Слайд 1Понятие дроби. Обыкновенная дробь
Слайд 2Давным -давно…
Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и
можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь.
Так получаются ДРОБИ.
Помните, как было в детском мультфильме:
«Мы делили апельсин,
Много нас, а он один…
Интересно, а в древности знали про дроби?
Слайд 3 В древности к целым и дробным числам относились по-разному:
предпочтения были на стороне целых чисел.
«Если ты захочешь делить
единицу, математики
высмеют тебя
и не позволят это делать», -
писал основатель
афинской Академии Платон.
Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон
Александрийский.
Слайд 4 Даже Пифагор, который трепетно
относился к натуральным
числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.
Слайд 5Хочу всё знать и уметь
– А как половину записать
цифрами?
Возьмём полоску бумаги. Разделим её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведём черту.
– На сколько равных частей разделили полоску? ( На 2 части )
Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной,
а число, записанное под чертой – знаменателем.
Закрасим одну часть красным цветом .
– Сколько частей закрасили красным цветом? (1 часть)
Запишем число 1 над дробной чертой вот так:
Число, записанное над чертой, называют числителем.
ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски
( на практике обозначает половину некоторой величины)
Слайд 6Обыкновенные дроби
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель,
знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
Назовите числитель и знаменатель
каждой дроби
Слайд 7Изображение дробей
в Древнем Египте
Слайд 8В Древнем Китае вместо черты использовали точку
Слайд 9Дроби в Древней Руси
½ - «половина», «пол»
⅓ - «треть»
¼ - «четверть»
⅙
- «полтрети»
⅛ - «полчети»
⅟12 – «пол-полтрети»
В древней Руси дроби
называли долями или ломаными числами.
Слайд 10
Индия
Современную систему записи дробей с
числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу и не писали дробной черты.
Слайд 11Арабская письменность
А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.
Слайд 12 Первым дробную черту
ввёл итальянский
математик
Леонардо Пизанский
(Фибоначчи)
в 1202 году
Слайд 13Классная работа
30.01.
Обыкновенные дроби
Слайд 14
ЗАПОМНИТЕ !
…называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче
– дробями
Числитель (сколько взяли)
дробная черта
знаменатель (на сколько разделили)
Знаменатель не равен нулю!
Слайд 15 При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное
числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: - одна пятая;
- две шестых;
- восемьдесят три
сто пятьдесят вторых
Слайд 16 Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель –
сколько таких долей взято.
Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?
Слайд 17 Решите задачу:
Шустрый мышонок Джерри успел взять кусок сыра
и вернулся ещё за сыром, но не тут-то было…
Какую часть сыра взял мышонок, и какая часть сыра досталась Тому?
Какую часть сыра составляет каждый кусок ?
Сверим ответы: 1) ; 2) ; 3) ; ; .
Слайд 18Решите задачу:
1. Сколько в сутках часов?
2. Какая часть
суток пройдёт, если будильник будет показывать:
а) 1 час, б) 3 часа, в) 5 часов, г)11часов ?
1. 24 часа
а) 1 ч –
суток;
суток;
суток;
в) 5 ч –
г) 11 ч –
суток;
б) 3 ч –
Слайд 19
С. 173-174,
№674 (устно), №675, №676, №680, №678 (письменно)
Работа по учебнику:
Слайд 20Рефлексия
Выберите утверждение:
Все понял, могу помочь
другим
Запомню надолго
Все понял
Могу, но нужна помощь
Ничего не понял
Слайд 21 Домашнее задание № 1
Вкусное задание:
1) Купите мандарин или апельсин.
Разделите его на дольки, посчитайте, сколько
всего долек? Угостите своих родных и не забудьте записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась вам.
2) Купите большую шоколадку.
Разделите её на дольки, посчитайте,
сколько всего долек?
Угостите своих родных и не забудьте записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась вам.
Слайд 22 Домашнее задание № 2
§25, устно вопросы № 1-4,
№ 677,
№ 679,
№ 681
(письменно).