Презентация, доклад по математике на тему Методика обучения арифметическим действиям

Содержание

План: План:1. Общие вопросы обучения арифметическим действиям.2. Сложение и вычитание в пределах двадцати.3. Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20.5. Арифметические действия в пределах 1000.6. Арифметические действия над многозначными числами.

Слайд 1ТЕМА 8: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ГБОУ «Эгитуйская

специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

Учитель: Жалсанова С.М.

ТЕМА 8: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII

Слайд 2План:
План:
1. Общие вопросы обучения арифметическим действиям.
2. Сложение и вычитание в пределах

двадцати.
3. Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20.
5. Арифметические действия в пределах 1000.
6. Арифметические действия над многозначными числами.

План: План:1. Общие вопросы обучения арифметическим действиям.2. Сложение и вычитание в пределах двадцати.3. Сложение, вычитание, умножение и

Слайд 3Вопросы для самоконтроля
1.Трудности обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков, пути

их преодоления.
2. Практическая работа при обучении арифметическим действиям.
Литература - (1), (2), (3), (4), (5), (6),(7), (8), (9), (10)
Ключевые понятия.
– Последовательность изучения действий - устные вычисления, вычисления без перехода через разряд, вычисления с переходом через разряд.
– Нахождение неизвестных компонентов действий – слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, множителя, делимого, делителя, суммы, разности, произведения, частного.

Вопросы для самоконтроля1.Трудности обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков, пути их преодоления.2. Практическая работа при обучении

Слайд 4Обучение сложению и вычитанию в пределах 10.
Обучение сложению и вычитанию в

пределах 10.
С арифметическими действиями учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа 2. Изучение каждого из чисел первого десятка (кроме 1), завершается изучением действий сложения и вычитания в пределах этого числа. Действие сложение и вычитание изучаются параллельно.
Учащиеся знакомятся со знаками сложения - плюсом (+), вычитания- минусом (-) и знаком равенства - равно (=).
При изучении данной темы учащиеся должны овладеть приемами вычисления, получить прочные вычислительные навыки, заучить результаты сложения и вычитания в пределах 10, а также состав чисел первого 10, узнавать и показывать компоненты и результаты двух арифметических действий и понимать их названия в речи учителя.
По мере овладения учащимися натуральной последовательностью чисел и свойством этого ряда нужно знакомить и с приемами сложения и вычитания, опирающимся на это свойство натурального ряда чисел. Дети учатся этим приемам прибавлять и вычитать единицу из числа, т.е. присчитывать и отсчитывать по 1.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10. Обучение сложению и вычитанию в пределах 10.С арифметическими действиями учащиеся

Слайд 5Обучение сложению и вычитанию в пределах 10.
При выполнении действий сложения и

вычитания в пределах данного числа вводятся решение примеров с отсутствующим компонентом. Его обозначают точками, рамками, знаками вопросов и т.д., например:
[] + I – 3, 4 +... = б, ? – 2 = 4. б - ? = 2.
Запишем 1-1=0 (отсутствие предметов обозначают цифры О) Решаются еще примеры, когда разность равна нулю.
Нуль сравнивается с единицей. Устанавливается, что ноль меньше единицы, единица больше нуля, поэтому ноль должен стоять перед единицей. Однако учитель должен помнить, что ноль не относится к натуральным числам. Поэтому ряд натуральных чисел должен начинаться с единицы.
Вводить число ноль в качестве вычитаемого, а потом и слагаемого следует на большом числе упражнений. Смысл действий с нулем будет лучше понять учащимся, если ноль в качестве вычитаемого и ноль в качестве слагаемого будет вводиться не одновременно. Затем проводятся упражнения на дифференциацию примеров, в которых ноль будет слагаемым и вычитаемым.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10. При выполнении действий сложения и вычитания в пределах данного числа

Слайд 6Обучение сложению и вычитанию в пределах 10.
Полезно показать учащимся и зависимость

изменения суммы от применения слагаемых, а также изменения остатка от изменения уменьшаемого.
Учитель первого класса должен обращать внимание учащихся на то, что сумма всегда больше каждого из слагаемых, а остаток всегда меньше уменьшаемых.
Уменьшаемое больше или равно вычитаемому, в противном случае вычитание произвести нельзя.
Уже с первого класса ученики должны быть приучены к проверке правильности решения примеров.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10. Полезно показать учащимся и зависимость изменения суммы от применения слагаемых,

Слайд 72. Сложение и вычитание с переходом через разряд.
2. Сложение и вычитание

с переходом через разряд.
Сложение и вычитание с переходом через разряд - это наиболее трудный материал. Поэтому учащиеся выполняют действия в столбик. Сложение и вычитание в столбик производятся над каждым разрядом в отдельности и сводятся к сложению и вычитанию в пределах 20.
При решении примеров на сложение и вычитании с переходом на разряд соблюдается следующая последовательность:
1. Сложение и вычитание с переходом через разряд в одном разряде (единиц или десятков)
2. Сложение и вычитание с переходом через разряд в двух разрядах (единиц или десятков)
3. Особые случаи сложения и вычитания, когда в сумме или разности получается один или два нуля, когда в уменьшаемом содержится один или два нуля, когда в уменьшаемом содержится единица.
4. Вычитание трехзначных, двухзначных и однозначных чисел из 1000.

2. Сложение и вычитание с переходом через разряд. 2. Сложение и вычитание с переходом через разряд.Сложение и

Слайд 8Обучение сложению и вычитанию в пределах 10.
Когда учащиеся научились прибавлять и

вычитать по одному, надо учить их прибавлять по два.
Когда учащиеся овладели приемами присчитывания, учитель знакомит их с приемами отсчитывания.
Если приемами присчитывания ученики первого класса овладевают довольно быстро, то приемами отсчитывания - намного медленнее.
Трудность состоит в том, что прием отсчитывания основан на хорошем знании обратного счета, а обратный счет для многих учащихся первого класса труден. Кроме того, ученики плохо запоминают - сколько нужно отнять, сколько уже отняли, сколько ещё надо отнять.
При изучении каждого числа первого десятка учащиеся получают представление и о составе этих чисел.
В начале необходимо давать такие упражнения, в которых одно из слагаемых воспринимаются детьми наглядно, а второе они отыскивают по представлению.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10. Когда учащиеся научились прибавлять и вычитать по одному, надо учить

Слайд 9Сложение и вычитание в пределах 20.
Во втором классе учащиеся должны знать

название компонентов действий сложения и вычитания.
1. Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава чисел.
2. Сложение и вычитание без перехода через десяток:
а) к двухзначному числу прибавляется однозначное число. Из двухзначного числа вычитается однозначное число;
б) получение суммы 20 и вычитание однозначного числа из 20;
в) вычитание из двухзначного числа двухзначного: 15-12, 20-15.
 Решение примеров такого вида можно объяснить разными приемами:
1. Разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы и вычитать десятки из десятков, единицы из единиц.
2. Разложить вычитаемое на десяток и единицы. Вычитать из уменьшаемого десятки, а из полученного числа - единицы.

Сложение и вычитание в пределах 20. Во втором классе учащиеся должны знать название компонентов действий сложения и

Слайд 10Сложение и вычитание в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Овладение

вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знание нумерации и состава чисел в пределах 20.
При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, большое значение имеет наглядность и практическая деятельность с пособиями самих учащихся. Поэтому все виды наглядных пособий, используемых при изучении нумерации, найдут применение и при изучении арифметических действий.
Действия сложения и вычитания целесообразнее изучать параллельно после знакомства с определенным случаем сложения изучать соответствующий случай вычитания сопоставления со сложением.

Сложение и вычитание в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 20.Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания

Слайд 113. Сложение и вычитание с переходом через разряд
3. Сложение и

вычитание с переходом через ряд представляет наибольшие трудности для учащихся, с психофизическими нарушениями. вычитание с переходом через десяток тоже требует ряд операций;
- уменьшаемое разложить на десяток и единицы
- вычитаемое разложить на два числа, одно из которых равно числу уменьшаемого единицы
- вычесть единицы
- вычесть из десятка оставшееся число единиц
Подготовительная работа должна заключаться в повторении:
а) таблица сложения и вычитания в пределах 10,
б) состава чисел первого десятка (всех возможных вариантов
 из двух чисел)
в) дополнение чисел до 10
г) разложение двухзначного числа на десятки и единицы
д) вычитание из десяти однозначных чисел
е) рассмотрение случаев вида 17-7, 15-5.

3. Сложение и вычитание с переходом через разряд 3. Сложение и вычитание с переходом через ряд представляет

Слайд 12Сложение и вычитание в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100.
При

обучении сложению и вычитанию в пределах 100 соблюдаются все требования, которые предъявляются к обучению выполнению действий в пределах 20. Многие трудности, которые испытывают дети при выполнении действий сложения и вычитания в пределах 20, не снимаются и при выполнении этих же действий в пределах 100. Как показывают опыт и специальные исследования, по-прежнему большие затруднения учащиеся испытывают при выполнении действия вычитания. Наибольшее количество ошибок возникает при решении примеров на сложение и вычитание: из единиц вычитаемого единицы уменьшаемого.

Сложение и вычитание в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100.При обучении сложению и вычитанию в

Слайд 13Сложение и вычитание в пределах 100.
Последовательность изучения действий сложения и вычитания

обусловлено нарастанием ступени трудности при рассмотрении различных случаев. Различают:
1. Сложение и вычитание круглых десятков (30 + 20, 50-20, решение основано на знании нумерации круглых десятков)
2. Сложение и вычитание без перехода через разряд.
3. Сложение двухзначного числа с однозначным числом, когда в сумме получается круглые десятки. Вычитание из круглых десятков однозначного и двухзначного числа.
4. Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Все действия с примерами 1,2, групп выполняются приемами устных вычислений, то есть вычисления надо начинать с единиц высших разрядов. Запись примеров производится в нумерации, десятичного состава чисел, таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Действия сложения и вычитания изучаются параллельно.

Сложение и вычитание в пределах 100. Последовательность изучения действий сложения и вычитания обусловлено нарастанием ступени трудности при

Слайд 14Методика изучения арифметических действий в пределах 1000
Все действия в пределах 1000

без перехода через разряд учащиеся выполняют приемами устных вычислений с записью в строчку, а с переходом через разряд - приемами письменных вычислений с записью в столбик. Важно постепенно нарастание трудности при решении арифметических примеров, каждый последующий уровень в решении примеров должен опираться на знание предыдущих случаев. Непреодолимые трудности для ребенка могут возникнуть при несоблюдении степени трудности решения примеров. Поэтому очень важно соблюдать последовательность в выборе примеров, учитывая их нарастающую степень трудности, и тщательно отрабатывать каждый случай.

Методика изучения арифметических действий в пределах 1000 Все действия в пределах 1000 без перехода через разряд учащиеся

Слайд 15Сложение и вычитание в пределах 1000.
Сложение и вычитание в пределах 1000.
В

изучении действий сложения и вычитания в пределах 1000 можно выделить следующие этапы:
1. Сложение и вычитание без перехода через разряд.
- сложение и вычитание круглых сотен. Действие производится на основе знаний нумерации, и сводятся по существу к действиям в пределах 10;
- сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых сотен и десятков;
- сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых сотен десяток;
- сложение трехзначных чисел с однозначным числом, двухзначным и трехзначным без перехода через разряд и соответствующие случаи вычитания;
- особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся случаи, которые вызывают наибольшие трудности и в которых чаще всего допускают ошибки. Учащихся больше всего затрудняют действия с нулем, (ноль находится в середине или в конце)

Сложение и вычитание в пределах 1000. Сложение и вычитание в пределах 1000.В изучении действий сложения и вычитания

Слайд 16Сложение и вычитание многозначных чисел
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Сложение и

вычитание многозначных чисел, кроме случаев, указанных выше, выполняются приемами письменных вычислений. Основой алгоритмов сложения и вычитания чисел любого класса является поразрядное сложение и вычитание.

Сложение и вычитание многозначных чиселСложение и вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел, кроме случаев, указанных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть