Презентация, доклад по математике на тему Устный счет для экономии времени в 5 классе

Содержание

СодержаниеВведение……………………………………………………………………………………………………………7 Глава 1.Устный счёт 1.1. Что такое устный счёт?...................................................................8

Слайд 1 Муниципальная научно-практическая конференция

учащихся 5-8 классов Миасского городского округа Устный счёт для экономии времени при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе

Автор:Злобин Данил,
5-а класс
МБОУ «Гимназия № 26»
Научный руководитель:
Кропачева Гульнара Котдусовна,
учитель математики
МБОУ «Гимназия №26»



Миасский городской округ
2019

Муниципальная научно-практическая конференция

Слайд 2Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………7
Глава 1.Устный счёт
1.1. Что такое устный счёт?...................................................................8


1.2. Экономия времени……………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Приемы устного сложения
2.1.К первому слагаемому последовательно прибавляют разряды
другого слагаемого, начиная с высших………………………………………………………....10
2.2 К разрядам одного слагаемого прибавляют соответствующие
разряды другого………………………………………………………………………………………………..10
2.3.Пользуясь сочетательным законом сложения, слагаемые
разбивают на такие группы, которые в сумме дают круглые числа.…………………………………………………………………………………………………………………10
2.4.Чтобы прибавить к какому-нибудь числу сумму чисел, можно прибавить к данному числу каждое слагаемое отдельно…………………………...................11
2.5.Если одно слагаемое близко к круглому числу, то его заменяют разностью между круглым числом и дополнением……………………………………...11
2.6.Когда оба слагаемых близки к круглым числам, то их заменяют разностью(суммой) между круглым числом и дополнением …………………..11

2



СодержаниеВведение……………………………………………………………………………………………………………7 Глава 1.Устный счёт 	1.1. Что такое устный счёт?...................................................................8

Слайд 3Содержание
Глава 3. Вычитание
3.1. Если в уменьшаемом число единиц каждого разряда

больше
единиц соответствующего разряда вычитаемого, то вычитание
выполняется поразрядно……………………………………………………………………………..12
3.2. Из уменьшаемого вычитают последовательно разряды
вычитаемого, начиная с высшего……………………………………………………………….12
3.3. Если вычитаемое близко к круглому числу, то его заменяем
разностью между круглым числом и дополнением………………………………….…12
3.4. Если уменьшаемое и вычитаемое близки к круглому числу, то и
заменяют разностью между круглым числом и дополнением…………………..12
Глава 4 .Умножение чисел
4.1. Умножение числа на 5 (50, 500)………………………………………………………...13
4.2. Умножение чисел от 10 до 20……………………………………………………………..13
4.3. Умножение двузначного числа на 11………………………………………………..13
4.4. Умножение двузначных чисел на 22, 33, ... , 99……………………………...13
4.5. Умножение чисел на 111,1111 и т.д…………………………………………………..14
4.6.Умножение на 101, 1001 и т.д……………………………………………………………..14
4.7. Умножение на число, состоящее только из цифр 9………………………….14
3
Содержание Глава 3. Вычитание3.1. Если в уменьшаемом число единиц каждого разряда больше единиц соответствующего разряда вычитаемого, то

Слайд 4 Содержание
Практическая часть…………………………………………………………………..................15
Заключение…………………………………………………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………………………................17
Приложения……………………………………………………………………………………………………18














4

СодержаниеПрактическая часть…………………………………………………………………..................15Заключение…………………………………………………………………………………………………….16Список использованных источников……………………………………................17Приложения……………………………………………………………………………………………………184

Слайд 5ВВЕДЕНИЕ
Мы заканчиваем 5 класс. Именно в среднем звене закладываются основы

обучения математике . Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. С каждым годом объём информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет около 200 факторов. Один из факторов - умение правильно и быстро считать. Многие из моих одноклассников допускают вычислительные ошибки или не успевают за определенное время выполнить задание потому, что медленно считают. Это сказывается на их результатах. Я решил помочь решить эту проблему.
Как помочь самим себе правильно и быстро считать , чтобы повысить успешность в обучении (ведь имея низкую скорость счета, мы просто не будем успевать выполнять задания)? Счёт в уме является самым древним и простым способом вычисления. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчёты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора.



5


ВВЕДЕНИЕ Мы заканчиваем 5 класс. Именно в среднем звене закладываются основы обучения математике . Хорошо развитые у

Слайд 6Актуальность выбранной темы заключается в том, что нижеперечисленные способы быстрого счёта

рассчитаны на ум обычного человека и не требуют уникальных способностей, но позволяют существенно облегчить процесс вычисления и экономить время при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.

Гипотеза: Можно экономить время при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе , если использовать приемы устного счета.










6

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нижеперечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум обычного человека и

Слайд 7Цель: Изучение приёмов устного счёта, с помощью которых можно экономить время

выполнения некоторых действий с числами в 5 классе.

Задачи:
1. Познакомиться с простыми приёмами устных вычислений, с помощью которых можно экономить время при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.
2. Рассмотреть и показать на примерах применение приёмов устных вычислений, с помощью которых можно экономить время при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.
3.Доказать эффективность применения приёмов устных вычислений, с помощью которых можно экономить время при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.

Методы исследования:
Сбор информации, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости вычисления, обобщение, конструирование памятки, опрос (анкетирование), практическая работа, наблюдения.


7
Цель: Изучение приёмов устного счёта, с помощью которых можно экономить время выполнения некоторых действий с числами в

Слайд 8 Глава 1. Устный счёт 1.1. Что такое устный счёт?
Устный счёт

— математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счёты и т. п.) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага и
т. п.) .














8
Глава 1. Устный счёт  1.1. Что такое устный счёт? Устный счёт — математические вычисления, осуществляемые

Слайд 91.2. Экономия времени.

Как говорил Робин Шарма : "Хорошо

организованное время - это верный признак хорошо организованного ума".

Посчитать в уме можно гораздо быстрее, чем на калькуляторе. В наш век сумасшедших скоростей каждая выигранная секунда — шанс сделать больше и лучше.

Считать в уме с космической скоростью можно научиться с помощью специальных приемов устного счета.













9



1.2. Экономия времени.  Как говорил Робин Шарма :

Слайд 10Глава 2. Приемы устного сложения
2.1. К

первому слагаемому последовательно прибавляют разряды другого слагаемого, начиная с высших.
Пример: 435 + 357
Получим 435 + 300 + 50 + 7 = 735 + 50 + 7 =785 + 7 = 792.
Последовательно считаем устно 735, 785, 792.
2.2. К разрядам одного слагаемого прибавляют соответствующие разряды другого.
Пример: 524 + 263.
Разобьем на слагаемые
524 = 500 + 20 + 4
263 = 200 + 60 + 3
Прибавляем соответствующие разряды.
(500 + 200)+ (20 + 60) + (4 + 3) = 700 + 80 + 7 = 787.
Последовательно считаем устно: 700, 780, 787.
2.3. Пользуясь сочетательным законом сложения, слагаемые разбивают на такие группы, которые в сумме дают круглые числа.
Пример:
42 + 25 + 8 + 5 + 13 + 17.
(42 + 8) + ( 25 + 5) + (13 + 17) = 50 + 30 + 30 = 110.
Последовательно считаем устно: 50, 80, 110.
10



Глава 2. Приемы устного сложения     2.1. К первому слагаемому последовательно прибавляют разряды другого

Слайд 11Глава 2. Приемы устного сложения
2.4. Чтобы прибавить к какому-нибудь числу

сумму чисел, можно прибавить к данному числу каждое слагаемое отдельно
Пример: 863 + ( 346 + 137).
863 + 346 + 137 = 863 + 137 + 346 =1000 + 346 = 1346.
2.5.Если одно слагаемое близко к круглому числу, то его заменяют разностью между круглым числом и дополнением
Пример : 549 + 94
94 = 100 – 6.
549 + 94 = 549 + ( 100 – 6 ) =549 + 100 – 6 = 643
2.6.Когда оба слагаемых близки к круглым числам, то их заменяют разностью(суммой) между круглым числом и дополнением
Пример 1.
298 + 397
298 + 397 = (300 – 2 ) + ( 400 - 3) = 300 + 400 – 2 – 3 = 700 – 5 =
= 695
Пример 2.
504 + 497
(500 + 4) + (500- 3)= 500 + 500 + 4 – 3 = 1001.

11





Глава 2. Приемы устного сложения 2.4. Чтобы прибавить к какому-нибудь числу сумму чисел, можно прибавить к данному

Слайд 12Глава 3. Вычитание

3.1.Если в уменьшаемом число единиц каждого разряда больше единиц

соответствующего разряда вычитаемого, то вычитание выполняется поразрядно
Пример: 678 – 564
678 – 564 = (600 - 500) + (70 – 60 )+ (8 – 4 ) = 100 + 10 + 4 =
3.2. Из уменьшаемого вычитают последовательно разряды вычитаемого, начиная с высшего
Пример: 684 – 458
684 – 458 = 684 – ( 400 + 50 + 8) = 684 – 400 – 50 – 8 = 226
3.3.Если вычитаемое близко к круглому числу, то его заменяем разностью между круглым числом и дополнением.
Пример: 953 – 197.
953 – 197 = 953 – (200 – 3 )=953 – 200 + 3 = 756
3.4. Если уменьшаемое и вычитаемое близки к круглому числу, то их заменяют разностью между круглым числом и дополнением.
Пример : 395 – 98
395 - 98 = ( 400 - 5)- (100 - 2)=400 – 100 – 5 + 2 = 297


12






Глава 3. Вычитание3.1.Если в уменьшаемом число единиц каждого разряда больше единиц соответствующего разряда вычитаемого, то вычитание выполняется

Слайд 13 Глава 4. Умножение чисел
4.1.Умножение числа на 5 (50, 500).
Алгоритм прост.

Нужно разделить данное число на 2, а затем
умножить на 10 (100, 1000).
Например: 42 ∙ 5 = (42:2) ∙ 10 = 210
4.2. Умножение чисел от 10 до 20
К одному из чисел прибавляем количество единиц другого, сумму
умножаем на 10 и прибавляем произведение единиц чисел.
Например: 15 х 17 = (15 + 7) х 10 + 5 х 7 = 220 + 35 = 255
4.3.Умножение двузначного числа на 11
Нужно развести цифры числа, а посередине записать их сумму
Например: 32 ∙ 11 = 3 (3+2) 2 = 352
4.4.. Умножение двузначных чисел на 22, 33, ... , 99
1) Представить число 22 (33, ... , 99) в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, т.е. 22 = 2 х 11 и т.д.
2) Умножить произведение первых двух множителей на 11.
48 х 22 = 48 х (2 х 11) = (48 х 2) х 11 = 96 х 11 = 1056
16 х 66 = 16 х (6 х 11) = (16 х 6) х 11 = 96 х 11 = 1056


13




Глава 4. Умножение чисел 4.1.Умножение числа на 5 (50, 500).Алгоритм прост. Нужно разделить данное число

Слайд 144.5.Умножение чисел на 111,1111 и т.д.
Чтобы двухзначное число умножить на 111,1111

и т.д. надо мысленно цифры этого числа раздвинуть на два, три шага, сложить цифры и записать соответствующее количество раз их сумму между раздвинутыми цифрами.
24×111=2(2+4)(2+4)4=2664
24×1111=2(2+4)(2+4)(2+4)4=26664
4.6.Умножение на 101, 1001 и т.д
Чтобы любое число умножить на 101, надо к этому числу приписать справа это же число.
32 х 101 = 3232; 47 х 101 = 4747;
54 х 101 = 5454; 93 х 101 = 9393.
Чтобы трёхзначное число умножить на 1001, надо к этому числу справа приписать это же число.
869 х 1001 = 869 869.
6478 х 10001 = 64786478;
846932 х 1000001 = 846932846932.
4.7.Умножение на число, состоящее только из цифр 9
Допустим, нужно умножить 154 на 999 (99, 9999 или любое другое число из девяток). Вычисляем так:
154 х 999 = 154 х (1000 -1) = 154000 - 154 = 153999 - 153 = =153846
14



Глава 4. Умножение чисел

4.5.Умножение чисел на 111,1111 и т.д.Чтобы двухзначное число умножить на 111,1111 и т.д. надо мысленно цифры

Слайд 15Практическая часть
1.Чтобы убедиться в актуальности темы, я провел анкету для учащихся

на актуальность использования приёмов устного счёта при выполнении некоторых действий с числами(приложения №1 , № 2 и №3) . Обработав результаты ответов, я убедился, что тема выбрана мною не зря и интересна ребятам.
2.Моим одноклассникам я предложил решить 16 примеров на сложение, вычитание и умножение обычным способом вычисления( приложение №4). В среднем, на это они потратили 14 минут. Затем я показал, как можно решить эти примеры с помощью некоторых приёмов устного счёта. Для закрепления я раздал памятку с описанием этих приемов ( приложение №5).
В среднем они потратили на решение этих же примеров 4 минуты, получив экономию времени в 3,5 раза.
Таким образом, при использовании приёмов устного счёта можно значительно сэкономить время на вычисления. Наша гипотеза подтвердилась.
Большинство ребят это очень заинтересовало.



15








Практическая часть1.Чтобы убедиться в актуальности темы, я провел анкету для учащихся на актуальность использования приёмов устного счёта

Слайд 16

Приложение №1

Анкета на актуальность использования приёмов устного счёта при выполнении некоторых действий с числами.
1.Знаете ли вы какие либо приёмы устного счета?
а)да
б) нет
2.Могут ли приёмы устного счёта облегчить вычислительный процесс?
а)да
б) нет
3.Могут ли приёмы устного счёта сэкономить время выполнения работы?
а)да
б) нет
4.Хотите ли вы овладеть приёмами устного счёта?
а) да
б) нет
5. Хотите ли вы использовать приёмы устного счёта в своей работе ?
а) да
б) нет


18


Слайд 17

Приложение №2 Диаграмма результатов ответов.

Слайд 18

Приложение №3 Результаты анкетирования:

В анкетировании участвовало 20 человек.
Вопрос № 1
13 человек знают некоторые приёмы устных вычислений, а 7 человек нет.
Вопрос № 2
19 человек согласны, что приёмы устных вычислений могут облегчить вычислительный процесс, а один человек нет.
Вопрос № 3
17 человек согласны, что приёмы устных вычислений могут сэкономить время, 3 человека нет.
Вопрос № 4
17 человек хотят овладеть приёмами устного счёта, 3 человека нет.
Вопрос № 5
15 человек хотят использовать приёмы устного счёта в своей работе, 3 человека нет, 2 человека иногда.





20



Слайд 19

Приложение №4 Практическая работа

1).Выполнить сложение чисел:
а)435 + 357
б) 42 + 25 + 8 + 5 + 13 + 17
в) 863 + (346 + 137)
г) 549 + 94
д) 298 + 397
2).Выполнить вычитание чисел:
а) 678 – 564
б) 953 – 197
в) 395 – 98
3)Выполнить умножение чисел:
а) 42 ∙ 5 д) 24 ∙ 111
б) 15∙ 17 е) 24 ∙ 1111
в) 32 ∙ 11 ж) 32 ∙ 101
г) 48∙ 22 з) 154 ∙ 999
1. вариант выполнения действий - столбиком (засекается время).
2. вариант выполнения действий – устно, после знакомства с приемами устного счета (засекается время).
Сравниваю результаты потраченного времени.
21


Слайд 20Заключение
На основе рассмотрения теоретического и практического можно сделать выводы:

1.Мы

познакомились с простыми приёмами устных вычислений.

2. Рассмотрели и показали на примерах применение способов устного сложения, вычитания, умножения чисел, доказали их эффективность.

3. Наша гипотеза подтвердилась. Существуют устные способы счета, которые помогают считать быстро, экономя время, при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.










16




Заключение  На основе рассмотрения теоретического и практического можно сделать выводы:1.Мы познакомились с простыми приёмами устных вычислений.2.

Слайд 21 Список использованных источников
1.http://nashol.com/2013071472446/bistrii-schet-tridcat-prostih-primerov-ustnogo-scheta-perelman-ya-i-1941.html
2. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=224
3.Википедия
4. http://sch69.narod.ru/mod/1/6506/hystory.html

Список использованной литературы
1. Ванцян А.Г.

Математика: Учебник для 5 класса. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 1999г.
2. Зайкин М.Н. Математический тренинг. - Москва, 1996.
3. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Начальная школа. – 1990, №6.
4. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. – 1999, №7.
5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Книга учащихся,- М. Просвещение, 1986г.
6. Минских Е.М. «От игры к знаниям», М., «Просвещение», 1982г.
7. Перельман Я.И. Живая математика. - Екатеринбург, Тезис, 1994.
8. Свечников А.А. Числа, фигуры, задачи. М., Просвещение, 1977г.

17











17

Список использованных источников 1.http://nashol.com/2013071472446/bistrii-schet-tridcat-prostih-primerov-ustnogo-scheta-perelman-ya-i-1941.html2. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=2243.Википедия4. http://sch69.narod.ru/mod/1/6506/hystory.html Список использованной литературы1. Ванцян А.Г. Математика: Учебник для 5 класса.

Слайд 22

Приложение №5 Памятка Устные способы счета при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.

Слайд 23

Приложение №5 Памятка Устные способы счета при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.

Слайд 24

Приложение №5 Памятка Устные способы счета при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.

Слайд 25

Приложение №5 Памятка Устные способы счета при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.

Слайд 26

Приложение №5 Памятка Устные способы счета при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.

Слайд 27

Приложение №5 Памятка Устные способы счета при выполнении некоторых действий с числами в 5 классе.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть