Слайд 1
Элементы развивающего обучения
на уроках математики в начальной школе
.
Творчеству
научить нельзя. Зато научить людей позволять себе творить можно вполне.
( Джулия Камерон)
Учитель начальных
Классов
СОШИ №16 г.Горловка
Донцова Наталья Георгиевна
Слайд 2Компетентностный подход - это как привидение:
все о нем говорят, но
мало кто его видел…
Б.Д. Эльконин
Решение задач прикладного характера
Компетенция
— это способность
ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Слайд 3Цель:
Доказать, что решение задач прикладного характера является основополагающим принципом результативности образовательного
процесса
Слайд 4Математическая компетенция
это способность структурировать данные (ситуацию),
вычленять математические отношения,
создавать математическую модель
ситуации,
анализировать и преобразовывать ее,
интерпретировать полученные результаты.
Слайд 5Задачи:
выявить конкретные области наук, где применяется математика;
подобрать примеры задач прикладного характера.
Гипотеза:
Формирование
навыков применения предметных знаний из области математики в различных ситуациях позволяет учащимся решать возникающие жизненные проблемы
Слайд 6Актуальность:
«Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные
конкурировать на международном уровне»
Н.А. Назарбаев
«Знание – сила, только тогда, когда оно приносит пользу стране и народу»
Фрэнсис Бэкон
Практическая направленность обучения математике - это формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности математического характера.
Прикладная направленность обучения математике - это ориентация содержания и методов обучения на применение математики в технике и смежных науках; в профессиональной деятельности; в хозяйстве и быту. Прикладная направленность включает в себя реализацию связей с курсами физики, химии, географии, черчения, трудового обучения; обеспечение «компьютерной грамотности», формирование математического стиля мышления и деятельности. Прикладная направленность впрямую выводит на формирование мировоззрения средствами учебного предмета «математика».
Слайд 7Многие часто задаются вопросом зачем нужна математика?
Чем мне это может пригодиться
в жизни?
Практическая направленность включает в себя решение следующих педагогических задач
формирование основных математических навыков, необходимых для вычислений, алгебраических преобразований, измерений, работы с графиком;
изучение теоретического материала в процессе решения задач;
усвоение знаний и умений, необходимых для дальнейшего изучения математики и ее приложений;
привитие универсальных учебно-трудовых навыков планирования, экономии, рационализации своей деятельности.
Области применения математики
Межпредметные связи
Экономика, финансы, статистика
Задачи военно-прикладного характера
Математика в быту
Промышленные задачи
Медицина
Слайд 8Современная педагогика видит три цели математического образования
Первая-общеобразовательная. Без математики невозможно понять
ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурной ценностью.
Вторая цель-прикладная. Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остается одна реальная возможность-научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов.
Третья цель – воспитательная. Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на жизнь.
Слайд 9Возможные пути реализации:
Элективные или прикладные курсы ( «Прикладные задачи по математике
в экономике» и др.)
Проектная исследовательская деятельность учащихся (проект «Математика в быту и в повседневной жизни», «Проценты в нашей жизни» и др.)
Реализация проекта может быть выражена в конечном продукте: создание презентаций, буклета, составление диаграмм учащимися и др.
Кроме этого одним из возможных направлений исследовательской деятельности учащихся, может стать сбор и классификация прикладных задач из разных сфер деятельности человека, но так или иначе решаемые с помощью математических методов.
Решение прикладных задач на уроках, внеклассных мероприятиях и др.
Слайд 10В задаче находим:
ОБЪЕКТЫ
УСЛОВИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
По отношению между условиями и требованиями
задачи различаются:
а) определенные
задачи – в них заданных условий столько, сколько необходимо и достаточно для выполнения требований;
б) недоопределенные задачи – в них условий недостаточно для получения ответа;
в) переопределенные задачи – в них имеются лишние условия.
Слайд 11Задача
Свитер, шапку и шарф связали из 1 кг 200 г шерсти. На
шарф потребовалась на 100 г шерсти больше, чем на шапку, и на 400 г меньше, чем на свитер. Сколько шерсти израсходовали на каждую вещь?
Свитер, шапка и шарф – объекты задачи.
Условие (условия)
Свитер, шапка и шарф связаны из 1200 г шерсти.
На шарф израсходовали на 100 г больше, чем на шапку.
На шапку израсходовали на 400 г меньше, чем на свитер.
Требования (вопросы)
Сколько шерсти израсходовали на свитер?
Сколько шерсти израсходовали на шапку?
Сколько шерсти израсходовали на шарф?
Объекты, условия и требования взаимосвязаны
Слайд 13Задача
Масса творога составляет 8% от массы
молока, идущего на его изготовление.
Сколько
творога получится из 300кг
молока?
100% - 300кг
8% - ? кг
Слайд 14Формирование информационной компетенции.
Использование при составлении задач различных источников информации: книги,
газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет.
Владея навыками использования информационных устройств, ориентируясь в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Слайд 15Формирование ценностно-смысловой компетенции.
При решении задач прикладного характера:
Длина комнаты 7м 60
см, а ширина 6 м. Сколько рулонов обоев потребуется для оклейки комнаты, если длина 10м при ширине рулона 50 см.
Формирование учебно-познавательной компетенции.
2. Папа Карло решил купить для Буратино новую курточку за 2000 рублей, но пока он копил деньги, цены на одежду выросли на 1/4. Сколько теперь должен заплатить папа Карло за новую куртку?
3. Буратино и Мальвина собирали грибы. Буратино собрал 159 г, что составило 1/3. Сколько килограммов грибов собрала Мальвина?
Формирование общекультурной компетенции.
Составление задач с информационно – познавательной, исторической, экологической, здоровьесберегающей направленностью.
Анализ составленных задач происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…
Слайд 16Формирование общекультурной компетенции.
1) Чтобы получить суточную норму белков, школьнику
необходимо съедать 200 гр. мяса в день. Сколько кг мяса необходимо съедать школьнику для нормального развития? Во сколько раз вес съеденного мяса превышает вес среднего школьника, если он весит в среднем в 40 кг?
Решение:
1) 200 *365=73000(гр) мяса в год
2) 73 000:1000=73 (кг)
3) 73 : 40= 1,825 (раз) ≈ 2 (раза)
Ответ: 73 кг; 1,825 раз.
2) За три зимних месяца в школе гриппом переболело 1/4 учащихся.
Если в следующем году в школе сделать прививку против гриппа, то количество заболевших уменьшится на 1/2. Сколько учащихся не заболеет, если в школе 800 учащихся?
Слайд 172. Практическая часть урока - прохождение маршрута
Пункт "Банк"
В банк положено 250000
рублей под 1/10 годовых. Какова прибыль будет через 2 года?
Пункт "Заправка"
В баке автомобиля 60 литров бензина. За день было израсходовано 1/4 этого бензина. Обязательно ли заправлять машину, если на следующий день на ней предполагается проехать 400 км. при том что расход бензина составляет 12 л. на 100 км?
Пункт "Огород"
Какова средняя урожайность картофеля (ц/га) на данном участке, если на нем собрано 150 ведер картофеля.
Для выполнения задания учащиеся измеряют площадь указанного участка, выражают ее в гектарах, подсчитывают приблизительно, сколько килограмм картофеля в 150 ведрах, после чего вычисляется средняя урожайность.
Пункт "Стройка"
Пред вами кирпич, сложенный стопой в форме прямоугольного параллелепипеда. Хватит ли данного кирпича на обкладку дома, если для этой цели требуется 7000 кирпичей?
Для решения данной задачи учащимся необходимо снять размеры одного кирпича и стопы а целом. Вычислив объем всей стопы и одного кирпича, они находят частное от деления полученных результатов, т.е. количество сложенного кирпича, и дают ответ на поставленный вопрос.
Пункт "Рынок"
1.Хватит ли денег для покупки 5 фунтов мяса поцене 150 рублей за 1 килограмм после реализации 3 пудов моркови по цене 8 рублей за 1 килограмм?
2. Цена 1 литра молока на рынке 20 рублей. Имеет ли смысл продавать 5 литров молока, если за место на рынке нужно заплатить 50 рублей, а стоимость проезда до рынка 30 рублей?
Для справки: 1 пуд =16 кг.
1 фунт=400 г.
Слайд 18
3. Подведение итогов
После прохождения маршрута всеми командами собираются маршрутные листы и
подсчитывается количество баллов, набранное каждой командой.
Критерии оценки
Пункт "Рынок"
1.Хватит ли денег для покупки 5 фунтов мяса поцене 150 рублей за 1 килограмм после реализации 3 пудов моркови по цене 8 рублей за 1 килограмм?
2. Цена 1 литра молока на рынке 20 рублей. Имеет ли смысл продавать 5 литров молока, если за место на рынке нужно заплатить 50 рублей, а стоимость проезда до рынка 30 рублей?
Для справки: 1 пуд =16 кг.
1 фунт=400 г.
Слайд 20
«Задачки про близнецов»
«Ужасные задачки»
«Задачки про
любовь и дружбу»
«Все для школьников»
Слайд 21Пожарных учат надевать штаны за три секунды.
Сколько штанов успеет надеть хорошо
обученный пожарный за пять минут?
Слайд 22В аптечке было 27 разных лекарств. 2 маленьких мальчика открыли аптечку
и стали эти лекарства пробовать. Один мальчик попробовал 5 лекарств и молча упал на пол. Второй попробовал 3 лекарства и с громким криком убежал.
Сколько лекарств осталось непопробованными?
Слайд 23Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой — получится 59 кг. Если
взвесить бабушку без Кузи — получится 54 кг.
Сколько весит Кузя без бабушки?
Слайд 24Алёна сделала в диктанте 12 ошибок, а Игорь, который у нее
все списал, — 32 ошибки.
Сколько своих собственных ошибок в диктанте у Игоря?
Слайд 25Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба
снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти.
Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку?
Слайд 26Нарисуй три прямых и отметь на каждой из них по две
точки так, чтобы отмеченных точек было 3.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Слайд 27Ответ: 3 .
Верёвку нужно разрезать на 4 части. Сколько разрезов нужно
сделать?
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Слайд 28 Задачки в стихах
Кормушку для птиц
Мы к зиме
смастерили,
Зерен и ягод в нее положили.
Гости себя не заставили ждать.
Стали мы птиц на кормушке считать:
Три свиристеля, четыре синицы,
Два снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей.
Слайд 29 В Антарктиде пингвин
Насчитал 20 льдин.
Вдруг льдины
Распались на половины.
Сбился пингвин...
Перед
ним сколько льдин?
Задачки в стихах
Слайд 32Механик поменял все колёса
у нескольких машин.
Всего механик поменял 16
колёс.
Сколько было машин?
4 машины
4 +4 + 4 + 4 =16(к.)
Слайд 33Подводная арифметика
Детёныш голубого кита выпивает за день 600 л молока. Сколько
молока выпьет такой малыш за месяц (30 дней)?
Слайд 34Ответ: 18 000 л
Дельфины выпрыгивают из воды, чтобы увеличить скорость движения.
При скорости 300 м/мин увеличивает её ещё на 3м/сек. Какой скорости достигнет дельфин, выпрыгнув из воды за 2 мин 3 раза?
Слайд 35Ответ: 309 м/сек
Крабы имеют целых шесть пар челюстей, которыми перерабатывают всё,
что им попадётся – от мусора до мелких рыбёшек. 6 пар – сколько же это?
Слайд 36В комнате были щенята и попугайчики.
Девочка сосчитала их лапки.
Всего
8 лапок. Сколько было щенят
и сколько попугайчиков?
4 лапы
4 лапы
4 + 4 = 8 (л.)
Слайд 37Ответ: на 10-й день
Первым, кто доказал, что кит – это не
рыба, а зверь, был англичанин Джон Рей. Это произошло в 1693 году. Сколько лет исполнилось нынче?
Слайд 38Ответ: 317 лет
Рыба-меч достигает 5 метров в длину, причём 1/5 из
них приходится на меч. Какова длина меча?
Слайд 39
Навыки и умения
логического и творческого
мышления, необходимые
для решения задач
прикладного
характера
видеть
проблемы
выдвигать гипотезы
задавать вопросы
давать определение
понятиям
классифицировать
наблюдать
делать выводы
доказывать и защищать
свои идеи