Презентация, доклад по математике Старинные меры длины

Содержание

Мы решили выяснитьКак появились меры длины?Как измеряли на Руси?Какие старинные меры длины знают школьники?Хотели бы они про них узнать?Где в настоящее время можно услышать упоминание о русских старинных мерах?Пользуются ли в настоящее время старинными русскими мерами

Слайд 1Старинные русские
меры длины
Выполнил:
Ученик 5 класса «Б»
Авдюнин Данил
Руководитель Мальнева С.Л.

Старинные русские меры длиныВыполнил:Ученик 5 класса «Б»Авдюнин ДанилРуководитель Мальнева С.Л.

Слайд 2Мы решили выяснить
Как появились меры длины?
Как измеряли на Руси?
Какие старинные меры

длины знают школьники?
Хотели бы они про них узнать?
Где в настоящее время можно услышать упоминание о русских старинных мерах?
Пользуются ли в настоящее время старинными русскими мерами длины? Где и для чего?

Мы решили выяснитьКак появились меры длины?Как измеряли на Руси?Какие старинные меры длины знают школьники?Хотели бы они про

Слайд 3Актуальность работы
заключается в том, что в современном мире редко пользуются

старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать.
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не

Слайд 4Цель работы
На основе исследования происхождения русской системы мер длины показать практическое

ее применение на современном этапе, экспериментальным путем установить длину соответствие между старинными русскими мерами длины и современными, поделиться со сверстниками полученными сведениями, создать сборник математических задач с использованием старинных русских мер длины.
Цель работыНа основе исследования происхождения русской системы мер длины показать практическое ее применение на современном этапе, экспериментальным

Слайд 5
Задачи

Узнать что такое мера и как появились старинные меры длины? Как

измеряли на Руси?
Какие старинные меры длины знают школьники?
Рассмотреть использование древних мер длины в современном обществе.
Показать практическое применение мер длины в пословицах, поговорках и задачах.
ЗадачиУзнать что такое мера и как появились старинные меры длины? Как измеряли на Руси?Какие старинные меры длины

Слайд 6Методы исследования
Анализ литературы и источников интернета, эксперименты и опрос.
Классификация полученной информации.
Систематизация

данных.

Методы исследованияАнализ литературы и источников интернета, эксперименты и опрос.Классификация полученной информации.Систематизация данных.

Слайд 7Человек – мера всех вещей
Наш предок располагал только собственным ростом,

длиной рук и ног.
Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.
Человек – мера всех вещей Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при

Слайд 8Любопытные способы измерений
У славян была такая мера длины, как «вержение

камня», «перестрел» , «бычачий рев» , «пушечный выстрел»
У эстонских моряков – «три трубки»
В Японии – «соломенный башмак»
В Испании – «сигара»
В Сибири – бука
У римлян - югер .
Любопытные способы измерений У славян была такая мера длины, как «вержение камня», «перестрел» , «бычачий рев» ,

Слайд 9Единицы измерения Древней Руси
перст
вершок
дюйм
пядь
сажень
локоть
аршин

Единицы измерения Древней Русиперствершок дюймпядь сажень локоть аршин

Слайд 10ПЕРСТ
Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2

см


Отсюда происходит анатомический термин
«двенадцатиперстная кишка».
Длина этого органа 24 - 25 см (2 см * 12 перст = 24см).

ПЕРСТРусский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 смОтсюда происходит анатомический термин «двенадцатиперстная кишка».

Слайд 11ВЕРШОК
определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5

мм
ВЕРШОКопределялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм

Слайд 12ДЮЙМ
мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет примерно
2

см 5 мм.
ДЮЙМмерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет примерно 2 см 5 мм.

Слайд 13 внутреннего диаметра труб


автомобильных шин

толщины досок

диагоналей мониторов

В настоящее время дюйм используется для измерения

внутреннего диаметра труб            автомобильных шин

Слайд 14ПЯДЬ
Малая пядь - расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев,

примерно 19 см.
Великая пядь - расстоянию между концами большого пальца и мизинца, примерно 23 см.
Пядь с кувырком - малая пядь и две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, примерно 27 см.
ПЯДЬМалая пядь - расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 19 см. Великая пядь -

Слайд 15ЛОКОТЬ
расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или

сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46 см и 38 см соответственно.
большой локоть, равен длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54 см

ЛОКОТЬ расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что

Слайд 16АРШИН
Равен длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего

пальца, примерно 72см

АРШИНРавен длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца, примерно 72см

Слайд 17В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы,

продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин, т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили

Слайд 18Сажень
встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать"

т.е. доставать до чего- либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая.
Сажень встречается с XI в. Название происходит от слова

Слайд 19Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук , ее длина  3

аршина или 213 см.

Косая сажень-расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки ;длина такой сажени примерно 248 см. «Косая сажень в плечах».

Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук , ее длина  3 аршина или 213 см.Косая сажень-расстояние от

Слайд 20Верста или поприще
Русская путевая мера. Верста - от слова вертеть.

Первоначально -расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м. Верста как мера длины на Руси встречается с11 в.

«Верстой» назывался
верстовой столб на дороге

Верста или поприще Русская путевая мера. Верста - от слова вертеть. Первоначально -расстояние от одного поворота плуга

Слайд 21Средняя длина человеческого шага 71 см. Одна из древнейших мер длины.

Сохранились сведения об использовании шага для измерения расстояния между городами Древней Руси.

Шаг

Средняя длина человеческого шага 71 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для

Слайд 22Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом

27 января 1837 года на дуэли Дантес стрелял в А. С. Пушкина и
ранил его смертельно.

Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли.

В 1841 году 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М. Ю. Лермонтова.

Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 года на дуэли

Слайд 23Миля
Миля (от латинского слова  "милия" - тысяча (шагов))-русская мера длины. Использовалась

как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 7,468 км. «Хозяйство развивается семимильными шагами».
МиляМиля (от латинского слова 

Слайд 24Опрос учащихся

Опрос учащихся

Слайд 25Установление длины старинных русских мер опытным путем

Установление длины старинных русских мер опытным путем

Слайд 26Статистические характеристики
Среднее арифметическое

Мода

Размах

Статистические характеристикиСреднее арифметическоеМодаРазмах

Слайд 27Результаты измерений

Результаты измерений

Слайд 28Применение самых разнообразных мер длины
затрудняло развитие науки, торговли между странами.

Поэтому назрела необходимость ведения единой системы мер.

Метрическая система мер была разработана во Франции в 18 в.,
в России допущена в 19 в. законом разработанным Д.И.Менделеевым.

Основная единица длины- 1  метр( от греческого слова " метрон"- мера).Метр равен 1/40000000 части земного меридиана. Эталон метра хранится в Международном бюро мер и весов во Франции.

Применение самых разнообразных мер длины затрудняло развитие науки, торговли между странами. Поэтому назрела необходимость ведения единой системы

Слайд 29Старинные меры в пословицах и поговорках

Старинные меры в пословицах и поговорках

Слайд 30От горшка два вершка, а уже указчик - молодой человек, не

имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.



От горшка два вершка, а уже указчик - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий

Слайд 31Один, как перст - человек, не имеющий ни родных, ни близких,

ни друзей.

«Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинить в чем-то значительно худшем или сделать это в еще более грубой манере.

Один, как перст - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей. «Не указывай на людей

Слайд 32
У нее суббота через пятницу на

два вершка вылезла - о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.
У нее суббота     через пятницу на два вершка вылезла - о неаккуратной

Слайд 33Семь пядей во лбу - об очень умном человеке

Семь пядей во лбу - об очень умном человеке

Слайд 34Не уступить ни пяди не отдать даже самой малости.

Не уступить ни пяди не отдать даже самой малости.

Слайд 35Сам с ноготок, а борода с локоток - о человеке незавидной

внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту.
Сам с ноготок, а борода с локоток - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему

Слайд 36Каждый купец на свой аршин меряет каждый судит о любом деле

односторонне, исходя из собственных интересов.

«Сидит, ходит, словно аршин проглотил» – о неестественно прямом человеке.

Каждый купец на свой аршин меряет каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.«Сидит, ходит,

Слайд 37 «И редко шагает, да твердо ступает.»
«Семимильные шаги» – быстрый

рост, хорошее развитие чего-либо.
«И редко шагает, да твердо ступает.» «Семимильные шаги» – быстрый рост, хорошее развитие чего-либо.

Слайд 38Полено к полену - сажень
о накоплении запасов, богатства путем

экономии.
Полено к полену - сажень о накоплении запасов, богатства путем экономии.

Слайд 39На аршин борода, да ума на пядь - о взрослом, но

глупом человеке.
На аршин борода, да ума на пядь - о взрослом, но глупом человеке.

Слайд 40На три аршина в землю видит - о внимательном, прозорливом человеке,

от которого ничего невозможно утаить.
На три аршина в землю видит - о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Слайд 41«Видит на сажень сквозь землю»
Если человек отличается большой
проницательностью, то говорят


«Видит на сажень сквозь землю»Если человек отличается большой проницательностью, то говорят …

Слайд 42«Близок локоть, да не укусишь»
Так говорят о каком-то простом,
но невыполнимом

деле
«Близок локоть, да не укусишь»Так говорят о каком-то простом, но невыполнимом деле

Слайд 43Косая сажень в плечах - широкоплечий, высокого роста человек.

Косая сажень в плечах - широкоплечий, высокого роста человек.

Слайд 44Москва верстой далека, а сердцу рядом - так русские люди характеризовали

свое отношение к столице.
Москва верстой далека, а сердцу рядом - так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

Слайд 45Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк -расстояние не

может быть препятствием для любви.
Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк -расстояние не может быть препятствием для любви.

Слайд 46
Занимательная страничка

Занимательная  страничка

Слайд 47Задача 1
Выразите в метрах и сантиметрах:
высоту терема, равную трем косым саженям.
Ответ:

248 · 3 = 744 (см);
Задача 1Выразите в метрах и сантиметрах:высоту терема, равную трем косым саженям.Ответ: 248 · 3 = 744 (см);

Слайд 48Задача 2
Выразите в метрах и сантиметрах:длину отрезка полотна, равную 15 локтям.
Ответ:

15 · 45 = 675 (см);
Задача 2Выразите в метрах и сантиметрах:длину отрезка полотна, равную 15 локтям.Ответ: 15 · 45 = 675 (см);

Слайд 49Задача 3
Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них

3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?
(1 алтын = 3 к.)

Решение: Поскольку 3/4 аршина стоят 3 алтына, то 3 аршина         стоят 12 алтын и 1 аршин - 4 алтына. Следовательно, 100 аршин стоят 400 алтын, что составляет 1200 к. или 12 р.
Ответ: 12 рублей.
Задача 3Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за

Слайд 50Задача 4
Идет один человек в город и проходит в день по

40 верст, а другой человек идет навстречу ему из другого города и в день проходит 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?

Решение: За один день путники сближаются на 70 верст. Поскольку расстояние между городами равно 700 верст, то встретятся они через 700:70 = 10 (дней).







Ответ: 10 дней.
Задача 4Идет один человек в город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет

Слайд 51Задача 5
Определите рост
человека, о котором
говорят «от горшка
два вершка, а уже
указчик»

(высоту
горшка считать 25см).
Решение:
1 вершок =4,5см
2вершка = 4,5*2 = 9 см
25+9=34см
Ответ: высота 34см
Задача 5Определите ростчеловека, о которомговорят «от горшка два вершка, а ужеуказчик» (высотугоршка считать 25см). Решение:1 вершок =4,5см2вершка

Слайд 52Задача 6
Существовал ли когда-нибудь человек «семи пядей во лбу»?
Решение:
1пядь

= 18см, 7пядей = 18см*7 =126см
Ответ: нет, не существовал.
Задача 6Существовал ли когда-нибудь человек «семи пядей во лбу»?  Решение:1пядь = 18см, 7пядей = 18см*7 =126см

Слайд 53Задача 7
Как глубоко видит человек, о ком говорят:
«на три аршина

в землю видит?»
Решение:
1 аршин = 71,1 см,
3 аршина = 71,1*3 = =213,3 см = 2 м 13,3 см
Задача 7Как глубоко видит человек, о ком говорят: «на три аршина в землю видит?»Решение:1 аршин = 71,1

Слайд 54Р
Е
Б
У
С
ы

РЕБУСы

Слайд 56В 1960 году на Генеральной конференции по мерам и весам представители

32 стран приняли Международную систему единиц.

С 1963 года этой системой пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

В 1960 году на Генеральной конференции по мерам и весам представители 32 стран приняли Международную систему единиц.

Слайд 57Выводы:
Многие школьники не знают название старинных русских мер длины
Большая часть учеников

хотят знать о мерах длины
Измерения показали, что такими мерами неудобно измерять, так как у каждого человека своя длина руки, пальца, рост и т.д.
Выводы:Многие школьники не знают название старинных русских мер длиныБольшая часть учеников хотят знать о мерах длиныИзмерения показали,

Слайд 58Литература
1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд Математика 5

класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2006.
2. Г.И. Глейзер «История математики в школе» IV- VI классы. – Москва «Просвещение», 1981.
3. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математики» Москва «Просвещение», 1989.
4. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.
5. В.В. Маяковский, собрание сочинений в 12 томах, Москва «Правда», том 8, 1978.
6. Интернет ресурсы:
http://rus-ved-rus.narod.ru/mery.html (Ведическая Русь статья «Старинные русские меры длины, веса, объёма»)
http://akopyan.ru/s_miru_po_nitke/starinnie_russkie_meri_dlini.html (С миру по нитке. Русская жизнь. Познавательный дневник.)
http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/rezim/stat4.html (Статистика, статистические характеристики)


Литература1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2006.2. Г.И.

Слайд 59Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть