Слайд 1СТАРИННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ
Выполнила:
Петрова Кристина
ученица 6-«Б» класса
Руководитель:
Клещевникова Татьяна Николаева
Слайд 2 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: ИССЛЕДОВАТЬ РЕАЛЬНУЮ
СИТУАЦИЮ ПО ЗНАНИЮ СТАРИННЫХ МЕР
УЧЕНИКАМИ 6- КЛАССОВ.
Гипотеза:
если учащиеся будут знать соотношение старинных русских мер и современных единиц измерения величин, то это поможет им легче понять содержание учебных и художественных текстов.
Объектом исследования являются учащиеся
6- классов .
Предмет исследования – знание старинных русских мер.
Слайд 3 З А Д А Ч И:
Изучить исторические сведения по теме
«Старинные меры длины».
Проанализировать учебники по математике
5 – 11 классов с точки зрения наличия в них старинных мер длины.
Составить словарь старинных русских мер.
Создать презентацию данного проекта.
Сделать выводы.
Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
Довольно часто в нашей жизни встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней
Руси. В русском языке их называют устаревшими, вышедшими из активного употребления. Мы не пользуемся ими ежедневно, но не зная их значения, порой трудно понять литературное произведение, параграф по истории, даже пословицу. В любой книге есть сноски, но они написаны очень мелким шрифтом и не запоминаются.
В далёкие времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счёта, но и измерений. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникала необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массы, времени. При измерении расстояний использовали руки и ноги.
Я решила узнать более подробно о мерах применяемых русским народом.
Слайд 5За свою историю человечество придумало огромное
количество всевозможных единиц измерения, причём каждый народ имел свои. Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.
Рассмотрим наиболее распространенные старинные меры длины, упоминания о которых часто встречаются в нашей речи.
Слайд 6
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры:
Пядь
Локоть
Вершок
Сажень
Верста
Аршин
Слайд 7
Известно о трех древнерусских «ПЯДЯХ»
Малая пядь определялась расстоянием
между концами растянутых большого и указательного пальцев.
Слайд 8Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца.
Слайд 9Добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам
– среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком.
Слайд 10
Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится
примерно
19 см, 23 см и 27 см.
До нас название мерки дошло в образных выражениях и крылатых словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле.
Слайд 11 К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также
«ЛОКОТЬ».Величина «локтя» определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см.
Слайд 12В некоторых документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от
основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54см или две пяди с кувырком.
Слайд 13С длиной пальца связана старая русская мера длины – «ВЕРШОК». Когда-то
так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм.
Слайд 14Маховая сажень – расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см).
Название «САЖЕНЬ» происходит от славянского слова сяг – шаг.
Слайд 15Сажень простая (152 см) – расстояние между размахом вытянутых рук человека
от большого пальца одной руки до большого пальца другой.
Слайд 16
Сажень косая (248 см) – расстояние между подошвой левой ноги
и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
Слайд 17
Для измерения больших расстояний в древности была введена мера «ВЕРСТА»
(её раннее название «поприще»). Название это происходит от слова вертеть, которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая – ею измеряли расстояние пути и межевая – ею мерили земельные участки.
Слайд 18«АРШИН» — старинная мера длины в России, равная примерно 72 см.
Происхождение слова «аршин» точно не установлено. Возможно, это слово произошло от персидского слова «арш» — «локоть».
Аршинами и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост. Были специальные линейки, планки, равные аршину. Такая линейка так и называлась — «аршин».
Слайд 19
«От горшка два вершка, а уже указчик»
«Не уступить
ни пяди»
«Семь пядей во лбу»
«Сам с ноготок, а борода с локоток»
«Каждый купец на свой аршин меряет»
«Сидит, ходит, словно аршин проглотит»
«На аршин борода, да ума на пядь»
«Косая сажень в плечах»
«На три аршина в землю видит»
«Полено к полену – сажень»
«Коломенская верста»
«Москва верстой далека, а сердцу рядом»
«Любовь не верстами меряется»
« Сто верст молодцу не крюк»
«На версту отстанешь - на десять догоняешь»
Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры длины
Слайд 20
Старинные меры длины можно встретить в произведениях
русских поэтов
и писателей
А.С.Пушкин
«ЗИМНЯЯ ДОРОГА»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
П.П.Ершов
«КОНЕК ГОРБУНОК»
«Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка ,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами»
Слайд 21
Соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У народов складывалась
сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоя-тельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами.
Слайд 22
Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в
торговле. В связи с этим назрела необходимость установить четкие определения единиц и соотношения между ними. При Петре 1 русские меры были приведены в определенную систему. По традиции в настоящее время иногда пользуются старыми единицами.
Слайд 23
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОСТА УЧАЩИХСЯ НАШЕГО КЛАССА
Средний рост наших одноклассников составлял
в 1
классе в 6 классе
Слайд 24
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОСТА МОЕЙ СЕМЬИ
Представьте, что Вы живете в XV
веке и Ваш рост измеряется мерами того времени. Попробуйте выразить свой рост в одной из этих единиц.
Локоть – 44см
Вершок – 4,4см
Аршин - 0,71м
Слайд 25
АНКЕТА
Какие старинные единицы мер вы знаете?
Назовите старинную русскую меру длины.
В каких ситуациях вы встречали старинные русские меры в повседневной жизни?
В каких художественных произведениях вы встречали старинные русские меры?
Как вы считаете, необходимо ли знание старинных мер в современной жизни?
Назовите пословицу или поговорку со старинными единицами мер.
Слайд 27
НЕОБХОДИМО ЛИ ЗНАТЬ СТАРИННЫЕ МЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ПОЧЕМУ?
( «ДА»
ОТВЕТИЛИ 70% УЧАЩИХСЯ)
для общего развития - 64%
чтобы знать исторические корни своего языка - 64%
- так как часто встречаются в художественной литературе, во фразеологических оборотах - 67%
- знать нужно отдельным людям, которые занимаются лингвистикой, историей развития предмета – 44%
Слайд 28
ВЫВОД
Я считаю, что старинные меры необходимо знать в современной школе не
только для общего развития, но и для того, чтобы знать исторические корни своего языка, так как они часто встречаются в художественной и исторической литературе.
Слайд 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Волков В. Как появилась метрическая система мер .Квант. –
1990.-№8. с. 33-34.
Глейзер Г.И. История математики в школе IV – VI классы.- М.: Просвещение,1981.
Депман И.Я. Меры и метрическая система. – Л.-Детгиз, 1953.
Котляр Б.Д. Удивительное равенство. Квант.-1989.- №7 с. 17-21.
Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд - М.:Мнемозина,2013.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др. - М._Просвещение, 2006.
Свечников А.А.,Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи.- М. – Просвещение, 1977.