Слайд 1Ма́уриц Корне́лис Э́шер
1898-1972
Искусство
или
Математика
?
?
Слайд 2Оглавление
Биография
Картина «Натюрморт с улицей»
Картина «День и ночь»
Картина «Рептилии»
Мозаика
Изразцы
Секрет Эшера
Слайд 3Биография
Ма́уриц Корне́лис Э́шер (нидерл. Maurits Cornelis Escher) - нидерландский художник-график. Известен,
прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.
Мауриц Эшер родился 17 июня 1898 года в городе Леуварден, в семье инженера. Его родителями были Джордж Арнольд Эшер и Сара Адриана Глейхман-Эшер, Мауриц был их младшим сыном (у него было четыре старших брата, Беренд и Эдмонд от первого брака отца, Арнолд и Ян от второго. Семья жила во дворце «Princessehof», в XVIII веке принадлежавшем Марии Луизе Гессен-Кассельской.
В 1903 году семья переехала в Арнем, где с 1907 года мальчик некоторое время учился столярному делу и музыке, в возрасте семи лет он год провёл в детской больнице в приморском городе Зандвоорт для улучшения слабого здоровья.
Слайд 4Биография
С 1912 по 1918 год Мауриц учился в средней школе. Хотя
с раннего возраста он проявлял способности к рисованию, его успехи в школе были весьма посредственными (в числе прочего, он провалил экзамен и по рисованию). В 1916 году Эшер выполняет свою первую линогравюру, портрет своего отца Дж. А. Эшера.
В 1962 году художник переносит срочную операцию и долгое время пребывает в госпитале. В 1964 году Эшер снова отправляется в Канаду, чтобы повидать сына и прочитать несколько лекций, но почти сразу попадает в Торонто на операцию, и затем возвращается в Европу. После этого его здоровье ухудшается, и в конце 1960-х годов он нуждается в постоянном уходе.
Эшер скончался 27 марта 1972 года в госпитале нидерл. Diakonessehuis в Хилверсюме от рака кишечника. Похоронен в Барне на кладбище Ниве Алхемеен Бехраафсплаатц.
У Эшера было три сына: Джордж (1926), Артур (1928) и Ян (1938). Старший из них, Джордж, регулярно читает лекции о творчестве отца
Слайд 5Натюрморт с улицей
Натюрморт с улицей – это гравюра на дереве, которая
была впервые напечатана в марте 1937 года. Это была первая картина Маурица невозможной реальности.
Вдохновением этой работы была маленькая улица города Савона, Италия, который находится к западу от Генуи. Эшер говорил, что «Натюрморт с улицей» – это один из его любимых рисунков.
В этом произведении отчётливо узнаются две реальности.
Работа Эшера подчёркнуто относится к элитарному искусству. Это даже вызывало критику его творчества как непонятного рядовому зрителю.
Слайд 6День и ночь
Для произведения «День и ночь» характерно остроумное осмысление логических
и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.
В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства. Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.
Слайд 7Рептилии
На произведении Маурица Эшера «Рептилии» изображен стол, с расположенными на нем
предметами и рисунком рептилий собранных в виде мозаики. Рептилии оживают, ползают по кругу по предметам расположенным на столе и в конечном итоге возвращаются обратно в плоский рисунок.
На столе расположены обычные предметы — книги (та, по которой ползёт рептилия — учебник по зоологии), посуда, горшок с цветами, среди них выделяется металлический додекаэдр, на который рептилии поднимаются. Ящерицы маленького размера, но не кажутся безобидными, имеют настоящие клыки. Одна из рептилий, сидящая на грани додекаэдра, выпускает пар из ноздрей.
Для создания этой картины художник использовал фигурку из пластилина, которую передвигал по столу.
Впервые работа была напечатана в марте 1943 года.
Слайд 8Мозаика
Математически доказано, что регулярное замощение плоскости возможно только тремя правильными многоугольниками:
треугольником, квадратом и шестиугольником. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами, изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры.
Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот («Рептилии»).
Слайд 9Изразцы
Многие рисунки Эшера содержат взаимосвязанные изразцы в форме птиц, рыб, рептилий,
бабочек и других животных. Будучи совсем юным, живописец искал пути, которые дали бы возможность соединить элементы, казалось бы, по своей природе несоединимые, то есть не имеющие общих граней. Рисунок был его любимым предметом в школе.
Получив высшее образование в художественной школе, Эшер занялся проблемой профессионально. В 24 года он посетил Испанию, и в Гранаде увидел причудливые панно из керамических плиток , созданных древними дизайнерами, и украшавшими Мавританский дворец XIII столетия. Эти первые впечатления вдохновили художника на создание удивительных образцов мозаики.
Эшер испробовал множество различных способов создания необычного вида плиток.
Метод его стал очень прост после того, как художник выполнил несколько работ, и буквально ошеломил архитекторов и строителей..
Слайд 10Секрет Эшера
Американский математик Дорис Шатчнейдер, исследуя записи Эшера, пришел к выводу,
что тот создал собственную математическую систему для классификации изразцов. Он использовал специальные символы для описания того, как состыковать их между собой. Система позволила ему найти множество способов для скрепления самых невероятных форм, которые, казалось бы, по всем математическим канонам нельзя соединить воедино. Даже при самом близком рассмотрении невозможно приметить ни одного связующего элемента или материала. Над секретом Эшера до сих пор ломают головы дизайнеры всего мира. Однако пока еще никому не удалось разгадать тайну гениального художника, а его панно, выложенные самыми невероятными рисунками, — плоды мастерства и воображения, украшают лишь стены музеев да еще… редкие частные коллекции.