Слайд 1МБОУ Белозерская средняя общеобразовательная школа
Джидинского района РБ
«Составление задач по математике
с использованием
национально-регионального материала»
Выполнила: Ишеева Д-Х.Г.
г. Улан – Удэ, 2018 г.
Слайд 2Фамилия, имя, отчество:
Ишеева Дулма-Ханда Гончикцыреновна
Наименование образовательного учреждения:
МБОУ «Белоозерская СОШ».
Слайд 3
Цели занятия:
Доказать целесообразность использования национально-регионального компонента на уроках.
Познакомить с особенностями
использования национально-регионального компонента на уроках.
Научить использовать краеведческую литературу при составлении различных учебных задач.
Слайд 4Учебные задачи:
- в личностном направлении:
развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности
при решении задач
развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
развивать способность организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие
способы работы; умение работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Слайд 5 в метапредметном направлении
развивать способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
развивать способность видеть задачу в окружающей жизни
- в предметном направлении:
развивать умение работать с текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя необходимую терминологию и символику
закреплять умение пользоваться изученным материалом.
Слайд 6Целесообразность использования национально-регионального компонента на уроках.
В настоящее время национально-региональный компонент
стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.
Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
Слайд 7Особенности использования национально-регионального компонента на уроках.
Цель использования материала национально-регионального компонента
– формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
Актуальность
Доступность
Наглядность
Разнообразность материала
Связь материала в учебной и воспитательной работе
Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Слайд 8
Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить:
1) интерес
к обучению математике;
2) качество их математических знаний и умений.
Слайд 9Возможности школьных учебников
в свете концепции о НРК
Анализ содержания текстовых задач
учебников математики для 5-Анализ содержания образования (всего116 задач).
Анализ содержания текстовых задач учебников математики для 5-6 классов позволяет выделить 6 групп задач:
1.задачи, в которых описываются те или иные бытовые сюжеты (задачи с бытовым сюжетом);
2.задачи, текст которых несет сюжеты из школьной жизни (задачи со школьным сюжетом);
3.задачи межпредметного характера;
4.задачи с географическими данными;
5.задачи занимательного характера;
6.задачи, сюжет которых связан с производством, торговлей, спортом, здравоохранением. системой образования.
Слайд 10Виды задач
Экономика
Флора и фауна
Экология
География
Статистические данные
Задачи с этнокультурным содержанием
Фольклор
Исторический материал
Мифология и религия
Народная
математика
Традиционный быт
Культура
Языки народов данного региона
Задачи с региональным содержанием
Определение. Под задачей с национально-региональным содержанием будем понимать описание определенной ситуации (явления, процесса), в которой представлены этнические и культурные особенности народов, населяющих данный регион, (языковые, исторические, фольклорно-мифологические, бытовые и др.), с помощью числовых, графических, табличных данных с требованием дать количественную характеристику некоторого компонента этой ситуации.
Традиционные промысла и ремесла
Виды задач
Слайд 11ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРАЕВЕДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ:
подбор и использование
статистического материала краеведческого характера в текстовых задачах, диаграммах, таблицах и др.;
использование данных государственного заказника «Боргойский» о динамике изменения численности животных.
обращение к краеведческим сведениям, позволяющим наглядно рассматривать математику как средство, помогающее решению хозяйственных задач;
использование биографических сведений и достижений местных ученых;
подбор и использование в учебно-воспитательном процессе краеведческих сведений из истории развития математики;
использование этнокультурного материала для составления задач;
Основные направления
Слайд 12В структуре содержания национально-регионального компонента выделяются такие содержательные линии:
Региональная составляющая,
включающая
учебный материал о географических, исторических, экономических и социокультурных особенностях региона, краеведение;
Национальная составляющая,
включающая изучение языков (родного (нерусского), русского (неродного)), литературы, фольклора, а также - систему знаний об этносах.
Слайд 13собрать цифровой материал,
собрать статистические данные
Материал рассортировать: по темам (классификация задач):задачи с
бытовым сюжетом, задачи со школьным сюжетом, задачи межпредметного характера, задачи с географическими данными, задачи, сюжет которых связан с производством, здравоохранением, системой образования, задачи занимательного характера
выбираем математическое содержание (для этого можно воспользоваться любым сборником задач или учебником):
задачи на движение
задачи на пропорции,
задачи, решаемые уравнением и т.д.,
кладем задачи на краеведческую основу.
Когда задачи составлены, их необходимо обязательно прорешать, определить уровень сложности, подготовить карточки, иллюстративный материал
Алгоритм составления задач, используя региональный и этнокультурный материал
Слайд 14Выбирается название интересующей легенды (мифа), животного (растения);
определяется количество букв в слове;
составляются
вычислительные примеры, их количество совпадает с количеством букв;
подбираются примеры на формирование и совершенствование определенных вычислительных умений и навыков;
осуществляется кодирование букв слова - соотнесение значений выражений с буквами;
составление условно- предметной модели для соотнесения букв и числовых значений (таблица, схема и др.)
подбирается информация о животном (его масса, вес, особенности проживания и др.)
о растениях (месторасположение, количество, значение для медицины и др.),
о мифах (выбрать вид, затем мифического героя)
о легенде, предании
формулируется учебно-познавательное задание в соответствии с подобранной информацией.
выбирается название интерес
Алгоритм составления математического паноптикума, используя легенды и мифы
Слайд 15Принципы составления заданий
Соответствие государственному стандарту основного (общего) образования, возрастным особенностям обучаемых.
Регионализация. Осуществление данного принципа предполагает использование материала, информации о животных Республики Бурятия. Данный принцип коррелирует с понятием «регионализация» образования вообще, являющийся постоянным процессом совершенствования, развития образования, смысловых установок, содержания, технологий.
Психологическая комфортность. Выполнение вычислений обеспечивает психологически комфортный режим умственной деятельности, дает возможность ребенку верить в свои силы, что способствует саморазвитию и самореализации личности.
Интеграция математики с окружающим миром. Информация о конкретном животном (растении), обитающем на территории Республики Бурятия, представлена не в готовом виде, а требует выполнения предварительного математического упражнения;
Экологическая толерантность. Выполнение заданий способствует развитию толерантного мышления, эмоциональной отзывчивости, воспитанию интереса и любви к своей малой родине – Бурятии, ответственности за ее судьбу.
Наглядность. Осуществление данного принципа предполагает опору на особенности наглядно-действенного, наглядно-образного мышления школьников. Использование специальных условно-предметных моделей, иллюстраций способствует сохранению и поддержанию интереса обучаемого на протяжении длительного периода времени и обеспечивает успешность выполнения задания.
Сохранение бурятского языка.
Принципы составления заданий
Слайд 16Задание Составить учебную задачу, используя краеведческую литературу
Пример1: При изучении
темы «Обозначение натуральных чисел» 5 класс
Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте:
Республика Бурятия образована 30 мая 1923 года как Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика.
Столица Улан-Удэ образована — 30 мая 1923 года.
Численность населения Бурятии — 978 495 чел.
В Бурятии 21 муниципальный район, 2 городских округа, 5 городов, 12 посёлков городского типа и 631 сельский населённый пункт. Всего на ее территории протекает более 30000 рек, общей протяженностью более 150 тыс. км, насчитывается около 35 тысяч озер.
Слайд 17Площадь: 8600 км² (2,4 % от Республики Бурятия)
Джидинский аймак образован 11 февраля 1935 года. Население-
25 610
В Джидинском районе 38 населённых пунктов в составе 22 сельских поселений.
Слайд 18Пример: применение знаний о Боргойском заказнике.
Заказник расположен в непосредственной близости к
селу Белоозерск, которое находится на берегу озера Верхнее Белое, в 20 км от районного центра — села Петропавловки. Общая площадь, га: 42180 га. Общая площадь водоемов составляет порядка 5 тыс. га. Заказник создан в 1979 году во исполнение международной Конвенции «Об охране перелетных птиц и среды их обитания», заключенной между правительствами СССР, США, Индии, Кореи, Канады и Японии.
Слайд 19Учащимся нравится выполнять творческие домашние задания: короткое сочинение на тему: «Моя
семья и моя Родина» с использованием римских цифр, рецепты различных блюд, кондитерских изделий, напитков составить с использованием отношений или частей, оставление задач на проценты с использованием местного материала.
Слайд №.18 Сочинение
Я родилась в MCMXCVIII (1998) году в селе Белоозерск. Наше село находится в Джидинском районе, который был образован в MCMXX Я родилась в MCMXCVIII (1998) году в селе Белоозерск. Наше село находится в Джидинском районе Республики Бурятия, который был образован в MCMXXV (1925) году. Учусь я в IX классе. В MMXVII (2017) году моя школа отмечает свой LXXX-летний юбилей (80).
Я очень люблю литературу. Мои любимые писатели: А.С. Пушкин (родился в MDCCXCIX г. (1799), Жуковский (MDCCLXXXIIIг.) (1783).
Белоозерск – моя малая родина.
Слайд 20
Тема: Умножение натуральных чисел и его свойства
Задача
С самой маленькой
струйкой воды неисправного крана в сутки вытекает 150 л. воды. Сколько литров воды может быть потерянно семьями учащихся нашего класса за 10 дней, если в доме каждой семьи неисправен хотя бы один кран?
Задачи на движение
Расстояние от Белоозерска до Улан-Удэ равное 225 км легковой автомобиль преодолевает за 2 часа 30 минут, а грузовая машина за 3 часа. На сколько скорость легкового автомобиля больше скорости грузовой машины?
Слайд 21Математика 5-6 классы
Отношения
Леса нашей страны занимают площадь 791600 тыс.га. Общая площадь лесов Бурятии составляет 23029,1 тысяч га . Какую часть составляют леса Республики Бурятии от лесов всей страны. (Площадь лесов округлить до целых)
Проценты
Земельный фонд Республики Бурятии составляет 3663,2 тыс. га.
занимают сельскохозяйственные угодья - 2095,8 тыс. га, из них пашни - 690,3 тыс. га
многолетние насаждения 6,5 тыс. га,
залежи - 44,6 тыс. га,
кормовые угодья -1354.4 тыс. га.
Сколько процентов составляют земли с/х назначения от всего земельного фонда Республики Бурятии.
Слайд 22 Сложение и вычитание натуральных чисел
Наибольшей
рекой Республики Бурятии является река Селенга. Общая протяженность реки Селенга – 1024 км, От истока до границы с Россией протяженность Селенги 615 км, ее длина от Монгольско-Российской границы до озера Байкал – 409 км. Какова протяженность реки вне границ республики?
Прогрессии
Наиболее распространенным видом зерновых культур нашего региона является пшеница.
В одном колосе пшеницы до 45 зерен. Всхожесть сохраняется до 32 лет. Подсчитайте урожай 5 колосков за 7 лет.
Слайд 23Столбчатые диаграммы
Всего на ее территории Бурятии протекает более 30000
рек, общей протяженностью более 150 тыс. км, насчитывается около 35 тысяч озер.
Р.Селенга -150 тыс. км
Р.Чикой-145 тыс. км.
Р. Джида-567 км
Р. Темник-314 км
Р. Баргузин -480 км.
Построить столбчатую диаграмму
Слайд 24Площадь
Длина самого крупного озера в Бурятии Байкал составляет 636 км,
наибольшая
ширина между п. Онгурен и
п. Усть-Баргузин - 79,5 км. Найти площадь озера.
Сложение и вычитание десятичных дробей
Длина озера Орон 11,2 км., Большое Еравное – 12,8 км, а озеро Аршан на 21,2.км короче, чем Орон и Большое Еравное вместе. Какова длина Аршана?
Слайд 25Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ «Реальная математика»
Примерные типы задач.
1. Семья из трёх человек планирует поехать из с. Белоозерск в Улан-Удэ. Можно ехать поездом, можно на такси и можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 560 рублей. Стоимость поездки на такси равно 420 руб. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 200 км, а цена бензина равна 36,5 рубля за литр. Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих?
2.Минеральный состав озера Байкал и реки Снежная (в процентном отношении).
3.Национальный состав населения проживающего на территории Бурятия в долях.
Изобразить в виде диаграммы
4.Диаграммы земельного фонда Бурятии.
5.График численности населения Бурятии (отдельного населенного пункта) за последние 20 лет.
6Среднее значение температуры для отдельных территорий Бурятии в различное время года.
Слайд 26Применение национально-регионального компонента в обучении математике
Позволяет увидеть «живую
математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку.
Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом.
Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоции на уроке.
В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
Вывод: Материалы могут быть использованы учителями при подготовке к урокам, обобщить опыт учителей по этой теме, издать сборник методических материалов.