Слайд 1Метапредметный подход на уроках математики
Слайд 2«…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше оно создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение»
Блонский П.П.
Слайд 3Проблема разобщённости научного знания.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные
образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Слайд 4Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а
учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Слайд 5Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности
по отношению к предметности.
Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.
Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
Слайд 6Что это означает?
Обычно учащийся, работая с материалом математики, физики, химии, биологии,
истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие
Слайд 7ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ:
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
«Смысл»
«Ситуация»
«Схема»
«Идеализа-ция»
Слайд 8«ЗНАНИЕ»
В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей.
К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Слайд 9«ЗНАК»
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации.
Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
Слайд 10«ПРОБЛЕМА»
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер
открытых, по сей день неразрешимых проблем.
Слайд 11«ЗАДАЧА»
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач
и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Слайд 12Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со
Слайд 13Важнейшая задача современной системы образования - формирование УУД
(
универсальных учебных действий), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и совершенствованию.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов УУД.
Слайд 14Основные виды УУД:
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные.
Слайд 16Формирование
личностных УУД
стараюсь привлекать как можно больше обучающихся к участию в
различных математических конкурсах, олимпиадах, пытаюсь привлечь учащегося к обсуждению ответа его товарища и объективному оцениванию своих ответов.
Рефлексия, проводимая в конце урока – одна из технологий, формирующих ЛУУД.
Слайд 17Используемые приемы рефлексии
«смайлики»,
«геометрические фигуры»,
«лестница» и т. д.
Слайд 18Познавательные УУД
формируются путем использования на урочных и внеурочных занятиях различных нетрадиционных
форм.
К метапредметным навыкам относятся умения сравнивать, анализировать, обобщать, считать, оперировать математическими понятиями в других областях знаний, которые формируются на уроках математики.
Слайд 19Примеры методик
Разминка;
Математический диктант;
Числовой диктант;
Задания со сменой установки.
Данные приемы развивают
быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.
Слайд 20Формирование коммуникативных УУД
умение выражать письменно и устно свои мысли,
аргументированно доказывать
свою позицию,
слушать и слышать собеседника и др.
Слайд 21Методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.
1. Развитие письменной речи.
1.1.
Индивидуальный пакет заданий.
1.2. Создание художественных текстов на математические темы.
1.3. Обязательное
обоснование.
Слайд 22Методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.
2. Устная речь
2.1. Устные
доклады.
2.2. Деловая игра «Ученик» - «учитель»
2.3. Поток вопросов
2.4. Публичные выступления
2.5. «Эксперт»
Слайд 23Отслеживание сформированности метапредметных навыков
участие во внеклассных играх и конкурсах,
участие
в олимпиадах,
участие в исследовательской работе по предмету,
оцениваются практические навыки по точным дисциплинам, умению находить и представлять информацию, аргументировано доказывать свою позицию.
Слайд 24Уровень усвоения предметных учебных действий учащихся проверяется по выполнению ими индивидуальных
заданий, по решению ими самостоятельных и контрольных работ.
Средствами оперативного контроля служат ответы учеников на уроках и выполнение ими текущих самостоятельных
работ.
Слайд 25 Одним из направлений, где я реализую метапредметность достаточно эффективно, являются
элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская деятельность, а так же выполнение творческих работ.
Слайд 26Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках математики
Слайд 27 Кроме этого у меня реализация метапредметности происходит на уроках,
когда при обсуждении некоторых вопросов учащиеся вовлекаются в спор или диспут.
Например,
- Сколько стоит «один»?
- Пять рублей,- ответил продавец хозяйственного отдела.
- Сколько стоит «двенадцать»?
- Десять рублей.
- Хорошо, дайте мне «сто».
- С вас пятнадцать рублей.
Что покупал покупатель?
ОТВЕТ: номер для дома: 1, 12, 100.
Слайд 28Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у школьников базовых способностей:
Мышление
Воображение
Целеполагание
Понимание
Действие
Слайд 29Я стараюсь выбирать способ деятельности, которому буду учить детей.
Для того, чтобы показать, что Вы передаёте универсальный способ работы, Вам необходимо выйти за рамки своего учебного предмета в другие области знания.
Слайд 30Для свободных – все высоты достигаемы.
М. Горький