Слайд 1Тема урока:
Определение степени с целым отрицательным показателем
Подготовила учитель математики МКОУ
«Кировская СОШ»
Надеина Т.И.
Слайд 2« Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит,
что без них далеко не уедешь».
М.В. Ломоносов
Слайд 3
Цели урока:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с понятием степени с целым отрицательным показателем.
Научить
применять её при вычислениях и преобразованиях.
2. Развивающие:
Развивать умения применять теоретические знания на практике.
Развивать познавательную активность, мышление, внимание и память, умение слушать товарища, математическую речь.
3. Воспитательные:
Воспитание интереса к математике, активности, аккуратности, дисциплинированности, умение общаться.
Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность.
Слайд 4Степень – это мера, сравнительная величина; уровень чего-нибудь.
Из толкового словаря
Слайд 5
1.Что называется степенью числа «а» с натуральным показателем n?
2. Как называется
число, которое возводим в степень?
3. Как называется число, в которое возводим степень?
4. Какое число получаем при возведении в степень положительного числа( отрицательного числа)?
5. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным показателем?
6. Вычислите 23 ; 52 ; 110 ; 34; (-2) 4 ; (-10) 3; 91; 90; 07 ?
7. Представьте число в виде произведения двух одинаковых множителей двумя способами 25, ?
8.Найдите число, обратное данному: 6, , , 0 , (у≠0).
Слайд 6Масса Солнца равна 1, 985•1033 г,
Масса атома водорода 1, 674• 10-24
г
Слайд 7Задание № 1
Уловите закономерность и продолжите ряд чисел
…1000, 100, 10,…
(1, 1/10,
1/100, 1/1000….)
Представьте каждое из этих чисел в виде степени числа 10:
…1000, 100, 10, 1, 1/10, 1/100, 1/1000…
…103 , 102 ,101, 100, 1/101, 1/102, 1/103 …
Подпишем под этими числами показатели степеней:
3, 2, 1, 0,…
Получим: -1, -2, -3, и т.д.
Получается такая строка:
10-3, 10-2, 10-1, 100, 101, 102, 103…
Слайд 9Если минус нам не нравится,
С этим горем можно справиться:
Знак меняем в
показателе,
Степень пишем в знаменателе,
Сверху ставим единичку.
Получается? Отлично!
Слайд 10Историческая справка
Николя Шюке- великий математик, который впервые ввёл отрицательные и нулевые
степени.
Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаак Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо аа, ааа и т.д. пишут а2 а3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/ а2 , 1/ а3 пишу а-1, а-2 , а-3 и т.д."
Слайд 11Михаил Штифель
немецкий математик, который опубликовал несколько научных трудов, и среди них
знаменитый - "Полная арифметика". Он ввёл термин «показатель степени».
Слайд 12Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем
берут начало от работ английских математиков.
Джона Валлиса (1616–1703)
Исаака Ньютона (1643–1727)
Слайд 13Самостоятельная работа
Представьте степени в виде дробей с положительными показателями. Ответы впишите
в таблицу.
Слайд 16 Творческое задание
Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения
очень известного человека, о нём мы сегодня вспоминали.
80 (1/7)-1 (1/3)-2 (1/9)-1
Ответ: 1799
Слайд 17Занимательное задание
Из чисел 2, 3, 5 берутся любые два и
составляется степень, основание которой равно одному из этих чисел, а показатель другому ( например 32 ).
Составьте все возможные степени и напишите их в порядке возрастания.
Слайд 18В Древней Индии была такая легенда. Стоит камень размером в кубический
километр , в миллион раз тверже алмаза. Один раз в миллион лет к нему прилетает птичка и трётся клювом
о камень в конце концов к результате этого камень износится. Как вы думаете сколько лет понадобится для того, чтобы камень износился до основания?
Слайд 19Домашнее задание
П.37. № 967, №970, №971
Творческое задание: Составьте математическую шифровку,
используя степень с целым отрицательным показателем.
Из чисел 2, 3, 5, берутся любые два и составляются степень с отрицательным показателем (например 5-3 ). Запишите все возможные степени в порядке возрастания.
Слайд 20« Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит,
что без них далеко не уедешь».
М.В. Ломоносов