Слайд 1
Автор: Дрогалина Оксана
ученица 5б класса
Руководитель: Байбара Л.П.
учитель математики
Тамбов, 2017-2018
МАОУ СОШ №30 г. Тамбова
Математика – музыка разума.
Исследовательская работа
Слайд 21.Существует ли связь между музыкой и математикой?
А . Да-45%
Б. Нет- 31,67%
В.
Не знаю-23,33%
Слайд 3Цель исследования:
доказать, что математика и музыка тесно связаны, в них
есть очень много общего
Слайд 4Задачи исследования:
Выяснить, кто стоял у истоков теории музыки, были
ли в истории попытки связать математику с музыкой;
Найти общие понятия для музыки и математики;
Переложить числа (даты рождения одноклассников) на музыку и посмотреть как выглядят полученные аккорды при помощи осциллографа.
Слайд 5Актуальность темы.
На сегодняшний день музыка и математика – родные сёстры, они
созданы и помогают друг другу. Приучают к дисциплине, развивают эрудицию, творческие способности, внимание.
Слайд 6 Математика - это музыка разума.
Музыка - математика чувств.
Джеймс
Джозеф Сильвестр
Слайд 7История связи музыки и математики
Музыка существует
на земле тысячи лет. Одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор.
Он создал свою школу мудрости, положив в её основу два предмета - музыку и математику.
Пифагор считал, что гармония чисел схожа с гармонией звуков и что оба
этих занятия упорядочивают мышление и дополняют друг друга. Он придумал гамму из восьми звуков – это самая древняя музыкальная гамма, которая в дальнейшем усовершенствовалась в строй, состоящий из 12 нот.
Слайд 8Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью.
Эрнест Ансерме - профессиональный математик и
швейцарский дирижёр
Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета, прекрасный пианист, композитор
Карл Юльевич Давыдов - выдающийся виолончелист
имел «блистательные способности к чистой
и прикладной математике
Слайд 9Связь музыки и математики.
Общие элементы.
Первое совпадение - это цифровые обозначения.
Как
и в математике, в музыке встречаются цифры:
звукоряд – 7 нот,
нотный стан – 5 линеек.
Обозначения аппликатуры и размер произведения записывается тоже при помощи цифр.
Слайд 10Вариации в музыке
Существуют 3 типа вариаций: мелодические, ритмические и гармонические.
Вариации
в математике
Слово или число можно определить и описать многими способами, различными вариантами. Например 1/10 и 0,1 или словами - одна десятая.
Слайд 11Параллели в музыке
Параллельные тональности, мажор
и минор;
линии нотного стана всегда параллельны. Параллели можно увидеть и во внешней форме музыкальных инструментов: струны арф или органные трубы. Даже музыка может звучать параллельно, если одна и та же мелодия будет исполнена различными голосами, т.е. в унисон. Параллельно могут звучать голос и фортепианное сопровождение.
Параллели в математике
Линия или плоскость, равно отдаленная от другой линии или плоскости и никогда с ней не пересекающаяся .
Слайд 12Дроби в математике и музыке.
Ноты в музыке отличаются длительностью звучания. Длительности
нот соотносятся с дробями в математике.
Слайд 13
Ритм в музыке и математике.
В математике понятие ритм является синонимом слова
закономерность.
Ритм в музыке – чередование длительностей.
Слайд 14Пропорция в музыке:
Интервальные коэффициенты
октава 2/1, квинта 3/2 и кварта 4/3
Пропорция
в математике:
Равенство отношений двух пар чисел
Слайд 15Интервал.
В основе теории о математике и музыке лежит интервал.
В музыке интервал расстояние между двумя звуками, которое измеряется тонами и полутонами. Существуют основные интервалы между звуками:
Прима – 1
Секунда – 2
Терция – 3
Кварта – 4
Квинта – 5
Секста – 6
Септима – 7
Октава – 8
В математике интервалом называют множество точек числовой прямой, заключенных между двумя данными числами a и b, которое удовлетворяет условию а
Слайд 16Даты рождения учеников 5 «б» класса и соответствующие им ноты
Слайд 17Белевитина Ирина
Дрогалина Оксана
Золотова Анастасия
Епихина Ксения
Сыров Владислав
Шитов Даниил
Норский Павел
Татаринцев Артем
Даты рождения
учеников 5 «б» класса и соответствующие им ноты
Шкураева Дарья
Ковалев Никита
Слайд 18Белевитина И.
Ковалев Н.
Шкураева Д.
Татаринцев А.
Осцилло́граф — прибор, предназначенный для исследования (наблюдения, записи,
измерения) амплитудных и временных параметров электрического сигнала,
подаваемого на его вход, либо непосредственно на экране, либо записываемого на фотоленте.
Слайд 19 Изучив литературу и проведя свой
эксперимент я могу сделать выводы:
В ходе проведенного исследования мы проанализировали литературу, познакомились с пифагорейским учением о связи музыки и математики.
Были найдены соответствия между математическими и музыкальными понятиями.
Изучив работы ученых, мною было установлено, что в прошлом были неоднократные попытки рассматривать музыку, как один из объектов изучения математики. Таким образом, многие учёные в древности считали, что гармония чисел является сродни гармонии звуков и дополняет друг друга, музыку и математику.
Можно сделать вывод, что между музыкой и математикой существует тесная взаимосвязь, определяющая единство мира чисел и чувств.
Поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.
Безусловно математика и музыка тесно связаны, в них есть очень много общего.
Слайд 20АФОРИЗМЫ Об ИСКУССТВЕ И МАТЕМАТИКЕ
-Нельзя быть настоящим математиком, не будучи
немного поэтом. Т. Вейерштрасс
Музыка – наука, которая говорит о цифрах, находящихся в звуках
Алкуин Флакк Альбин
Она слишком музыкальна для математиков и слишком математична для музыкантов - остроты современников по поводу «новой теории музыки». Леонард Эйлер
Слайд 21Музыка — математика чувств...
Музыка — математика чувств,
Математика — музыка разума.
Архаическое сознание
Пусть
бытует и вечно здравствует,
Пусть из хаоса мироздания
Выявляет вечную музыку
И в полёте своем всегда
Бесконечность любви предчувствует,
Обостряя себя бессмертием,
Абстрагируясь до конца,
Теорему любви докажет
Нотной азбукой мудреца.
Слайд 22Загадки
Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью
исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно.
ДРОБЬ
Слайд 23Первый слог - нота,
Второй слог - нота.
А в целом -
Только часть
Слайд 24Две ноты – два слога,
А слово – одно,
И меру длины означает
Слайд 25СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением: Часть 1 /Агеева С.
И. – М.: ВО "Совэкспорткнига", ИГ "Истоки", 1991
2. Афонькин, С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления /Афонькин С.Ю. – СПб.: Литера, 2002.
3. Баранова Н.П. Кое-что о... Клубе Весёлых Математиков / Баранова Н.П. – Смоленск: Смядынь, 2001.
4. Деплан, И. Я. Мир чисел / И. Я. Деплан.- М.: Просвещение, 2005
5.Энциклопедический словарь юного математика.- М.: Педагогика, 1985
6.Энциклопедический словарь юного музыканта /сост. В. В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 2007. – 352с., ил.
7.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / ред. М. Д. Аксенова.– М.: Аванта +, 2006 – 688 с.: ил.
8.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /сост. А. С. Кленов. ; под ред. О. Г. Хинн. – М.: АСТ, 2010
Интернет ресурсы:
1. http://www.stonot.ru/
2. http://www.krugosvet.ru/
3. http://www.wikipedia.org/
4. http://ru.wikibooks.org/wiki