Слайд 1
Научно – исследовательская
работа:
«Математическая статистика в жизни пятиклассника»
Выполнил: ученик 5 класса
Григорьев Илья
Слайд 2Содержание:
1. Введение.
2. Что такое статистика?
3. Из истории статистики.
4. Виды статистики и статистические характеристики.
5. Графическое представление данных.
6. Практическая часть.
7. Выводы и заключение.
8. Литература.
Слайд 3 Актуальность данной темы состоит в том, ЧТО статистика позволяет
увидеть связь математики с жизнью И сделать прогноз на будущее.
Объект исследования: статистика как практическая наука
Предмет исследования: использование статистических характеристик для составления математического портрета 5 класса.
Слайд 4Цель исследования:
ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения;
выяснить, как можно наглядно представить статистическую информацию.
Задачи исследования:
- изучить литературу по данной теме;
- собрать информацию;
- обработать данную информацию;
- проанализировать результаты исследований;
- наглядно представить полученную информацию.
Слайд 5Практическая значимость: СОБРАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ И данные можно использовать при изучении темы «Статистические
характеристики, обработка и наглядное представление статистических данных» на уроках математики и информатики. По этим данным можно составить задачи и найти статистические характеристики.
Слайд 61.Введение.
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что
люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистики не только в трудовых процессах, но и в быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, человек пользуется определённой системой сведений и фактов, анализирует их, делает выводы. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления.
Слайд 7Что такое статистика?
В настоящее время насчитывается около тысячи определений
статистики. Сам термин «статистика» произошел от латинского слова «статус», что означает «определенное положение вещей». Статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Слайд 8
Из истории статистики.
Статистика как практическая деятельность людей зародилась
в глубокой древности. Ее возникновение и развитие были обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V веку до н.э. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества.
Слайд 9Статистические характеристики
Мода – наиболее часто встречающееся в числовом ряду значение.
Среднее арифметическое – это сумма всех чисел, делённая на их количество.
Медианой упорядоченного ряда данных с нечётным числом членов называют число, записанное посередине.
Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных.
Слайд 10
Графическое представление данных.
Информация может быть представлена не только в текстовом, но
и в графическом виде. Иногда это позволяет заметно облегчить её восприятие.
Для наглядного изображения явлений в рядах динамики используются диаграммы: столбчатые, ленточные, квадратные, круговые, линейные и др. Выбор вида диаграммы зависит в основном от особенностей исходных данных и цели исследования.
Слайд 11Исследование 1: Успеваемость класса по выбранным предметам за 1 полугодие
Мы посчитали количество «5», «4», «3», «2» класса по казахскому языку, русскому языку, литературе, английскому языку, математике, информатике, естествознанию, истории Казахстана и всемирной истории.
Слайд 12Столбчатая диаграмма успеваемости за I и II четверть, из которой наглядно
можно увидеть, что во второй четверти повысилось количество «5» и «4», а количество «3» и «2» уменьшилось. Значит, во 2 четверти в нашем классе успеваемость повысилась.
Слайд 13Средний балл ( среднее арифметическое) в 1 четверти: 3,6
Средний балл (среднее
арифметическое) во 2 четверти: 3,7
Типичная оценка (мода) – «3» Размах оценок: 5-2=3
Вывод: успеваемость учащихся во второй четверти повысилась на 0,1 по сравнению с первой четвертью.
Слайд 14Исследование 2: Качество знаний по предметам.
Мы посчитали
качество знаний по предметам (в процентах) в первой и второй четверти, данные занесли в таблицу и построили столбчатую диаграмму
Слайд 16Среднее качество знаний в 1 четверти: - 50%
Среднее качество знаний во
2 четверти: - 56%
Мода в 1 четверти – 55% (казахский язык, математика и всемирная история) Размах: 77% - 11% = 66%
Мода во 2 четверти: 88% (русский язык, литература и информатика) Размах: 88% - 33% = 55%
Вывод: Качество знаний во второй четверти повысилось на 6% по сравнению с первой четвертью.
Слайд 17Исследование 3: Время, затраченное на выполнение домашнего задания.
По результатам опроса я
построил круговую диаграмму:
Слайд 18
Вывод: В среднем учащиеся класса тратят на выполнение домашнего
задания 49 мин; большинство из них выполняет домашнюю работу за 30 мин и 45 мин. Разность между наибольшим и наименьшим временем, затраченным на работу, составляет 90 минут.
Слайд 19Исследование 4: Любимый школьный предмет.
На основе изучения
вопроса о любимом школьном предмете была составлена диаграмма, из которой видно, что любимыми предметами являются математика и русский язык.
Слайд 20Исследование 5: Досуг учащихся.
Я составил таблицу и круговую диаграмму занятости моих
одноклассников в свободное от уроков время. Таблица социологического опроса:
Слайд 21Вывод: Большинство учащихся в свободное от школы время посещают кружки и
секции: 6 человек – 66 %.
Слайд 22Исследование 6: Рост учащихся.
Ранжированный ряд роста учеников нашего
класса: 127см, 138см, 142см, 145см, 146см, 148см, 150см, 151см, 156см. Среднее арифметическое (средний рост)=145см Размах 156 – 127= 29 см. Медиана – 146см (4 человека ниже 146см и 4 человека выше 146см)
Слайд 23Вывод: Большинство учащихся нашего класса имеют рост от 140 до 150
см.
Слайд 24Исследование 7: Наши дни рождения.
Слайд 25
Вывод: Большинство учащихся нашего класса родились: в
январе (2 уч), декабре (2 уч) и августе (2 уч).
Слайд 26Исследование 8: Сколько времени мы тратим на путь от дома до
школы.
Учащиеся класса отметили время, которое они в среднем тратят на путь от дома до школы.
Ранжированный ряд: 2 мин, 5 мин, 5 мин, 10 мин, 10 мин, 10 мин, 10 мин, 15 мин, 20 мин.
Слайд 27Среднее арифметическое: - 9,5 минут
Мода – 10 минут. Размах: 20 –
2 = 18 (мин)
Слайд 28 Вывод: Большинство учащихся доходят из дома до школы за
10 минут. В среднем на путь из дома до школы ребята тратят 9,5 минут. Эти данные показывают, что большинство учащихся 5 класса проживают достаточно далеко от школы.
Слайд 297. Заключение.
Я в своей работе рассказал о своём классе
языком математики, использовал при этом статистические методы исследования. В ходе своей работы изучил литературу по данной теме, собрал информацию, обработал и наглядно представил полученную информацию. Результаты исследования я оформил в виде различных диаграмм. В результате этой работы я узнал, что такое статистика. Больше всего мне понравилось работать над созданием портрета класса.
Слайд 30Статистика в нашем классе:
В классе 9 человек. Средний рост – 145см. Разница в росте между самым низким и самым высоким составляет 29 см. Любимыми школьными предметами учащихся 5 класса являются математика, русский язык. Большинство учащихся родились в августе, январе и декабре. Среднее время, затрачиваемое на выполнение домашнего задания- 49 минут. В среднем на путь от дома до школы ребята тратят 10 мин. Большинство учащихся в свободное от школы время посещают кружки и секции: 6 человек – 66 %. Учатся в основном на «3».
Слайд 31 При исследовании выбранной темы, мы ещё раз убедились, что
математика прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и мы уже не замечаем, что живём по её законам. В ходе исследования научились систематизировать, наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы.
Слайд 328. Литература
М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова. Элементы статистики и вероятности.
Просвещение, 2004 год.
Т.А. Алдамуратова, К.С. Байшоланова, Е.С. Байшоланов. Математика. Учебник для 5 класса, Алматы: «Атамура» , 2017г.
А. Абылкасымова, И. Бекбоев, А. Абдиев. Алгебра: Учебник для 9 класса. Алматы: «Мектеп» 2009г.
Интернет.