Презентация, доклад по математике на тему Старинные способы умножения

«Счёт и вычисления – основа порядка в голове». Песталоцци

Слайд 1Старинные способы умножения


Выполнила: Иванова Алеанна,
ученица 6 класса

Старинные способы умноженияВыполнила: Иванова Алеанна,ученица 6 класса

Слайд 2«Счёт и вычисления – основа порядка в голове».
Песталоцци

«Счёт и вычисления – основа порядка в голове».  Песталоцци

Слайд 3введение
В современной жизни каждому человеку часто приходится выполнять огромное количество расчётов

и вычислений. Основополагающим элементом вычислительной культуры являются сознательные и прочные вычислительные навыки. Проблема формирования вычислительной культуры актуальна для всего школьного курса математики, начиная с начальных классов, и требует не простого овладения вычислительными навыками, а использования их в различных ситуациях.
Владение вычислительными умениями и навыками имеет большое значение для усвоения изучаемого материала, позволяет воспитывать ценные трудовые качества: ответственное отношение к своей работе, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки, аккуратное исполнение задания, творческое отношение к труду.
введениеВ современной жизни каждому человеку часто приходится выполнять огромное количество расчётов и вычислений. Основополагающим элементом вычислительной культуры

Слайд 4 Цель: Познакомиться со старинными приемами умножения, расширить знания по

различным приемам умножения, научиться выполнять действия с натуральными числами, используя старинные способы умножения .
Задачи:
Найти как можно больше необычных способов вычислений.
Научиться их применять.
Выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те которые предлагаются в школе, и использовать их при счете.
Объект исследования: Старинные способы умножения.
Предмет исследования: Процесс вычисления с использованием старинных способов умножения.
Методы исследования: изучение литературы, поиск необходимой информации в сети Интернет.



Цель: Познакомиться со старинными приемами умножения, расширить знания по различным приемам умножения, научиться выполнять действия

Слайд 5 Умножение чисел сейчас изучают в начальной школе. А вот

в Средние века совсем немногие владели искусством умножения. Редкий аристократ мог похвастаться знанием таблицы умножения, даже если он окончил европейский университет.
Умножение чисел сейчас изучают в начальной школе. А вот в Средние века совсем немногие владели

Слайд 6Умножение на 9
Умножение для числа 9 — 9·1, 9·2 … 9·10 —

легче выветривается из памяти и труднее пересчитывается вручную методом сложения, однако именно для числа 9 умножение легко воспроизводится «на пальцах». Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).

Допустим, хотим умножить 9 на 6. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 6. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа — количество единиц. Слева у нас 5 пальцев не загнуто, справа — 4 пальца. Таким образом, 9·6=54. Ниже на рисунке детально показан весь принцип «вычисления».

Умножение на 9   Умножение для числа 9 — 9·1, 9·2 … 9·10 — легче выветривается из памяти и труднее

Слайд 7Умножение на пальцах
Древнерусский способ умножения на пальцах является одним

из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. При этом достаточно было владеть начальными навыками пальцевого счета “единицами”, “парами”, “тройками”, “четверками”, “пятерками” и “десятками”. Пальцы рук здесь служили вспомогательным вычислительным устройством.

Умножение на пальцах  Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно

Слайд 8Индийский способ умножения
Самый ценный вклад в сокровищницу математических знаний был совершен

в Индии. Индусы предложили употребляемый нами способ записи чисел при помощи десяти знаков: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Основа этого способа заключается в идее, что одна и та же цифра обозначает единицы, десятки, сотни или тысячи, в зависимости от того, какое место эта цифра занимает. Занимаемое место, в случае отсутствия каких – нибудь разрядов, определяется нулями, приписываемыми к цифрам.
Индусы отлично считали. Они придумали очень простой способ умножения. Они умножение выполняли, начиная со старшего разряда, и записывали неполные произведения как раз над множимым, поразрядно. При этом сразу был виден старший разряд полного произведения и, кроме того, исключался пропуск какой-либо цифры. Знак умножения еще не был известен, поэтому между множителями они оставляли небольшое расстояние. Например, умножим их способом 537 на 6:
537 6
(5 ∙ 6 =30) 30
537 6
(300 + 3 ∙ 6 = 318) 318
537 6
(3180 +7 ∙ 6 = 3222) 3222

Индийский способ умножения	Самый ценный вклад в сокровищницу математических знаний был совершен в Индии. Индусы предложили употребляемый нами

Слайд 9Итальянский способ «Ревность или решетчатое умножение»
За тысячелетия развития математики было придумано

множество способов умножения чисел. Итальянский математик Лука Пачоли в своем трактате «Сумма знаний по арифметике, отношениям и пропорциональности» (1494 г.) приводит восемь различных методов умножения. Один из них носит название «ревность, или решетчатое умножение».

Итальянский способ  «Ревность или решетчатое умножение»	За тысячелетия развития математики было придумано множество способов умножения чисел. Итальянский

Слайд 10Умножим этим способом числа 1998 на 987. Для этого запишем вверху

таблицы число 987, а слева 1998, как показано на рисунке. В каждую строчку запишем произведение цифр, стоящих над этой клеткой и справа от нее, при этом цифру десятков произведения напишем над косой чертой, а цифру единиц – под ней. Теперь складываем числа в каждой косой полосе, выполняя эту операцию, справа налево. Если сумма окажется меньше 10, то ее пишем под нижней цифрой полосы. Если же она окажется больше, чем 10, то пишем только цифру единиц суммы, а цифру десятков прибавляем к следующей сумме. Результаты записываются справа и снизу от таблицы – получается 1 972 026.

Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты, причём размеры сторон прямоугольника соответствуют числу десятичных знаков у множимого и множителя. Затем квадратные клетки, делятся по диагонали, и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи, — пишет Пачоли. – Такие ставни вешались на окна венецианских домов, мешая уличным прохожим видеть, сидящих у окон дам и монахинь».

Умножим этим способом числа 1998 на 987. Для этого запишем вверху таблицы число 987, а слева 1998,

Слайд 11Русский крестьянский способ умножения

В России среди крестьян некоторых губерний был распространен

способ, который не требовал знания всей таблицы умножения. Он получил название «русский крестьянский способ умножения». Здесь необходимо было лишь умение умножать и делить числа на 2.
Русский крестьянский способ умножения		В России среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знания всей

Слайд 13Японский способ

Японский способ

Слайд 14Китайский способ

Китайский способ

Слайд 15Заключение
В ходе работы рассмотрены нестандартные способы умножения и выявлено, что современный

используемый алгоритм умножения натуральных чисел - не единственный.
Научившись считать всеми представленными способами, я пришла к выводу, что учить таблицу умножения можно с интересом и большим удовольствием, а также разные способы развивают такие мыслительные функции как логику, выбор рационального пути решения, память и другое.
Из всех найденных мною необычных способов счета более интересными показались способы умножения на 9 и умножение на пальцах. Использовать пальцы рук как инструмент при умножении чисел интересно и увлекательно. Эти методы подходят для умножения чисел от 6 до 10, так как чаще всего забываются таблицы на 6,7,8,9.
Без заучивания таблицы умножения не обойтись. Ведь некоторым людям будет сложнее понять ход вычислений, чем вспомнить необходимое число.  А всем, кому интересен тот или иной способ, надо только тренироваться – и тогда секреты умножения быстро запомнятся.
 

ЗаключениеВ ходе работы рассмотрены нестандартные способы умножения и выявлено, что современный используемый алгоритм умножения натуральных чисел -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть