Слайд 1Омский государственный педагогический университет
Методы обучения математике в школе
Слайд 2
Понятие о методах обучения
Владение учителем методами обучения необходимо для
организации эффективного обучения школьников;
Различные виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, условий, при которых осуществляется та или иная деятельность;
Перед школой встают новые задачи, меняется содержание образования, цели обучения, методы обучения;
Проблеме выбора метода обучения уделяли внимание Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, И.Т. Огородников, А.В. Занков, Г.И.Щукина;
Понятие «метод обучения» является весьма сложным и много аспектным, имеющим различные педагогические характеристики своей сущности;
Слайд 3Понятие о методах обучения
Метод обучения может выступать как:
способ
деятельности учителя и учащихся;
совокупность приемов работы;
путь, по которому учитель ведёт учащихся от незнания к знанию;
система действий учителя и учащихся и т.д.
Методы обучения включают в себя методы: преподавания (средства, приемы, способы управления и контроля познавательной деятельностью школьников) и методы учения (средства, приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения т самоконтроля)
Методы обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели образования, воспитания и развития школьников (Всесоюзная научно-практическая конференция)
Слайд 4Понятие о методах обучения
Дидактический метод – это система педагогических
правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определенного круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели (М.И. Махмутов);
Метод обучения – это система последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по освоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования (И.Я. Лернер);
Слайд 5Понятие о методах обучения
Метод обучения – это способ
упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский);
«Метод» (с греч. methodos) – путь к чему-либо;
Метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность (философский словарь);
Методы обучения – это упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения, воспитания и развития учащихся на том или ином этапе обучения, трансформируясь из целей преподавания в цели учения (Ю.М.Колягин, В.А. Оганесян и др.);
Слайд 6Классификации методов обучения
Методы обучения
Методы работы учителя методы работы учащихся
По источникам передачи и характеру восприятия информации (С.И. Петровский, Е.Я. Голант):
Методы обучения:
словесные(источником знаний является устное или печатное слово);
наглядные(источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
практические(учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия);
Слайд 7Классификации методов обучения
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых
на данном этапе обучения (М.А. Данилов, П.П. Есипов)
Методы обучения:
методы приобретения знаний,
методы формирования умений и навыков,
методы применения знаний,
методы творческой деятельности,
методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков;
По характеру познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала (Н.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)
Методы обучения математике:
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные,
проблемное изложение,
частично-поисковые,
исследовательские;
Слайд 8Классификации методов обучения
Бинарная классификация М.И. Махмутова (сочетаются методы преподавания
с методами учения)
Методы обучения:
информационно-сообщающие и исполнительские,
объяснительные и репродуктивные,
побуждающие и поисковые;
Классификация Р.С. Черкасова и А.А. Столяра
Система методов обучения математике:
общие (разработанные дидактикой и адаптированные к обучению математике);
частные (отражают основные методы познания, используемые в математике).
Слайд 9Классификации методов обучения
Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского на основе
целостного подхода к процессу обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
cловесные методы: рассказ, лекция, беседа; наглядные: демонстрация, иллюстрация; практические: упражнения, учебный эксперимент, лабораторная работа;
индуктивные и дедуктивные методы;
репродуктивные и проблемно-поисковые методы;
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
2) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
дидактические игры как метод поощрения;
создание ситуации успеха в учебных дискуссиях;
3) Методы контроля и самоконтроля в обучении:
методы устного контроля и самоконтроля;
методы письменного контроля и самоконтроля;
методы лабораторно-практического контроля.
Слайд 10Классификации методов обучения
Классификация методов обучения Ю.М. Колягина
методы преподавания: беседа,
рассказ, управление самостоятельной работой учащихся;
методы изучения: анализ, синтез, сравнение, моделирование и др.
По характеру учебно-познавательной деятельности и организации содержания материала (Г.И. Саранцев)
Методы обучения математике:
индуктивно-репродуктивный,
индуктивно-эвристический,
индуктивно-исследовательский,
дедуктивно-репродуктивный,
дедуктивно-эвристический,
дедуктивно-исследовательский,
обобщенно-репродуктивный,
обобщенно-эвристический,
обобщенно-исследовательский;
Слайд 11Классификации методов обучения
Различные подходы к классификации методов обучения несут в
себе различные потенциальные возможности стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в обучении;
Каждая классификация отражает одну или несколько сторон процесса и методов обучения, поэтому не может быть оптимальной применительно ко всему учебному процессу;
Современные исследователи все больше обращают внимание на изучение исследовательских методов, а именно метода учебного проекта.