Слайд 1Задачи в сказках, рассказах и стихах
Клещеногова В.А.- учитель математики
Слайд 2Бедный заяц
Забрался заяц в огород и накопал морковки. Сразу есть не
стал, собак боялся. Решил в лес добычу отнести, там и полакомиться. Несет заяц морковку, согнулся от тяжести. Вдруг навстречу медведь.
- Попался, заяц! — говорит медведь.- Сейчас я тебя съем!
Заплакал заяц, взмолился:- Не трогай меня, дяденька медведь, я тебе морковки дам. Посмотрел медведь на зайца.
- А много ли дашь? —спрашивает.- Да бери, дяденька медведь, половину того, что есть, говорит заяц. - Половину мне мало,— отвечает медведь,
посмотри, какой я большой, а ты какой маленький! Как же мы пополам морковь делить будем? Давай мне больше половины. Обидно зайцу, но делать нечего. Отдал он медведю половину всей морковки да еще полморковки прибавил. Отпустил его медведь.
Слайд 3
Бежит заяц по кусточкам, спешит к дому. Вдруг откуда ни возьмись,
лиса навстречу’.
Попался, заяц!- говорит лиса.- Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем.
Перепугался заяц, заплакал.- Отпусти меня, тетенька лиса, а я тебе морковки дам. Посмотрела лиса на зайца.
-А много ли дашь? — спрашивает.
-Да бери, тетенька лиса, половину того, что есть,- говорит заяц, - а половину мне оставь.
-Половины мне мало,- отвечает лиса,- смотри, какая я большая, а ты какой маленький! Нельзя нам морковь поровну делить, давай мне больше половины. Обидно зайцу, но делать нечего. Отдал он половину всей моркови да еше полморковки прибавил. Отпустила его лиса. Прибежал заяц домой, забрался в нору и заплакал.
Слайд 4
Бедный я заяц! Обидели меня звери: всего одну морковку мне оставили.
Съел заяц с горя последнюю морковку и спать лег. Кто ответит, сколько у зайца морковок было, сколько медведю досталось, сколько лиса получила?
Слайд 6Хитрая лиса(Сказка)
Повстречался медведь с лисой.
-Ты куда, сестрица? - спрашивает медведь.
-Домой спешу,
—отвечает лиса. —Мне заяц две морковки дал, похлебку варить буду.
-Ия домой иду, — говорит медведь, — мне заяц тоже морковки дал, четыре штуки, я тоже похлебку сварю.
Лиса хитрая была. Она увидела, что у медведя морковки больше, чем у нее, и говорит:
-Давай, медведь, похлебку вместе варить будем.— Медведь согласился. Наломали они хворосту, разложили костер
и сварили похлебку.
Слайд 7Только собрались есть, прилетает журавль.
-Здравствуйте,—говорит журавль.—Да вы, никак, похлебку варите?
Не угостите ли вы меня?
-Ишь, какой хитрый! — отвечает лиса. — А что ты нам за это дашь?
-А я вам рыбешек дам, — говорит журавль.
Звери согласились. Сели они все в кружок. Поделили похлебку поровну и пообедали. Журавль положил на землю 6 рыбешек и улетел.
Лиса и говорит медведю: -Тебе три да мне три рыбешки — поровну и поделим.
А медведь подумал и отвечает: -Пожалуй, так несправедливо будет: ведь я четыре морковки дал, а ты две. Всего шесть, и рыбешек шесть.
Значит, и делить рыбешек нужно так: мне четыре, а тебе две. Как ни спорила лиса, а пришлось уступить, так они и поделили рыбешек. Теперь лиса по всему лесу бегает, хвастает, что она медведя перехитрила и обманула.
А вы как думаете: правильно лиса с медведем поделила рыбешек или нет?
Слайд 8
Ответ. Все рыбешки должен был получить медведь, так как шесть морковок
были разделены поровну на троих, лиса свои морковки съела, а журавль съел две морковки, принадлежавшие медведю.
Слайд 9Задача о трех мудрецах
Три неких древних мудреца вступили в спор:
кто из троих более мудр? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.
Вы видите у меня, — сказал он, — пять колпаков: три черных и два белых. Закройте глаза.
С этими словами он надел каждому по черному колпаку, а два белых спрятал в мешки.
Можете открыть глаза, — сказал прохожий. — Кто угадает какого цвета колпак украшает его голову, тот вправе считать себя самым мудрым.
Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга... Наконец, один воскликнул.
На мне черный!
Как он догадался?
Слайд 10
Ответ. Мудрец рассуждал так: «Я вижу перед собой два колпака.
Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки, должен рассуждать так: «Если бы на мне был тоже белый колпак, то третий сразу догадался бы и заявил, что у него черный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а черный». А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже черный».
Слайд 11Милостивый закон
В некотором государстве был такой обычай. Каждый преступник, осужденный на
смерть, тянул перед смертью жребий, который давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну с надписью «Жизнь», другую с надписью «Смерть». Если осужденный вынимал первую бумажку, он получал помилование; если же он имел несчастье перед смертью вынуть бумажку с надписью «Смерть», приговор приводился в исполнение.
У одного человека, жившего в этой стране, были враги, которые его оклеветали и добились того, что суд приговорил несчастного к смертной казни. Мало того, враги не желали оставить невинно осужденному ни малейшей возможности спастись. Ночью накануне казни они вытащили из ящика бумажку с надписью «Жизнь» и заменили ее бумажкой с надписью «Смерть». Теперь., какую бы бумажку ни вытянул осужденный, он не мог избегнуть смерти. Так
думали его враги. Но у него были друзья, которым
стали известны козни врагов.
Слайд 12
Они проникли в тюрьму и предупредили осужденного, что в ящике оба
жребия имеют надпись «Смерть». Друзья убеждали несчастного открыть перед судьями преступный подлог его врагов и настаивать на осмотре ящика со жребиями. Но, к изумлению, осужденный просил друзей хранить проделку врагов в строжайшей тайне и уверял, что тогда он будет спасен. Друзья приняли его за сумасшедшего. Наутро осужденный, ничего не сказав судьям о заговоре своих врагов, тянул жребий — и был отпущен на свободу! Как же ему удалось так счастливо выйти из своего, казалось бы, безнадежного положения?
Слайд 13
Ответ. Вынимая жребий, осужденный поступил так: он вынул одну бумажку из
ящика и, никому не показывая, проглотил ее. Судьи, желая установить, что было написано на уничтоженной бумажке, должны были извлечь из ящика оставшуюся бумажку: на ней была надпись «Смерть». «Следовательно, — рассуждали судьи, — на уничтоженной бумажке была надпись «Жизнь» (они ведь ничего не знали о заговоре). Готовя невинно осужденному верную гибель, враги невольно привели его к спасению.
Слайд 14
Рокоманцы
Рассказывают, что много лет назад жил народ по названию рокоманцы.
Однажды рокоманский корабль потерпел крушение у одного из островов Тихого океана. Корабль был разбит в щепки; часть команды спаслась и поселилась на острове. Вскоре спасшиеся переняли все обычаи местных жителей и стали во всем похожи на туземцев, даже язык свой забыли. В одном только они по-прежнему отличались от жителей острова: туземец что ни скажет, то правда, а рокоманец что ни скажет, то наоборот. Через некоторое время французская экспедиция случайно обнаружила обломки рокоманского корабля у берегов острова. Капитан французского корабля высадился на берег. Он увидел трех стариков. «Ты кто, —спросил он первого на языке жителей острова, — туземец или рокоманец?» Старик был дряхлый. Он ответил на вопрос капитана, но тот не расслышал ответа. «Первый старик, кажется, сказал, что он рокоманец»,—сказал капитан, обращаясь к двум другим старикам. «Да,— ответил второй,—он сказал, что он рокоманец». «Нет, — возразил третий, — он сказал, что он не рокоманец, что он туземец». Спрашивается: кем был второй старик и кем был
третий? (Фабула задачи и название «рокоманцы» вымышлены.)
Слайд 15
Ответ. На острове любой житель, и туземец и рокоманец, всегда на
вопрос «Кто ты?» должен ответить: «Туземец». Поэтому второй старик, ответивший, что первый старик сказал, что он рокоманец, лжет, а следовательно, является рокоманцем. Третий старик — туземец.
Слайд 16
Два города
Некогда по соседству находилось два города и жители ходили друг
к другу в гости. Жители первого города, назовем его А, всегда говорили правду. Жители второго города Б всегда говорили неправду. Какой вопрос должен задать приезжий встретившемуся ему человеку, чтобы определить, в какой город он попал, если он не знает, жителя какого города он встретил?
Слайд 17
Ответ. На вопрос «Живешь ли ты в этом городе?», заданный в
городе А, всегда последует ответ: «Да», а заданный в городе Б — «Нет».
Слайд 18
Эпитафия из „Греческой антологии",
приписываемая Метродору
Здесь погребен Диофант, и камень могильный
При счете искусном расскажет нам, Сколь долог был его век.
Велением бога он мальчиком был шестую часть своей жизни; В двенадцатой части затем прошла его светлая юность. Седьмую часть жизни прибавим — пред нами очаг Гименея.
Пять лет протекло, и прислал Гименей ему сына Но горе ребенку! Едва половину он прожил Тех лет, что отец, как скончался несчастный.
Четыре года страдал Диофант от утраты той тяжкой.
И умер, прожив для науки. Скажи мне, Скольких лет достигнув, смерть воспринял Диофант?
Слайд 19Осел и мул
Осел и мул тянули усердно поклажу.
Стонал и охал осел
под тяжелою ношей.
Мул заметил беду, спешит на подмогу соседу:
«Я пособлю — говорит,—дай мне лишь узел один, вдвое больше, чем ты, я тогда понесу.
Возьмешь у меня ты один — равен будет наш груз».
Смекни ж, сколько было узлов на каждом из них.
Слайд 20Вопрос Пифагору.
О, Пифагор благородный, любимец муз
Геликонских, Сколько жаждущих знаний юношей в доме содержишь? — Одна половина стремится познать математики чуда, Четвертая часть изучает бессмертную матерь-природу, Седьмая ж — молчанье задачей себе намечает, Прибавь к ним трех женщин-красавиц, средь коих Прекрасней всех дева Диана. Узнаешь, Сколько я юных жрецов веду в храм высокой науки.
Слайд 21
Задача о лотосе
Над озером тихим
С полфута размером Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко, И ветер порывом Отнес его в сторону. Нет Боле цветка над водой.
Нашел же рыбак его Ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак предложу я вопрос:
Как озера вода здесь глубока?
Слайд 22Стая обезьян
На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны. Часть восьмая их в квадрате В роще весело резвилась. Криком радостным двенадцать Воздух свежий оглашали. Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян там было в роще?
Слайд 23
Задача о пчелках
Есть кадамба- цветок;
На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету симендга, И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Трижды ты их сложи, На кутай этих пчел посади. Лишь одна не нашла себе места нигде, Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждалась. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось?
Слайд 24
Эрот и музы
Видя, что плачет Эрот,
Киприда его вопрошает:
«Что такое тебя огорчило,
ответствуй немедля». «Яблок я нес с Геликона немало,—
Эрот отвечает,—
Музы, отколь ни возьмись,
Напали на сладкую ношу. Частью двенадцатой вмиг овладела Эвтерпа, А Клио пятую долю взяла,
Талия — долю восьмую.
.
Слайд 25
С частью двадцатой ушла Мельпомена,
Четверть взяла Терпсихора,
С частью седьмою Эрато Стремглав от меня убежала.
Тридцать плодов унесла Полигимния.
Сотня и двадцать взяты Уранией.
Триста плодов понесла Каллиопа.
Я возвращаюсь домой Почти что с пустыми руками:
Только полсотни плодов Мне оставили музы на долю».
Сколько плодов было у Эрота?
Слайд 26
Жуки и пауки.
У меня в одной коробке есть жуки
И еще в другой коробке пауки. Мало их, в одну минуту можно счесть: Пауков с жуками вместе — только шесть. Стал считать я в двух коробках, сколько ног. Очень долго сосчитать их я не мог. Оказалось, ног немало — сорок две, Ну, скажи теперь мне, сколько тут жуков? И еще сочти отдельно пауков.
Слайд 27Литература:
Материал для внеклассной работы по математике.
Автор: Ф.М. Шустеф. Изд-во: «Народная асвета». Минск. 1968г.