Презентация, доклад по математике на тему Применение проблемного обучения

Содержание

Проблемное обучение как средство развития мыслительных способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельностиВажнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его

Слайд 1МБОУ Валковская средняя школа
Тюльнева Наталья Александровна

Учитель математики
Стаж работы: 25 лет
Образование: высшее
АГПИ

им. А. Гайдара

«Мышление начинается с проблемной ситуации»
С. Л. Рубинштейн

с. Валки, 2015 год

МБОУ Валковская средняя школаТюльнева Наталья АлександровнаУчитель математикиСтаж работы: 25 летОбразование: высшееАГПИ им. А. Гайдара«Мышление начинается с проблемной

Слайд 2Проблемное обучение как
средство развития мыслительных
способностей учащихся на уроках
математики

и во внеурочной деятельности


Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим. Таким обучением можно считать обучение, при котором учитель побуждает учащихся к активной мыслительной работе.
Использование технологии проблемного обучения в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, обеспечивает для каждого учащегося адекватную нагрузку, создаёт атмосферу доброжелательности на уроке. Складывается ситуация успеха практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет
добиться положительной динамики качества обучения,
развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания
активной личности при сохранении здоровья учащихся.


Проблемное обучение как средство развития мыслительных способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельностиВажнейший показатель всесторонне

Слайд 3Условия формирования опыта
Научно - исследовательские:
Обнаружение проблемы
Изучение теории по теме
Ознакомление с опытом

отечественных и зарубежных учёных
(Джон Дьюи, М.И. Махмутова, Е.Л. Мельниковой, и др.)

Методические:
Работа над темой самообразования «Повышение мыслительных способностей обучающихся путём применения технологии проблемного обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Организационные - педагогические:
Руководство ШМО учителей естественно – математического цикла МБОУ Валковской средней школы
Публикации в СМИ и Интернете

Условия формирования опытаНаучно - исследовательские:Обнаружение проблемыИзучение теории по темеОзнакомление с опытом отечественных и зарубежных учёных

Слайд 4Актуальность реализации технологии проблемного обучения
Главная задача каждого учителя сегодня -

не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой
деятельности.

Актуальность реализации технологии проблемного обучения Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное

Слайд 5Актуальность личного вклада в развитие образования

Недостаточная представленность методов научного познания

в содержании и методике преподавания математики

Требования ФГОС к метапредметным результатам изучения математики в основной и средней школе

Снижение учебной мотивации учащихся основного звена (связано с возрастными особенностями)

Ориентирование не только на познавательный, но и на деятельностный компонент






Актуальность личного вклада в развитие образования Недостаточная представленность методов научного познания в содержании и методике преподавания математикиТребования

Слайд 6Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Проблемное обучение основывается на

теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), который предлагал всё обучение построить как самостоятельное решение проблем через игровую и трудовую деятельность


И.Я.Лернер, стоявший у истоков популяризации проблемного обучения в России, понимал его как решение учащимся новых познавательных и практических проблем в системе, соответствующей воспитательным целям школы

В теории М.И. Махмутова проблемное обучение представляет собой «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки».


Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и

Слайд 7


Цели и задачи педагогической деятельности

Цель:
развитие у учащихся практических навыков использования

знаний и повышение уровня освоения учебного материала; знания,
умения и навыки, полученные в ходе решения проблемных ситуаций, более эффективно фиксируются в памяти учащегося.

Задачи:
- использование на уроках технологии проблемного обучения, что позволяет научить детей мыслить логически, научно, творчески; формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного мировоззрения;

- введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая содействовала бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений, воздействовала бы на эмоциональное состояние школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от умственной деятельности;

- использование методов, способов и приемов, направленных на обеспечение формирования элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие положительного отношения к учению.
Цели и задачи педагогической деятельностиЦель: развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного

Слайд 8Ведущая педагогическая идея

Успешный и компетентностный ученик
Всесторонне развитая личность

Высокий познавательный интерес
Мыслительная активность


Включение

учащихся в решение исследовательских задач через
проблемное обучение



Ученик должен не только  усвоить
результаты системы знаний, но и сам путь получения этих результатов,
через формирование
мыслительных качеств ученика и развития его творческих
способностей

Ведущая педагогическая идеяУспешный и компетентностный ученикВсесторонне развитая личностьВысокий познавательный интересМыслительная активностьВключение учащихся в решение исследовательских задач через

Слайд 9Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Формирование общеучебных универсальных действий, регулятивных

действий.
Создание условий для приобретения опыта математического моделирования, овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, применения в повседневной жизни.
Формирование навыков у учащихся исследовательской деятельности и умения применять их в других предметных областях и во внеурочное время.




Место проблемного обучения в деятельностном аспекте


Методы проблемного обучения:
исследовательский, эвристический
и метод проблемного изложения

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образованияФормирование общеучебных универсальных действий, регулятивных действий.Создание условий для приобретения опыта математического

Слайд 10
Особенности методики проблемного урока
Педагогическая
(организация учебного процесса)
Психологическая
( деятельность учеников)


Внеурочная деятельность
Проведённые мероприятия:
- научное

общество учащихся;
- олимпиады школьников.
Участие в различных конкурсах:
- школьного уровня;
- всероссийского уровня.
Особенности методики проблемного урокаПедагогическая(организация учебного процесса)Психологическая( деятельность учеников)Внеурочная деятельностьПроведённые мероприятия:- научное общество учащихся; - олимпиады школьников.Участие в

Слайд 11Задачи с излишними данными
Задачи с недостающими данными
Задачи с несформулированным вопросом
Задачи с

несколькими решениями
Задачи с меняющимся содержанием
Задачи на соображение, логическое мышление
Задачи с измененными данными
Задачи на доказательство

Виды проблемных задач



Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ



ОГЭ: Модуль «Реальная математика»

ЕГЭ: Теория вероятностей


Процесс решения этих задач ведет к развитию мыслительных способностей, формированию научного мировоззрения, эстетических взглядов, нравственных привычек; вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал и влияет на ученика, как на творческую личность.

Задачи с излишними даннымиЗадачи с недостающими даннымиЗадачи с несформулированным вопросомЗадачи с несколькими решениямиЗадачи с меняющимся содержаниемЗадачи на

Слайд 12Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
диапазон
новизна


Вовлечение учащихся

в проблемное обучение, формирование у них сопутствующих умений и навыков (начиная с постановки проблемы и заканчивая презентацией полученного продукта) охватывает как весь предмет математики на всех ступенях, так и внеурочную деятельность.

Применение технологии проблемного обучения позволяет сформировать высокие мыслительные способности, познавательную активность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета, соответствует требованиям ФГОС

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны диапазонновизнаВовлечение учащихся в проблемное обучение, формирование у

Слайд 13Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты



Сформирована система ценностных

отношений учащихся к себе, коллективу.

Освоен опыт, полученный в результате осуществляемой деятельности.

Получена возможность применения практического опыта в других областях урочной и внеурочной деятельности.

+ Положительная мотивация на уроках.
+ Повышение производительности
урока, качества знаний по предмету.
+ Положительная динамика творческой
активности учащихся.
+ Высокая самостоятельность учащихся.
+ Развитие мыслительных способностей.
- Требуются большие затраты времени
для усвоения программного материала.

Результативность педагогической деятельности  и достигнутые эффекты Личностные результатыПредметные результатыМетапредметные результатыСформирована система ценностных отношений учащихся к себе,

Слайд 14Транслируемость практических достижений профессиональной педагогической деятельности
Выступления на педагогических советах

школы
Выступления на ШМО
Публикации на сайте школы
Вывод:
Постоянная постановка перед обучающимися проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить через свои мыслительные способности , тем самым мы имеем дело с творческой деятельностью личности всегда способной к поиску, что соответствует требованиям ФГОС.


Транслируемость практических достижений профессиональной педагогической деятельности Выступления на педагогических советах школы Выступления на ШМО Публикации на сайте

Слайд 15



Литература

1. Альванус Р. С., Гусев В. А. « Создание и внедрение

проблемных ситуаций, проблемных заданий, проблемных задач как средство развития мыслительной деятельности учащихся при изучении геометрического материала в основной школе».
2. Альванус Р. С., Коновалова Ю. А. «О создании проблемных ситуаций на уроках математики».
3. Дорофеев Г. В. «Гуманитарно-ориентированный курс – основа учебного предмета «Математика » в общеобразовательной школе».
4. Андреева Л. Л. «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики».
5. Лернер И. Я. «Проблемное обучение».
6. Матюшкин А. М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении».
7. Виленкин Н. Я. И др. Математика 5, 6 классы. Учебники для общеобразовательных учреждений.
Интернет – ресурсы:
http:// standart.edu.ru/
http://ielf.ucoz.ru/publ/seminar/
http://www.eidos.ru//goirnal/2002/0423.htm
Литература1. Альванус Р. С., Гусев В. А. « Создание и внедрение проблемных ситуаций, проблемных заданий, проблемных задач

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть