд 5Содержание:
1. Раздел. Системы счисления
1.1 Непозиционные системы счисления
1.2 Позиционные системы счисления
2. Раздел. Работа в различных системах счисления
2.1 Правила перехода от одной системы счисления к другой;
2.2 Примеры выполнение перевода десятичных дробей;
2.3 Выполнение простейшие арифметические операции.
Слайд 61.Раздел. Системы счисления.
Слайд 7Система счисления – это способ записи чисел. Обычно, числа записываются с
помощью специальных знаков – цифр . Вам должны быть известны две системы счисления – это арабская и римская.
Арабской системой счисления называют систему из десяти символов: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9, с помощью которых записывается любое число.
В основе римской системы счисления лежат знаки I (один палец) для числа 1, V (раскрытая ладонь) для числа 5, X (две сложенные ладони) для 10, а также специальные знаки для обозначения чисел 50, 100, 500 и 1000.
Слайд 81.1 Непозиционные системы счисления
Примером непозиционной системы счисления, которая сохранилась до наших
дней, может служить система счисления, применявшаяся более двух с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме, римская система счисления.
Римская система счисления сегодня используется в основном для наименования знаменательных дат, томов, разделов и глав в книгах.
Слайд 91.2 Позиционные системы счисления
В мире наиболее распространены позиционные системы счисления. Помимо
знакомой всем с детства десятичной (где используется десять цифр от 0 до 9), в технике широкое распространение нашли такие системы счисление как двоичная (используются цифры 0 и 1), восьмеричная (используются цифры от 0 до 7), и шестнадцатеричная (используются цифры от 0 до 9 и буквы от A до F).
Основание системы счисления – это количество знаков, которое используется для записи цифр.
Слайд 10
Так как человеку удобнее осуществлять математические операции в десятичной системе счисления,
а машина выполняет операции в двоичной системе счисления, то нужно уметь выполнять операции по переходу из одной в другую. Переводить числа из двоичной в десятичную систему и обратно, достаточно долго и трудоёмко, поэтому программисты используют другие системы счисления: восьмеричную и шестнадцатеричную.
Слайд 112. Раздел. Работа в различных системах счисления.
Слайд 122.1 Правила перехода от одной системы счисления к другой системе.
А)Один из
способов перевода десятичного числа в другую– это деление десятичного числа на число равное основанию другой системы и формирование двоичного числа из остатков.
Пример: переход от десятичной в двоичную
77 = 1001101 (остатки записываются с конца)
Слайд 13Б)Переход от любой системы счисления в десятичную систему с помощью следующей
формулы:
Ag = an gn+ an-1gn-1+ an-2gn-2+…+ a2g2+ a1g1+ a0g0+ a-1g-1+ a-2g-2+…+ a-mg-m
Примеры: 10011012 = 1*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 1*22 + 0*21 + 1*20 = 64 + 0 + 0 + 8 + 4 + 0 + 1 = 7710 ;
1008 = 1 * 82 + 0 * 81 + 0 * 80 = 6410 ;
4C516 = 4 * 162 + 12 * 161 + 5 * 160 = 4 * 256 + 192 + 5 = 122110 .
Слайд 14
В) Для преобразования двоичного числа в восьмеричное достаточно разбить его
на тройки и заменить их соответствующими им цифрами из восьмеричной системы счисления
000 – 0, 001 – 1, 010 – 2, 011 – 3, 100 – 4, 101 – 5, 110 – 6, 111 – 7.
Например
10111012 = 1 011 101 = 001 011 101 = 1 3 5 8
Слайд 15Г)Для преобразования двоичного числа в шестнадцатеричное достаточно разбить его на четверки
и заменить их соответствующими им цифрами из шестнадцатеричное системы счисления. В случае, если количество разрядов не делится нацело, то первая четверка дописывается нулями впереди.
Например:
100011001012 = 0100 1100 0101= 4 C 5 = 4C516
Слайд 16Соответствие двоичного числа шестнадцатеричному
Слайд 172.2. Выполнение перевода десятичных дробей
Дробь в десятичной системе счисления последовательно
умножают на основание выбранной системы счисления пока не получиться нулевая дробная часть или достигнута требуемая точность. При каждом последующем умножении целая часть отбрасывается. Целые части результатов и составляют новую дробь. Записываются по порядку.
0,225 * 8 = 1,8
0,8 * 8 = 6,4
0,4 * 8 = 3,2
0,2 * 8 = 1,6
0,6 * 8 = 4,8
…
0,22510 = 0,16314…8
Слайд 182.3 Выполнение простейшие арифметические операции в двоичной системе счисления
выполняются по следующим
правилам:
0 + 0 = 0
1 + 0 = 1
0 + 1 = 1
1 + 1 = 10
0 - 0 = 0
1 - 0 = 1
0 - 1 = (заём) 1
1 - 1 = 0
Умножение и деление как в десятичной системе.
Слайд 193. Заключение
Все системы счисления связаны между собой правилом перехода.
Алгоритм (действия) выполнения
простейших математических операций одинаков во всех системах счисления
Использование выше перечисленных утверждений позволяет нам широко использовать вычислительную технику для решения задач в различных сферах деятельности человека.
Слайд 204.Литература:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики»
Стр.12-57.
2. Босова Л.Л.,
Босова А.Ю.
3. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса.
http://inf.info