Слайд 1Развитие креативного мышления средствами ТРИЗ-педагогики (теория решения изобретательских задач)
Развитие креативного мышления
Слайд 2Креативное мышление
Креативное мышление - это...
Собственно, никто не знает, что такое креативное
мышление. Психологи путаются и ругаются, пытаясь выработать определение, которое всех устроит. Но пока так ни до чего не договорились. Поэтому мы для себя решим, что креативное мышление - это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. Такое определение не хуже любого другого.
Креативность — творческие способности, которые характеризуются готовностью индивида к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Слайд 3Что такое креативность?
«Быть креативным - это значит:
обнаруживать и ставить проблемы,
генерировать много идей,
предлагать разнообразные идеи,
быть оригинальным,
уметь усовершенствовать объекты, добавляя детали,
уметь решать проблемы – способность к анализу и синтезу»
Дж. Гилфорд, психолог.
Слайд 4
«Быть креативным - это значит:
смотреть лучше,
копать глубже,
исправлять ошибки,
нырять в глубину,
проходить сквозь стены,
зажигать солнце,
строить замок на песке,
приветствовать будущее»
Профессор Элис Поль Торренс, США.
Слайд 5ФГОС 2-го поколения
«Наша новая школа»
Творчески мыслить
Быть инициативным
Находить нестандартные решения
Научиться изобретать
Понимать
и осваивать новое
Слайд 6
закрытые ↔ открытые
Задачи бывают:
Слайд 7Какие задачи мы и наши слушатели называем ОЗ:
У ОЗ нет
четкого однозначного условия и строгого алгоритма решения;
Это жизненные задачи;
ОЗ интересны – их хочется решать;
Имеют межпредметное содержание;ОЗ расширяют кругозор;
ОЗ могут иметь много решений;
Используя ОЗ, можно вытягивать «двоечников» – у них возникает интерес;К ОЗ можно возвращаться, так как их нельзя решить до конца…
Слайд 8Методы
решения открытых задач
Метод проб и ошибок (МПиО)
Мозговой штурм (с использованием
МПиО)
Системный подход – ПРИЗ
Слайд 9Отличие открытых задач от обычных школьных заданий
О.З.интегрируют в себе знания из
разных областей
В них нет единственно правильного ответа
О.З. делают обучение более интересны, в том числе для отстающих (мнение слушателей семинара)
Слайд 12Открытые задачи
Изобретательские
Исследовательские
В изобретательской задаче требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти
выход из нестандартной проблемной ситуации. Изобретательские задачи возникают, когда не существует стандартных, традиционных способов решения.
Слайд 13Исследовательские задачи
В задаче необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В
этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? Почему?
Обучать школьников решению открытых задач лучше всего с метода «Мозгового штурма»
Слайд 14Источники открытых задач:
Исторические факты, научные и научно-популярные книги, периодика, документальные фильмы,
а также случаи из практики специалистов по ТРИЗ. Тематика открытых задач не ограничивается сферой техники, ведь простор для мысли изобретателя и исследователя есть в любых сферах человеческой деятельности. Открытые задачи не похожи не похожи на обычные школьные задачи.
Слайд 17 В Калифорнии в долине Смерти есть
высохшее озеро, окружённое скалистыми горами. Глиняное дно бывшего озера представляет собой почти идеально гладкую поверхность. Здесь часто проводят тренировки и соревнования автогонщики. Дожди в долине Смерти большая редкость, поэтому почва там почти всегда твёрдая и специальных трасс для гонок не требуется.
Необычные камни в Долине Смерти
Казалось бы, гони в любую сторону и ни о чём не думай. Но вот беда: на гладкой поверхности бывшего дна озера, даже вдали от его краев, встречаются одиночные камни массой до 300 кг. Такие «препятствия» смертельно опасны для гонщиков, несущихся на огромных скоростях.
Исследователи долины Смерти выяснили, что камни попали на поверхность бывшего дна уже после того, как озеро высохло. Но они никак не могли понять, каким образом они туда попали.
Слайд 18
Справка
Самым неподходящим местом обитания на планете считают знаменитую долину Смерти
на границе американских штатов Калифорния и Невада в пустыне Мохаве. Географические названия этой местности говорят сами за себя: Гиблый распадок, ущелье Мертвецов, ущелье Ста чертей, Гробовой каньон, горловина Самоубийц. Этот участок длиной около 25 километров, окружённый скалистыми горами с заснеженными вершинами, является наиболее глубокой безводной впадиной на Земле – в среднем 85 метров ниже уровня моря.
Долина Смерти самый засушливый район в Западном полушарии – максимальная зафиксированная температура
+ 56,7оС. Лишь несколько раз в году в долине бывают непродолжительные дожди, которые сопровождаются сильным штормовым ветром, скорость которого может достигать 30 м/с. В зимнее время температура в Долине Смерти часто опускается ниже нуля.
Слайд 24Работа по ПРИЗ (цикл)
Если вам не удалось сформулировать правдоподобные гипотезы, вернитесь
к первому пункту ПРИЗ и пройдите его шаги еще раз.
Постарайтесь второй проход сделать более внимательно!
Слайд 25Работа по ПРИЗ, шаг 3, 2-ой проход
Слайд 27Десант в Долину
Недавно 17 студентов и аспирантов из США прошли 10-недельный
курс по программе при центре Годдарда.
Самым интересным моментом для них стало обучение самостоятельной работе "в поле".
Несмотря на семьдесят лет исследований, полной ясности с механизмом скольжения "живущих" в Долине Смерти валунов так и нет. Молодым естествоиспытателям выпал шанс добавить к имеющейся картине что-то новое и, быть может, ответить наконец на вопрос — почему эти камни движутся.
Слайд 29Как сделать ОЗ
1. Подобрать яркий интригующий материал.
2. Сформулировать условие задачи и
вопрос:
обычно условие формулируется кратко (3-10 строк);
дополнительные сведения для решения задачи, дать в «Справке»;
если есть тривиальные решения, то в условии задачи отсечь их;
если задача слишком сложна, то в условии или в «Справке» можно дать намек на ответ.
3. Сформулировать контрольный ответ к задаче:
ответ дать такими словами, как бы это мог сказать школьник;
ответ должен быть кратким;
дополнение к ответу можно дать в виде «Справки».
4. Если возможно, дать оценочный расчет.
5. В разделе «Подумайте…» дать вопрос, позволяющий глубже вникнуть в проблему.
6. Дополнительный материал можно дать в разделе «Кстати».
7. Дать задаче интригующее название.
8. «Точка роста» - то, что пока не знает никто. (скорость дельфинов, рыб,)
Слайд 30В Китае лягушки одного из видов (Odorrana tormota) живут рядом с
горными реками. Шум от этих рек столь силен, что заглушает все звуки.
Но лягушки научились общаться даже в таком шуме. Они подают сигналы и легко находят друг друга.
Какие сигналы используют лягушки?
Учтите, что видят лягушки плохо, да и нюх у них неважный.
Находчивые лягушки
Слайд 31Справка
Область ультразвуковых колебаний лежит в диапазоне от 20 кГц до 1
ГГц. Человек воспринимает звук частотой не более 18–20 кГц.
Лягушки активно квакают, но… значительная часть их песен лежит в ультразвуковом диапазоне.
Эти лягушки реагируют на звук с частотой вплоть до 34 кГц.
В речном шуме ультразвуковые составляющие практически отсутствуют.
Слайд 32
Кстати
Нечто похожее наблюдается и у больших синиц, поселившихся в шумных городах,
— их голоса становятся тоньше.
Ранее способность издавать и воспринимать звуки с частотой более 20 кГц была известна только у млекопитающих, например, у дельфинов, собак, кошек, летучих мышей.
Исследователей удивила точность, с которой ультразвуковые лягушки определяли направление — около 0,7°. Обычно амфибии могут определить направление на источник звука лишь с точностью до 15–20 градусов.
Слайд 33Задай сильный вопрос
Автором метода отыскания истины путём постановки наводящих вопросов и
последующих ответов на них, считается древнегреческий философ Сократ. В беседах со своими учениками Сократ настолько искусно задавал вопросы, что в процессе ответов на эти вопросы истина в сознании ученика рождалась как бы сама собой.
Слайд 34Сильный вопрос
Сын спрашивает у отца:
- Можно я, когда буду делать уроки,
буду смотреть телевизор?
- Да, что ты, сынок, конечно нельзя.
Тогда сын крепко подумал и спросил:
- А когда я смотрю телевизор, можно я еще и уроки делать буду?
- Ну, это, пожалуй, можно, - сказал папа.
Слайд 35Хорошо спрашиваешь
«Хорошо спрашиваешь», – говорил Сократ, и это было высшей похвалой.
Слайд 36Мост через реку
Как-то звери решили построить мост через реку. Долго и
подробно они обсуждали, как и из какого материала его строить.
Закрывая заседание, лев спрашивает:
– Вопросы есть?
– Есть, – говорит осел.
– А как строить будем, вдоль реки или поперек.
Слайд 37Опорный список вопросов
Кто…?
Какой…?
Зачем…?
Как…?
Почему …?
Как сделать…?
О ком (о чем) идет
речь…?
Слайд 38Пять друзей
«Пять моих лучших друзей:
Что,
Где,
Когда,
Почему
и Как».
Слайд 39Где находится кинотеатр?
В центре города.
На проспекте (на улице)…
На такси доедете.
Какой кинотеатр
вам нужен? В городе их несколько.
Задайте точный вопрос.
Какие вы получите ответы на такой вопрос?
Слайд 40Возможен вариант сильного ответа
Как пройти к ближайшему кинотеатру?
Слайд 41Все ли грибы можно есть?
Все грибы можно есть, но некоторые только
один раз?
Какой можно получить ответ на такой вопрос?
Задайте точный вопрос.
Слайд 42Сильный вопрос
Все ли грибы съедобны?
Слайд 43игра «Диалог с компьютером»
игра в «да» «нет»
Учись мыслить смело!
Слайд 44Высота орбиты
Определите высоту орбиты в километрах.
На какую высоту над Землей поднялся
космический корабль «Восток I» с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту?
Слайд 45Старт и приземление
дополнит.материал
Слайд 46Задуман инструмент
Определите, какой инструмент задуман?
Слайд 47Как надо спросить?
Папа спрашивает сына:
- Ну, сколько баллов ты сегодня заработал
в школе?
- Пять.
- Молодец! Я тобой горжусь!
В дневнике у сына стоят отметки:
2, 2 и 1.
Слайд 48Удачный подарок
Что же подарила Коху его дальновидная супруга?
Жена немецкого сельского
врача Роберта Коха преподнесла ему на день рождения подарок.
Благодаря этому подарку Р. Кох вскоре стал лауреатом Нобелевской премии.
Слайд 49В России есть учителя, которые работают с открытыми задачами в школе?
В
некоторых городах России уже есть педагоги, которые успешно включают эти задачи в свои учебные занятия и даже проводят открытые уроки. Пока таких учителей немного, но скоро их станет гораздо больше, поскольку востребованность подобных образовательных практик растёт.