Презентация, доклад по теме Системно-деятельностный подход при обучении математике

Содержание

«Я слышу- я забываю,Я вижу – я запоминаю,Я делаю – я усваиваю».Китайская мудрость

Слайд 1Системно-деятельностный подход при обучении математике
Рязанова С.М.
учитель математики МБОУ «СОШ№12»
2018г.

Системно-деятельностный подход при обучении математикеРязанова С.М.учитель математики МБОУ «СОШ№12»2018г.

Слайд 2«Я слышу- я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я

усваиваю».

Китайская мудрость

«Я слышу- я забываю,Я вижу – я запоминаю,Я делаю – я усваиваю».Китайская мудрость

Слайд 3Дидактические принципы системно-деятельностного подхода при обучении математики:
 Принцип деятельности 
Принцип непрерывности 
Принцип целостности 
Принцип минимакса 
Принцип

психологической комфортности
Принцип вариативности  
Принцип творчества 
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода при обучении математики: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортностиПринцип вариативности  Принцип творчества 

Слайд 4Типы уроков
Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:
1. Уроки

«открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
2. Уроки рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.


Типы уроковВыделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:1. Уроки «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование

Слайд 5
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Деятельностная цель: формирование у учащихся

способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности) Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации

Слайд 64. Уроки развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к

осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   математических понятий и  алгоритмов.
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока 

4. Уроки развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и

Слайд 7Пути реализации деятельностного подхода:
1. Проведение целых творческих законченных уроков, на которых

учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать.

2. Введение в традиционные уроки фрагментов, посвящённых познавательной деятельности учащихся.
Пути реализации деятельностного подхода:1. Проведение целых творческих законченных уроков, на которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать

Слайд 8Методы организации работы:
словесные методы (беседа, чтение);
наглядные (демонстрация презентации);
проблемно-поисковый;
познавательные игры, учебные дискуссии;
методы

контроля и самоконтроля;

Методы организации работы:словесные методы (беседа, чтение);наглядные (демонстрация презентации);проблемно-поисковый;познавательные игры, учебные дискуссии;методы контроля и самоконтроля;

Слайд 9Формы организации работы:
групповая,
коллективная (фронтальная),
индивидуальная.

Формы организации работы:групповая,коллективная (фронтальная),индивидуальная.

Слайд 10Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода

1. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к

учебной деятельности (1-2 мин).
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин).
3. Этап постановки учебной задачи, построение проекта выхода из затруднения. (4-5 мин).
4. Этап “открытия” учащимися нового знания (7-8 мин).
5. Этап первичного закрепления (4-5 мин).
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
7. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин).
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).

Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода1. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности (1-2 мин).2. Этап актуализации и

Слайд 111этап.Мотивация учебной деятельности(2-3мин)
Цели этапа:
1) актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной

деятельности (надо);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
3) устанавливаются тематические рамки (могу).
1этап.Мотивация учебной деятельности(2-3мин)Цели этапа:1) актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (надо);2) создаются условия для возникновения

Слайд 12Пример реализации этапа:
Чтобы определить тему урока предлагаю вам решить несколько примеров

и занесите в таблицу соответствующую букву:
1) 800 : 4 : 100 А 2) 742 : 7 ∙ 10 Е
3) (135 + 73) – 23 Р 4) 80 – (58+12) Н
5) (6112 + 1596) – 596 В 6) 4000 : 100 + 20 ∙ 0 У
7) (1823 + 856) – 1723 Н 8) 200 ∙ 20 + 5000 И
9) 95837 – ( 95337+ 120) Е

Пример реализации этапа:Чтобы определить тему урока предлагаю вам решить несколько примеров и занесите в таблицу соответствующую букву:1)

Слайд 132 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин).
Цели

этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;
2) актуализировать мысленные операции, необходимые для восприятия нового материала ( сравнение, анализ, обобщение);
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний.
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин). Цели этапа:1) актуализировать учебное содержание, необходимое

Слайд 14Пример реализации этапа актуализации

Пример реализации этапа актуализации

Слайд 15Постановка проблемы
Цели этапа:
1) восстановить выполнение операции и зафиксировать место, шаг, операцию,

где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.  
Постановка проблемыЦели этапа:1) восстановить выполнение операции и зафиксировать место, шаг, операцию, где возникло затруднение;2) соотнести свои действия

Слайд 16Пример реализации этапа постановки проблемы:

Пример реализации этапа постановки проблемы:

Слайд 173 этап. Постановка учебной задачи (4-5 мин).
Цели этапа:
1) Постановка цели (целью всегда

является устранение возникшего затруднения);
2) согласование темы урока;
3) выбор способа;
4) построение плана достижения цели;
5) определение средства ( алгоритм, опорные таблицы, учебник, модели, схемы и т.д.)
На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают план будущих учебных действий: – ставят цель, согласовывают тему урока. Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога.
3 этап. Постановка учебной задачи (4-5 мин). Цели этапа:1) Постановка цели (целью всегда является устранение возникшего затруднения);2) согласование

Слайд 18Пример реализации этапа постановки учебной задачи
Учитель: что нужно сделать, чтобы научиться

умножать одночлен на многочлен?
Ученики: выработать (сформулировать) правило умножения одночлена на многочлен.
Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня?
Ученики: вывести правило умножения одночлена на многочлен.

Пример реализации этапа постановки учебной задачиУчитель: что нужно сделать, чтобы научиться умножать одночлен на многочлен?Ученики: выработать (сформулировать)

Слайд 204 этап. «Открытие” учащимися нового знания (7-8 мин).
Цели этапа:
1) реализовать построенный план

действий;
2) зафиксировать новый способ действий в речи и знаках;
3) Реализовать решения исходного задания данного для пробного действия;
4) уточнить общий характер нового знания;
5) зафиксировать преодоление затруднения.
4 этап. «Открытие” учащимися нового знания (7-8 мин). Цели этапа:1) реализовать построенный план действий;2) зафиксировать новый способ действий

Слайд 21Пример реализации этапа «открытия» новых знаний
Идёт работа в группах, далее каждая

группа выдвигает свою гипотезу и представляет классу, проходит общее обсуждение и делается вывод.
Учитель обобщает: при умножении одночлена на многочлен используется распределительное свойство умножения: а(в+с)=ав+ас ;
в нашем случае а(в+с+d)=ав+ас+аd

Пример реализации этапа «открытия» новых знанийИдёт работа в группах, далее каждая группа выдвигает свою гипотезу и представляет

Слайд 235 этап. Первичное закрепление (4-5 мин).
Цель этапа:
Усвоение нового способа действия(для учащихся);
Создание условий

для первичного закрепления (для учителя)
На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах)решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
5 этап. Первичное закрепление (4-5 мин). Цель этапа:Усвоение нового способа действия(для учащихся);Создание условий для первичного закрепления (для учителя)

Слайд 246 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
Цели этапа:
1) индивидуальная

рефлексия достижения цели (для учащихся);
создание условий для нового способа действий;
создание ситуации успеха (для учителя).

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин). Цели этапа:1) индивидуальная рефлексия достижения цели (для учащихся);создание

Слайд 25При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют

задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку,

Слайд 267 этап. Включение нового в систему знаний и повторение (7-8 мин).
Цели этапа:
1)

Выявить границы применимости новых знаний;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
7 этап. Включение нового в систему знаний и повторение (7-8 мин). Цели этапа:1) Выявить границы применимости новых знаний;2)

Слайд 27
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания,

в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, подбираются задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается

Слайд 288 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).
Цели этапа:
1)

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.

8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).Цели этапа:1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2)

Слайд 29На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется

рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной

Слайд 30Пример реализации этапа рефлексии учебной деятельности
Учитель: вернёмся к цели нашего урока


- достигли ли мы своей цели?
- каков результат нашей деятельности на уроке?
- как умножить одночлен на многочлен?
-где используется это правило? Цель на будущее.
-в оценочном листе заполните анкету по итогам урока. Оценочные листы сдаются, карточки возьмите домой для подготовки домашнего задания.
 

Пример реализации этапа рефлексии учебной деятельностиУчитель: вернёмся к цели нашего урока - достигли ли мы своей цели?-

Слайд 31Урок на основе системно-деятельностного подхода проведён успешно, если:
1. Время самостоятельной работы

учеников - не менее 50% времени урока.
2. Время, в течение которого говорил учитель - не более 10мин;
3. На уроке должны отвечать все ученики.
4. Не менее 70% учащихся получили оценки за урок.
5. Время, в течение которого ученики двигались – не менее 5мин.
Урок на основе системно-деятельностного подхода проведён успешно, если:1. Время самостоятельной работы учеников - не менее 50% времени

Слайд 32Литература:
1. ФГОС. Настольная книга учителя:
Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.–

Саратов, 2013.
2. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”,
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.


Литература:1. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013.2. Мельникова Е.Л., Технология проблемного

Слайд 335. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обу­чению математике // Наука и

эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.
6. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.

5. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обу­чению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И.

Слайд 34www.uchportal.ru – Учительский портал.
www.nsportal.ru – Социальная сеть работников образования.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98659528-
Видео уроки в

сети интернет.
www.uchportal.ru – Учительский портал.www.nsportal.ru – Социальная сеть работников образования.http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98659528-Видео уроки в сети интернет.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть