Слайд 1Системно-деятельностный подход при обучении математике
Рязанова С.М.
учитель математики МБОУ «СОШ№12»
2018г.
Слайд 2«Я слышу- я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я
усваиваю».
Китайская мудрость
Слайд 3Дидактические принципы системно-деятельностного подхода при обучении математики:
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип
психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 4Типы уроков
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1. Уроки
«открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
2. Уроки рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 5
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Деятельностная цель: формирование у учащихся
способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
Слайд 64. Уроки развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока
Слайд 7Пути реализации деятельностного подхода:
1. Проведение целых творческих законченных уроков, на которых
учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать.
2. Введение в традиционные уроки фрагментов, посвящённых познавательной деятельности учащихся.
Слайд 8Методы организации работы:
словесные методы (беседа, чтение);
наглядные (демонстрация презентации);
проблемно-поисковый;
познавательные игры, учебные дискуссии;
методы
контроля и самоконтроля;
Слайд 9Формы организации работы:
групповая,
коллективная (фронтальная),
индивидуальная.
Слайд 10Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода
1. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к
учебной деятельности (1-2 мин).
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин).
3. Этап постановки учебной задачи, построение проекта выхода из затруднения. (4-5 мин).
4. Этап “открытия” учащимися нового знания (7-8 мин).
5. Этап первичного закрепления (4-5 мин).
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
7. Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин).
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).
Слайд 111этап.Мотивация учебной деятельности(2-3мин)
Цели этапа:
1) актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной
деятельности (надо);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
3) устанавливаются тематические рамки (могу).
Слайд 12Пример реализации этапа:
Чтобы определить тему урока предлагаю вам решить несколько примеров
и занесите в таблицу соответствующую букву:
1) 800 : 4 : 100 А 2) 742 : 7 ∙ 10 Е
3) (135 + 73) – 23 Р 4) 80 – (58+12) Н
5) (6112 + 1596) – 596 В 6) 4000 : 100 + 20 ∙ 0 У
7) (1823 + 856) – 1723 Н 8) 200 ∙ 20 + 5000 И
9) 95837 – ( 95337+ 120) Е
Слайд 132 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин).
Цели
этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;
2) актуализировать мысленные операции, необходимые для восприятия нового материала ( сравнение, анализ, обобщение);
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний.
Слайд 14Пример реализации этапа актуализации
Слайд 15Постановка проблемы
Цели этапа:
1) восстановить выполнение операции и зафиксировать место, шаг, операцию,
где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 16Пример реализации этапа постановки проблемы:
Слайд 173 этап. Постановка учебной задачи (4-5 мин).
Цели этапа:
1) Постановка цели (целью всегда
является устранение возникшего затруднения);
2) согласование темы урока;
3) выбор способа;
4) построение плана достижения цели;
5) определение средства ( алгоритм, опорные таблицы, учебник, модели, схемы и т.д.)
На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают план будущих учебных действий: – ставят цель, согласовывают тему урока. Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога.
Слайд 18Пример реализации этапа постановки учебной задачи
Учитель: что нужно сделать, чтобы научиться
умножать одночлен на многочлен?
Ученики: выработать (сформулировать) правило умножения одночлена на многочлен.
Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня?
Ученики: вывести правило умножения одночлена на многочлен.
Слайд 204 этап. «Открытие” учащимися нового знания (7-8 мин).
Цели этапа:
1) реализовать построенный план
действий;
2) зафиксировать новый способ действий в речи и знаках;
3) Реализовать решения исходного задания данного для пробного действия;
4) уточнить общий характер нового знания;
5) зафиксировать преодоление затруднения.
Слайд 21Пример реализации этапа «открытия» новых знаний
Идёт работа в группах, далее каждая
группа выдвигает свою гипотезу и представляет классу, проходит общее обсуждение и делается вывод.
Учитель обобщает: при умножении одночлена на многочлен используется распределительное свойство умножения: а(в+с)=ав+ас ;
в нашем случае а(в+с+d)=ав+ас+аd
Слайд 235 этап. Первичное закрепление (4-5 мин).
Цель этапа:
Усвоение нового способа действия(для учащихся);
Создание условий
для первичного закрепления (для учителя)
На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах)решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Слайд 246 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
Цели этапа:
1) индивидуальная
рефлексия достижения цели (для учащихся);
создание условий для нового способа действий;
создание ситуации успеха (для учителя).
Слайд 25При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют
задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 267 этап. Включение нового в систему знаний и повторение (7-8 мин).
Цели этапа:
1)
Выявить границы применимости новых знаний;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Слайд 27
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания,
в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, подбираются задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Слайд 288 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).
Цели этапа:
1)
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Слайд 29На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется
рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Слайд 30Пример реализации этапа рефлексии учебной деятельности
Учитель: вернёмся к цели нашего урока
- достигли ли мы своей цели?
- каков результат нашей деятельности на уроке?
- как умножить одночлен на многочлен?
-где используется это правило? Цель на будущее.
-в оценочном листе заполните анкету по итогам урока. Оценочные листы сдаются, карточки возьмите домой для подготовки домашнего задания.
Слайд 31Урок на основе системно-деятельностного подхода проведён успешно, если:
1. Время самостоятельной работы
учеников - не менее 50% времени урока.
2. Время, в течение которого говорил учитель - не более 10мин;
3. На уроке должны отвечать все ученики.
4. Не менее 70% учащихся получили оценки за урок.
5. Время, в течение которого ученики двигались – не менее 5мин.
Слайд 32Литература:
1. ФГОС. Настольная книга учителя:
Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.–
Саратов, 2013.
2. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”,
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
Слайд 335. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и
эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.
6. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.
Слайд 34www.uchportal.ru – Учительский портал.
www.nsportal.ru – Социальная сеть работников образования.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98659528-
Видео уроки в
сети интернет.