Презентация, доклад по математике на тему Задачи на четность (5-7 классы)

Содержание

К задачам на четность относятся: задачи на чередованиезадачи на разбиение на парызадачи на четность и нечетность

Слайд 1Задачи
на четность и нечетность

Задачина четность и нечетность

Слайд 2К задачам на четность относятся:
задачи на чередование
задачи на разбиение на пары
задачи

на четность и нечетность

К задачам на четность относятся: задачи на чередованиезадачи на разбиение на парызадачи на четность и нечетность

Слайд 3Задачи на чередование
Свойства:
Если в некоторой замкнутой цепочке чередуются объекты двух

видов, то их четное число (и каждого вида поровну).
Если в некоторой замкнутой цепочке чередуются объекты двух видов:
начало и конец цепочки разных видов, то в ней четное число объектов;
начало и конец одного вида, то нечетное число.
Обратно:
По четности длины чередующейся цепочки можно узнать, одного или разных видов её начало и конец.

Задачи на чередование Свойства: Если в некоторой замкнутой цепочке чередуются объекты двух видов, то их четное число

Слайд 4Задача 1
16 корзин расположили по кругу. Можно ли в них разложить

55 арбузов так, чтобы количество арбузов в любых двух соседних корзинах отличалось на 1?
Задача 116 корзин расположили по кругу. Можно ли в них разложить 55 арбузов так, чтобы количество арбузов

Слайд 5Решение:
Пусть в 1-й корзине четное количество арбузов, тогда:




Итого получилось:

По

условию всего арбузов – 55, а это нечетное число. Значит, разложить нельзя.

Н

Ч

Ч

Н

±1

… …

Н

1-я к.

2-я к.

3-я к.

4-я к.

16-я к.

15-я к.

Ч

±1

±1

±1

Решение: Пусть в 1-й корзине четное количество арбузов, тогда:Итого получилось: По условию всего арбузов – 55, а

Слайд 6Задача 2
Может ли конь пройти с поля a1 на поле

h8, побывав по дороге на каждом из остальных полей ровно один раз?
Задача 2 Может ли конь пройти с поля a1 на поле h8, побывав по дороге на каждом

Слайд 7Решение:
Всего 64 поля. А1 уже занято.
Значит, конь должен сделать

63 хода.
1-й ход: белое поле
2-й ход: черное поле
3-й ход: белое поле
4-й ход: черное поле
… … … … … … … …
63-й ход: белое поле
Так как конь должен сделать 63 хода, то последним (нечетным) ходом он встанет на белое поле, а поле h8 черное.
Ответ: нет, не может.

Решение: Всего 64 поля. А1 уже занято. Значит, конь должен сделать 63 хода.1-й ход: белое поле2-й ход:

Слайд 8Задачи на разбиение на пары
Свойство:

Если предметы можно разбить на

пары, то их количество четно.
Задачи на разбиение на пары Свойство: Если предметы можно разбить на пары, то их количество четно.

Слайд 9Задача 1
Соединили 4 города между собой дорогами, так чтобы из каждого

города выходило ровно 3 дороги. Сколько дорог получилось?
Задача 1Соединили 4 города между собой дорогами, так чтобы из каждого города выходило ровно 3 дороги. Сколько

Слайд 10Решение (1-й способ) 
Пусть даны города А, В, С и D.
Соединим

город А с другими городами.
Всего получилось 3 дороги: АВ, АС и AD.
Также проведем дороги из городов В, С и D.
Всего получим 12 дорог.
Сгруппируем одинаковые дороги:


А

D

С

В

Значит, дорог только 6.

Решение (1-й способ) Пусть даны города А, В, С и D. Соединим город А с другими городами.Всего получилось

Слайд 11Решение (2-й способ)

Решение (2-й способ)

Слайд 12
!!!

Задача решается только тогда,
когда общее число дорог можно

разбить на пары.

!!!  Задача решается только тогда, когда общее число дорог можно разбить на пары.

Слайд 13Задача 2
Можно ли соединить 15 городов дорогами, так чтобы из каждого

города выходило ровно 7 дорог?


Задача 2Можно ли соединить 15 городов дорогами, так чтобы из каждого города выходило ровно 7 дорог?

Слайд 14Решение

Решение

Слайд 15Задачи на четность и нечетность
Ч  Ч = Ч
Ч 

Н = Н
Н  Н = Ч

Ч * Ч = Ч
Ч * Н = Ч
Н * Н = Н

Свойства:

Задачи на четность и нечетность Ч  Ч = ЧЧ  Н = НН  Н =

Слайд 16Задача 1
В магазин «Малыш» привезли новые игрушки. Могут ли десять игрушек

ценой в 9, 5 или 7 рублей стоить в сумме 71 рубль?
Задача 1В магазин «Малыш» привезли новые игрушки. Могут ли десять игрушек ценой в 9, 5 или 7

Слайд 17Решение
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Ч
Ч
Ч
Ч
Ч
10 раз Н
5 раз Ч

РешениеННННННННННЧЧЧЧЧ10 раз Н5 раз Ч

Слайд 18Задача 2
Филя перемножил 17 целых чисел и получил 1025, а Степашка

сложил эти же числа и получил 100. Докажите, что кто-то из них ошибся.
Задача 2Филя перемножил 17 целых чисел и получил 1025, а Степашка сложил эти же числа и получил

Слайд 19Пусть среди 17 чисел все числа четные, тогда:
Доказательство (1-й случай):

Пусть среди 17 чисел все числа четные, тогда:Доказательство (1-й случай):

Слайд 20Пусть среди 17 чисел найдется хотя бы одно нечетное число, тогда:
Доказательство

(2-й случай):
Пусть среди 17 чисел найдется хотя бы одно нечетное число, тогда:Доказательство (2-й случай):

Слайд 21Пусть среди 17 чисел все числа нечетные, тогда:
Доказательство (3-й случай):

Пусть среди 17 чисел все числа нечетные, тогда: Доказательство (3-й случай):

Слайд 22Задачи на четность повышенной сложности*
На 99 карточках пишутся числа 1,

2, 3, ..., 99. Затем карточки перемешиваются, раскладываются чистыми сторонами вверх и на чистых сторонах снова пишутся числа 1, 2, 3, 4, ..., 99. Для каждой карточки числа, стоящие на ней, складываются и 99 полученных сумм перемножаются. Доказать, что в результате получится чётное число.

Задача 1

Задачи на четность  повышенной сложности* На 99 карточках пишутся числа 1, 2, 3, ..., 99. Затем

Слайд 23Доказательство:
Среди чисел 1, 2, ..., 99 есть 50 нечётных
и 49

чётных.
На обратной стороне мы получим
столько же чисел четных и нечетных.



1

99


3

5

7

1

99


2

3

4

2

98


4

6

8

Доказательство: Среди чисел 1, 2, ..., 99 есть 50 нечётных и 49 чётных. На обратной стороне мы

Слайд 25Задача 2
На волшебной яблоне выросли 15 бананов и 20 апельсинов. Одновременно

разрешается срывать один или два плода. Если сорвать один из плодов вырастет такой же, если сорвать сразу два одинаковых плода – вырастет апельсин, а если два разных – вырастет банан. 
  а) В каком порядке надо срывать плоды, чтобы на яблоне остался ровно один плод? 
  б) Можете ли вы определить, какой это будет плод? 
  в) Можно ли срывать плоды так, чтобы на яблоне ничего не осталось?
Задача 2На волшебной яблоне выросли 15 бананов и 20 апельсинов. Одновременно разрешается срывать один или два плода.

Слайд 26а) В каком порядке надо срывать плоды, чтобы на яблоне остался

ровно один плод? 
а) В каком порядке надо срывать плоды, чтобы на яблоне остался ровно один плод? 

Слайд 27б) Можно ли срывать плоды так, чтобы на яблоне ничего не

осталось?

Решение:
Всего 15 бананов.
Сорвем 2 банана, останется 13. Еще 2 банана сорвем, останется 11 бананов. Каждый раз число бананов будет нечетным.
В итоге останется 1 банан.

Или:

Всего 15 бананов.
Сорвем 1 банан и 1 апельсин, вырастет 1 банан, т. е. число бананов не изменится.


б) Можно ли срывать плоды так, чтобы на яблоне ничего не осталось?Решение:Всего 15 бананов. Сорвем 2 банана,

Слайд 28Задача 3

На доске написаны числа 1, 2, 3, ..., 1984, 1985.

Разрешается стереть с доски любые два числа и вместо них записать модуль их разности. В конце концов на доске останется одно число. Может ли оно равняться нулю?
Задача 3На доске написаны числа 1, 2, 3, ..., 1984, 1985. Разрешается стереть с доски любые два

Слайд 29Решение
Модуль разности двух целых чисел имеет ту же чётность, что и

сумма этих чисел.
Поэтому, при указанной замене чётность суммы всех чисел не меняется. Сумма целых чисел от 1 до 1985 нечётна (среди них нечётное количество нечётных чисел). Поэтому она не может стать равной нулю.
Ответ:
Не может.

РешениеМодуль разности двух целых чисел имеет ту же чётность, что и сумма этих чисел. Поэтому, при указанной

Слайд 30Задача 4

За круглым столом сидят 25 мальчиков и 25 девочек. Докажите,

что у кого-то из сидящих за столом оба соседа – мальчики.

Задача 4За круглым столом сидят 25 мальчиков и 25 девочек. Докажите, что у кого-то из сидящих за

Слайд 31Решение
Д
М

РешениеДМ

Слайд 32Задача 5
Лиса и два медвежонка делят 100 конфет. Лиса раскладывает конфеты

на три кучки; кому какая достанется - определяет жребий. Лиса знает, что если медвежатам достанется разное количество конфет, то они попросят её уравнять их кучки, и тогда она заберёт излишек себе. После этого все едят доставшиеся им конфеты.
    а) Придумайте, как Лисе разложить конфеты по кучкам так, чтобы съесть ровно 90 конфет (ни больше, ни меньше).
    б) Может ли Лиса сделать так, чтобы в итоге съесть ровно 65 конфет?
Задача 5Лиса и два медвежонка делят 100 конфет. Лиса раскладывает конфеты на три кучки; кому какая достанется

Слайд 33Решение

Лиса раскладывает конфеты так: 5, 5 и 90.

Если ей достанется

кучка из 90 конфет, то медвежатам достанется поровну конфет, и они не будут жаловаться.

Если ей достанется кучка из 5 конфет, то, для того чтобы уравнять доли медвежат, ей придётся съесть ещё 85 конфет.
Ответ
а) 5, 5 и 90. 

а) Придумайте, как Лисе разложить конфеты по кучкам так, чтобы съесть ровно 90 конфет (ни больше, ни меньше).

5 конфет

90 конфет

100 конфет

5 конфет

РешениеЛиса раскладывает конфеты так: 5, 5 и 90. Если ей достанется кучка из 90 конфет, то медвежатам

Слайд 34б) Может ли Лиса сделать так, чтобы в итоге съесть ровно

65 конфет?

?
конфет

65 конфет

100 конфет

? конфет

б) Может ли Лиса сделать так, чтобы в итоге съесть ровно 65 конфет??конфет65 конфет100 конфет? конфет

Слайд 35Задача 6

На столе лежит 10 кучек с 1, 2, 3, 4,

5, 6, 7, 8, 9 и 10 орехами. Двое играющих берут по очереди по одному ореху. Игра заканчивается, когда на столе останется три ореха. Если это – три кучки по одному ореху, выигрывает тот, кто ходил вторым, иначе – его соперник. Кто из игроков может выиграть, как бы не играл соперник?


Задача 6На столе лежит 10 кучек с 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и

Слайд 36Решение
Значит, что общее число орехов нечётно и перед любым ходом

первого. Тогда первый всегда сможет сделать ход, не нарушая описанных правил. Заметим, что после первого хода первого на доске нет единиц. После хода второго может появиться не более одной новой единицы, которую первый заберёт. В частности, так будет и в конце игры, то есть первый выиграет.
Ответ
Первый.
Решение Значит, что общее число орехов нечётно и перед любым ходом первого. Тогда первый всегда сможет сделать

Слайд 37Задача 7

Придя в школу, Коля и Алиса обнаружили на доске надпись:

"ГОРОДСКАЯ УСТНАЯ ОЛИМПИАДА". Они договорились сыграть в следующую игру: за один ход в этой надписи разрешается стереть произвольное количество одинаковых букв, а выигрывает тот, кто стирает последнюю букву. Первым ходил Коля и стёр последнюю букву "А". Как надо играть Алисе, чтобы обеспечить себе выигрыш?
Задача 7Придя в школу, Коля и Алиса обнаружили на доске надпись:

Слайд 38Решение
Сгруппируем одинаковые буквы и назовём кратностью  то количество раз, в котором эта

буква встречается в надписи. После хода Коли:
буквы "А" и "О" имеют кратность 3,
буквы "Д", "И", "С" и "Я" – кратность 2, а
буквы "Г", "К", "Л", "М", "Н", "П", "Р", "Т" и "У" – кратность 1.
Чтобы выиграть Алисе, надо:
стереть любую букву кратности 1;
играть так, чтобы после каждого её хода количество букв каждой кратности было чётным.

Например, если Коля сотрёт одну букву "Д", то Алиса может стереть также одну букву "И". Тогда на каждый ход Коли у Алисы будет ответный ход, поэтому именно она сделает последний ход и выиграет.

ААА СС ДД К Р Г У Т Н Л М П ЯЯ ИИ ООО

ГОРОДСКАЯ УСТНАЯ ОЛИМПИАДА

1-й ход Коли

Выигрыш, если стереть последнюю букву

РешениеСгруппируем одинаковые буквы и назовём кратностью  то количество раз, в котором эта буква встречается в надписи. После хода

Слайд 39Задача 8

На доске выписаны числа от 1 до 50. Разрешено стереть

любые два числа и вместо них записать одно число – модуль их разности. После 49-кратного повторения указанной процедуры на доске останется одно число. Какое это может быть число?
Задача 8На доске выписаны числа от 1 до 50. Разрешено стереть любые два числа и вместо них

Слайд 40Решение
1 2 3 4 5 … 50
У нас 25 нечетных чисел и 25 четных.


Решение1	2	 3 	4	5	…	50 У нас 25 нечетных чисел и 25 четных.

Слайд 41Задача 9

Среди n рыцарей каждые двое – либо друзья, либо враги. У каждого

из рыцарей ровно три врага, причём враги его друзей являются его врагами.  При каких n такое возможно?

Задача 9Среди n рыцарей каждые двое – либо друзья, либо враги. У каждого из рыцарей ровно три врага, причём

Слайд 42Решение

Из условия следует, что рыцарей – не менее четырёх, потому что

на каждого рыцаря найдется 3 врага.

Если у рыцаря есть 1 друг, значит у них по три общих врага. Каждый их враг враждует с двумя ними и еще с одним врагом.

Если у рыцаря есть 2 друга, то у них по три общих врага. Каждый их враг враждует с тремя ними.

Заметим, что у рыцаря не может быть более двух друзей, иначе найдутся четыре рыцаря, у которых есть общий враг, но тогда у этого врага будет не менее четырёх врагов, что противоречит условию.



РешениеИз условия следует, что рыцарей – не менее четырёх, потому что на каждого рыцаря найдется 3 врага.

Слайд 43Значит, у каждого рыцаря не более двух друзей и ровно три

врага, следовательно, всего рыцарей – не более шести. 

Рассмотрим еще раз случай, когда у рыцаря 1 друг. У рыцаря и его друга по три общих врага.
Значит, 1-й враг враждует :
с рыцарем;
с его другом;
со 2-м врагом.
2-й враг враждует:
с рыцарем;
с его другом;
с 1-м врагом.
3-й враг враждует:
с рыцарем;
с его другом.

Значит, у каждого рыцаря не более двух друзей и ровно три врага, следовательно, всего рыцарей – не

Слайд 44Задача 10
Переаттестация Совета Мудрецов происходит так:

король выстраивает их в колонну

по одному;
надевает каждому колпак белого или чёрного цветов.

Все мудрецы видят цвета всех колпаков впереди стоящих мудрецов, а цвет своего и всех стоящих сзади не видят.

Раз в минуту один из мудрецов должен выкрикнуть один из двух цветов (каждый мудрец выкрикивает цвет один раз). После окончания этого процесса король казнит каждого мудреца, выкрикнувшего цвет, отличный от цвета его колпака. Накануне переаттестации все сто членов Совета Мудрецов договорились и придумали, как минимизировать число казнённых.

Скольким из них гарантированно удастся избежать казни?

Задача 10Переаттестация Совета Мудрецов происходит так: король выстраивает их в колонну по одному;надевает каждому колпак белого или

Слайд 45Решение
Ясно, что мудрец, стоящий в колонне последним, может спастись только случайно,

ведь его колпака не видит никто из мудрецов.
Но он может спасти всех остальных, сообщив им чётность числа белых колпаков, надетых на них (по договоренности он скажет "белый", если это число нечётно, и "чёрный" в противном случае).

Теперь мудрецы должны вычислять и называть цвета своих колпаков по порядку от предпоследнего к первому:
сначала предпоследний, видя колпаки впереди стоящих и зная чётность числа белых колпаков (среди колпаков впереди стоящих и своего), легко определит цвет своего колпака и назовёт его;
затем мудрец, стоящий перед ним, зная цвета всех тех же колпаков, кроме своего (передние он видит, а про задний только что услышал), по чётности может определить цвет своего колпака и назвать его.
Остается продолжать описанную процедуру до тех пор, пока первый мудрец не определит цвет своего колпака.
Ответ
Всем, кроме одного.
РешениеЯсно, что мудрец, стоящий в колонне последним, может спастись только случайно, ведь его колпака не видит никто

Слайд 46Задача 11
Расшифровать пример на умножение, если буквой Ч зашифрованы чётные числа,

а буквой Н – нечётные.


Задача 11Расшифровать пример на умножение, если буквой Ч зашифрованы чётные числа, а буквой Н – нечётные.

Слайд 47Решение
Запишем пример в виде
Ч - строчные буквы
Н - прописные (заглавные) буквы

РешениеЗапишем пример в видеЧ - строчные буквыН - прописные (заглавные) буквы

Слайд 48Задача 12

Существует ли число, которое делится ровно на 50 чисел из

набора 1, 2, 3, 4, 5, ..., 100?

Задача 12Существует ли число, которое делится ровно на 50 чисел из набора 1, 2, 3, 4, 5,

Слайд 49Решение

Решение

Слайд 50Задача 13
Двое играют в такую игру. Из кучки, где имеется 25

спичек, каждый берёт себе по очереди одну, две или три спички. Выигрывает тот, у кого в конце игры – после того, как все спички будут разобраны, – окажется чётное число спичек. 
  а) Кто выигрывает при правильной игре – начинающий или его партнёр? Как он должен играть, чтобы выиграть?
    б) Как изменится ответ, если считать, что выигрывает забравший нечётное число спичек?

Задача 13Двое играют в такую игру. Из кучки, где имеется 25 спичек, каждый берёт себе по очереди

Слайд 51Решение
а) Кто выигрывает при правильной игре – начинающий или его партнёр?

Как он должен играть, чтобы выиграть?

а) Всегда будет выигрывать второй игрок.
Выигрышная стратегия для второго игрока. 1) всегда брать нечётное число спичек (одну или три);  2) оставлять начинающему число спичек, которое будет делиться без остатка на 4.
Нетрудно проверить, что это возможно. При этом после шести ходов второго игрока у него окажется чётное число спичек, а в кучке останется 0 или  1 спичка.

Решениеа) Кто выигрывает при правильной игре – начинающий или его партнёр? Как он должен играть, чтобы выиграть?а)

Слайд 52Решение
б) Как изменится ответ, если считать, что выигрывает забравший нечётное число

спичек?

б) Всегда будет выигрывать первый игрок.
Выигрышная стратегия для первого игрока.
1) первым ходом взять одну спичку;
2) после этого всегда брать нечётное число спичек (одну или три);  3) оставлять начинающему число спичек, которое будет делиться без остатка на 4.
При этом он сделает ровно 7 ходов, и у него окажется нечётное число спичек.

Решениеб) Как изменится ответ, если считать, что выигрывает забравший нечётное число спичек?б) Всегда будет выигрывать первый игрок.

Слайд 53Задача 14

На доске записано число 123456789. У написанного числа выбираются две

соседние цифры, если ни одна из них не равна 0, из каждой цифры вычитается по 1, и выбранные цифры меняются местами (например, из 123456789 можно за одну операцию получить 123436789). Какое наименьшее число может быть получено в результате таких операций?

Задача 14На доске записано число 123456789. У написанного числа выбираются две соседние цифры, если ни одна из

Слайд 54Решение
Заметим, что при выполнении каждой операции не меняется чётность цифры, стоящей

на каждом месте.
В самом деле, вначале у нас было число 123456789, то есть число вида НЧНЧНЧНЧН (Н означает нечётную цифру, а Ч – чётную).
Если мы возьмём пару соседних цифр, скажем НЧ, то при уменьшении этих цифр на 1 получится пара ЧН, а при смене местами снова получится пара НЧ.
Итак, в процессе выполнения операций число все время будет иметь вид НЧНЧНЧНЧН.

Минимальным числом такого вида является число 101010101. 
Осталось показать, что число 101010101 получить можно.

Для этого достаточно в исходном числе 123456789 применить два раза нашу операцию к паре соседних цифр 2 и 3, четыре раза – к паре 4 и 5, шесть раз – операцию к паре 6 и 7 и наконец восемь раз – к паре 8 и 9.

РешениеЗаметим, что при выполнении каждой операции не меняется чётность цифры, стоящей на каждом месте. В самом деле,

Слайд 55Задача 15

На клетчатой бумаге нарисован замкнутый путь (по линиям сетки). Доказать,

что он имеет чётную длину (сторона клетки имеет длину 1).
Задача 15На клетчатой бумаге нарисован замкнутый путь (по линиям сетки). Доказать, что он имеет чётную длину (сторона

Слайд 56Решение

Заметим, что у нас линия замкнутая.

Посчитаем все шаги вверх и

все шаги вниз. Получим по 10 шагов.

Посчитаем все шаги влево и вправо.
Получим по 24 шага.

Значит, для любой произвольной замкнутой фигуры при прохождении пути шагов вверх должно быть столько же, сколько шагов вниз, а шагов вправо – столько же, сколько шагов влево.
Т. е. общее число шагов всегда будет четным.

10
шагов

10
шагов

24
шага

24
шага

РешениеЗаметим, что у нас линия замкнутая. Посчитаем все шаги вверх и все шаги вниз. Получим по 10

Слайд 57Задача 16

В плоскости расположено 11 шестерёнок таким образом, что первая сцеплена

со второй, вторая – с третьей, ..., одиннадцатая – с первой. 
Могут ли они вращаться?
Задача 16В плоскости расположено 11 шестерёнок таким образом, что первая сцеплена со второй, вторая – с третьей,

Слайд 58Решение
Пусть первая шестеренка вращается по часовой стрелке, тогда вторая будет вращаться

против часовой стрелки, третья – по часовой, четвертая – против часовой и т. д.
Заметим, что все нечетные шестеренки вращаются в одном направлении, в нашем случае, по часовой стрелке, а все четные вращаются в обратном направлении.
Поэтому шестерёнки с номерами 1 и 11 должны вращаться в одном направлении.
С другой стороны, шестерёнки с номерами 1 и 11 – соседние, поэтому они должны вращаться в противоположных направлениях.

11

1

2

3

4

5

6

7

8

10

9

РешениеПусть первая шестеренка вращается по часовой стрелке, тогда вторая будет вращаться против часовой стрелки, третья – по

Слайд 59Используемая литература
Образовательный журнал для старшеклассников и учителей «Потенциал», №1, 2008;

Дориченко

С.А., Ященко И.В."57 Московская математическая олимпиада. Сборник подготовительных задач", 1994;

Спивак А.В. "Математический праздник", Москва, МЦНМО, 1995.

http://www.problems.ru
Используемая литература Образовательный журнал для старшеклассников и учителей «Потенциал», №1, 2008;Дориченко С.А., Ященко И.В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть