Слайд 1Социально значимый проект по математике
«Зачем нужна математика?»
Работу выполнили
Учащиеся 5 класса
МОУ «ООШ
п. Ивановский Саратовского
района Саратовской области»:
Уталиева Дарина,
Вентерев Сергей
Руководитель: Гаврилина Т.В.
Слайд 2Математика есть гимнастика ума и приготовление к философии.
Исократ
(афинский оратор и публицист
436-338
до н.э.)
Слайд 3 Дано, найти, решение
Написано в тетради.
И кто-то его ищет,
В решебники не
глядя.
А кто-то норовит
Скатать чужие мысли,
Когда свои мозги
На краешке повисли.
Дано найти решение –
Возможно, ль не понять
Тех слов, что математика
Желает нам сказать?
Но наша жизнь похожа
На свой большой задачник,
Где каждая задача
Жизненно важна.
Дано найти решение!
И каждому дано!
Не может быть такого,
Что НЕТ! НЕ СУЖДЕНО!
Но кто-то постарается
И выживет в бою,
А кто-то потеряется -
Погибнет на краю.
Ведь каждый может думать!
На месте голова!
Дано найти решение –
Хорошие слова!
Слайд 4
Из года в год, начиная с первого
класса, мы изучаем в школе
предмет – математика. Учителя твердят, что это один из основных предметов. Экзамен по математике обязательный для получения аттестата. Но среди своих сверстников иногда слышишь такой ответ: «Знания по математике мне не пригодятся в дальнейшей жизни. Для чего мы учим различные уравнения и доказываем какие-то утверждения? Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов».
Мы решили показать возможности применения математики в жизни и доказать важность её изучения через проект «Зачем нужна математика?».
Слайд 5 Проблема: «Нужны ли знания по математике современному человеку?»
Объект исследования: математические знания.
Предмет исследования: применение математических знаний в повседневной жизни.
Слайд 6ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Выяснить для чего нужна математика?
Составить анкетирование среди учащихся 4-9 классов.
Показать
применения математики при решении практико-ориентированых задач.
ЗАДАЧИ
изучить библиографические источники по данной теме;
познакомиться с историей возникновения и развития математики;
выявить области применения математических знаний;
провести анкетирование среди учащихся школы – создать презентацию;
Сформулировать выводы.
Гипотеза: Математические знания, полученные в школе, применимы в жизни.
Слайд 7Для чего нужна математика?
А ведь с математики начинается всё.
Ребёнок только родился,
а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.
Мотивация
Слайд 8Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку
пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.
Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.
Слайд 9Что может математика?
Астроному она помогает определить пути далёких звёзд.
Инженер с
помощью математики рассчитывает реактивный самолёт, корабль или новую электростанцию.
Учёному-физику математика открывает законы атомного ядра, а моряку указывает путь корабля в океане.
Словом, математика может всё или почти всё там, где нужно что-либо вычислять.
Математика нужна везде, где бы мы ни были.
Слайд 10 Математика появилась в глубокой древности. Уже в те времена ее
применяли в счете, торговле, землемерных работах, астрономии, строительстве и многом другом. И сейчас без математики нельзя представить ни одну науку, ни один род человеческой деятельности. Само слово «математика» происходит от греческого слова «матема»,
означающего «наука».
Математика занимается
изучением
величин, количественных
отношений
и пространственных форм.
Слайд 11Для чего же может быть полезна математика?
1. Очевидная область применения –
сфера деятельности. Инженеры, строители, технологи, проектировщики просто не могут обойтись без использования математических инструментов в своей работе.
2. Для удовлетворения внутренних потребностей самой математики.
Слайд 123. Математика – одна из немногих областей знаний, которая дает мощную
зарядку для ума. Более того, те ощущения, которые ты испытываешь после решения сложной задачи сравнимы с победой в каком-нибудь спортивном турнире или обретением давно желаемой вещи.
Найденное математическое решение наполняет человека счастьем, восторгом, ликованием – а такие чувства, как известно, продляют человеку жизнь. Более того, работа мысли сродни тяжелой физической нагрузке – человек точно также теряет в весе и испытывает напряжение. И хотя занятия математикой не заменят занятий спортом, она в ряде случаев не менее полезна.
Слайд 134. Наконец, математика прекрасно развивает мышление. Существует поговорка, гласящая, что если
выполнение незнакомой работы поручить представителям разных профессий, лучше всего её выполнит именно математик. Почему? Он умеет увидеть главное, не разбрасываясь на детали, может увидеть цель своей жизни, выстроить структуру.
Слайд 14Анкетирование
Мы выяснили для чего нужна математика в жизни.
Следующим нашим шагом было провести анкетирование среди школьников.
Вопрос:
Как вы считаете для чего нужна математика?
Слайд 15А) Для продолжения получения образования
Б) Для общего развития
В) Заставляют родители
Г) Не
нужна вообще
Д) Интересно
Е) Не знаю зачем
Ж) В будущем для профессии
Варианты ответов:
Слайд 17Итак, большинство голосов выбрали вариант под буквой «Ж»: в будущем для
профессии, второе место занимает буква «А»: для продолжения получения образования. Третье место достается варианту под буквой «Б»: для общего развития.
Из статистики можно сделать вывод, что математика в жизни многих людей нужна для их профессиональной жизни.
Слайд 18Число учащихся, которым нравится предмет, остаётся невысоким. Большая часть учащихся осознаёт,
что математика пригодится в жизни. К сожалению, нашлись ученики, которых родители заставляют учить математику.
Провели анкету «Выявление уровня использования математики в повседневной жизни» со следующими вопросами с выбором ответа:
Применяете ли вы математику в повседневной жизни?
Да Нет
Как вы относитесь к предмету «математика»?
а) легко даётся; б) тяжело даётся; в) затрудняюсь ответить.
Важно ли решать практические задачи в школе на уроках?
Да Нет Не знаю
Как вы думаете, математические способности можно развить, или они даны от природы?
а) от природы б) можно развить
Слайд 20 Из проведённой анкеты, можно сделать вывод, что большинство учащихся
считают, что математические знания нужны в повседневной жизни.
Результаты анкеты
Слайд 21 Мы в нашей современной жизни решаем многие
математические задачи, не замечая этого. Сейчас мы приведем ряд задач, которые связаны с различными ситуациями в жизни.
Математические задачи в нашей жизни
Слайд 22Условие
Решение
Поезд Екатеринбург – Москва отправляется в 7:23, а прибывает в 9:23
на следующий день (время московское). Сколько часов поезд находится в пути?
Из подсчетов ясно, что поезд пробыл в пути 26 часов
Слайд 23 Условие
Решение
В квартире установлен прибор учета
расхода холодной воды. 1 июня счетчик показывал 178 куб м. воды, а 1 июля – 189 куб. м. Какую сумму нужно заплатить за июнь, если цена одного куб. м. составляет 28 руб. 90 коп.?
За июнь прибор учета насчитал: 189-178=11 куб. м. Тогда сумма за июнь составит:
11 х 28,90 = 317,9 руб.
Слайд 24 Строителю заказали покрасить помещение. Для этого ему нужна
краска, но тут возникает вопрос, сколько краски нужно купить, чтобы излишне не потратиться и купить чересчур много краски или купить мало краски и не доделать работу. Он знает, сколько краски расходуется на 1 квадратный метр (допустим, что на 1 квадратный метр понадобиться 2 литра). Строителю остается рассчитать площадь стен и потолка. Он знает, что высота одной стены 3 метра, а длина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) строитель узнает, что площадь одной стены равна 12 метров в квадрате и узнает, что ему понадобиться 24 литра на одну стену. Те же вычисления он проводит с потолком и другими стенами и едет в магазин.
ПРИМЕР
Слайд 25 Так же можно представить, что
строителю необходимо поменять пол для последующей укладки паркета. Это требует заливки пола раствором на высоту 10 см. Для этого ему нужно знать объем заливаемого раствора. Длина пола 6 метров, ширина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) он узнает, что площадь пола равна 24 квадратных метра. (Формула вычисления объема V=Sh). Он знает, что пол ему надо поднять ровно на 10 сантиметров. За высоту он принимает то расстояние, на которое ему надо поднять пол, то есть на 10 сантиметров. Он узнает, что объем пола составляет 2,4 кубометра.
ПРИМЕР 2
Слайд 26На рисунке изображен график среднесуточной температуры в г. Саратове в период
с 7 по 12 октября 2016 г. На оси абсцисс откладываются числа, на оси ординат – температура. Определите по графику, какая была средняя температура 8 октября?
По графику мы можем определить, что 8 октября средняя температура была равна 6 градусам по Цельсию.
Слайд 27ПРИМЕР
У портного было 150 метров ткани. Он сшил 8 детских костюмов
и 6 взрослых костюмов. На детский костюм уходит 5 метров ткани, а на взрослый костюм уходит 13 метров. Сколько ткани осталось у портного?
Решение
1)8*5=40 м ушло на детские костюмы.
2) 6*13=78 м ушло на взрослые костюмы.
3) 150-(40+78)=32 метра осталось.
Ответ: 32 метра ткани осталось у портного.
Слайд 28математика
В магазине считают полученный товар, выручку. В банке имеют дело с
огромными суммами, процентами.
Слайд 29математика
В музыке, в поэзии приходится считать ритм, размер, восьмые, четвертные, ямбы,
хореи.
Слайд 30Ещё одна важнейшая причина нужды человечества в математике – воспитание в
человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления. МАТЕМАТИКА НУЖНА ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Слайд 31 При изучении математики воспитываются волевые качества личности, формируются навыки самостоятельной
исследовательской работы, развивается гибкость ума.
Слайд 33Все процессы в живых организмах при их изучении сейчас почти обязательно
моделируются математически.
Слайд 34Математические знания нужны, чтобы максимально использовать возможности, предоставляемые компьютером!
Описать наиболее важные
части компьютера ( железа) может лишь математика
Компьютер понимает язык двоичных кодов и булеву алгебру (логику)
Слайд 35Вывод:
Математика – великая наука, без которой нельзя обойтись в любой сфере
человеческой деятельности, будь то строительство или живопись, торговля или стихосложение.
Итак, на основе нашего исследования можно сделать следующий:
Слайд 36Именно математика является «царицей наук».
С помощью аксиом и формул этой
области человеческих знаний можно решить любую теоретическую или практическую задачу.
Слайд 37Используемая литература.
Бурбаки Н. Очерки по истории математики / Пер. И. Г.
Башмаковой под ред. К. А. Рыбникова. — М.: КомКнига, 2007.
Глейзер Г. И. История математики в школе. — М.: Просвещение, 1964.
Сергеев И.Н., Олехник с.Н., Гашков С.Б. Примени математику. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.,1989.