Слайд 1Математические задачи
как средство формирования метапредметных умений
Лиманская Мария Владимировна
МКОУ «Средняя общеобразовательная
с углубленным изучением
отдельных предметов школа №5»
городского округа город Фролово
Слайд 2Метапредметные результаты
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логические рассуждения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели для решения учебных задач.
Слайд 3 43200 590 21090
34000 50700
2100
Прочитайте числа. Что в них общего?
Уменьшите каждое число в 10 раз.
Уменьшите каждое из чисел в 100 раз.
Со всеми ли числами это легко сделать?
Вспомните, как увеличить дробь в 10, 100 и 1000 раз?
Кто догадался, как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
Приведите примеры.
Слайд 4Решение текстовых задач
Алгоритм решения задачи:
Чтение задачи.
Анализ задачи, ее схематическая запись.
Поиск
способа решения.
Разработка плана решения.
Осуществление плана решения, при этом исследование задачи, анализ решения.
Проверка результатов на достоверность.
Ответ.
Слайд 5Самостоятельное решение задач после коллективного разбора с последующей самопроверкой
Слайд 6Решение задач, связанных с жизнью.
1) Семья Пети летом переехала в новый
дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Петю сосчитать, сколько потребуется штакетника для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штакетин? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
2) Найдите сумму площадей стен комнаты, длина которой 6,4 м, ширина 3,5 м и высота 2,69 м. Ответ округлите до десятых.
Слайд 7Умышленно допущенные ошибки
1) (3x + 7) • 2 – 3
= 17
6x + 14 – 3 = 17
6x = 17 – 14 – 3
6x = 0
x = 0
2) Найдите ошибки в определении количества цифр в частном, не выполняя деления.
24780 : 7=*****(3540)
94423 : 47=****(2009)
22320 : 72=****(310)
13300 : 700=**(19)
Слайд 8 Задания на умение разделять процессы на этапы, звенья.
Какая последовательность
выполнения математических действий приведет к верному результату?
100 – (0,7 + 40,5 : 0,5) • 43 =
А)- + · : Б) : + · -
В) + - : · Г) + : - ·
Слайд 10Задачи на аналогию и исключение лишнего.
1. Подумайте, по какому правилу
составлен ряд чисел, и запишите еще несколько чисел этого ряда:
А) 1,2; 1,8; 2,4; 3;……
Б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5;….
2) Игра «Четвертый лишний»
В каждом ряду три числа обладают общим свойством. А одно число этим свойством не обладает. Укажите. что это за свойство и какое число лишнее.
А) 25 49 121 45
Б) 1 9 27 64
В) 14 35 39 42
Г) 18 102 33 44
Слайд 11Задание на определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов
На автомобиль погрузили 6 одинаковых контейнеров и 8 ящиков по 36 кг каждый.
Какова масса одного контейнера, если масса всего груза 2 т 4 ц?
Восстановите порядок действий для решения задачи:
2 т 4 ц = 2 400 кг
2 400 – 288 = 2 112 (кг)
2 112 : 6 = 352 (кг)
8 * 36 = 288 (кг)
А) 1 – 2 – 3 – 4; Б) 4 – 1 – 2 – 3;
В) 2 – 3 – 4 – 1; Г) 4 – 3 – 2 – 1.
Слайд 13Задания на классификацию
На какие группы можно разделить формулы
1. a(b+c)=
ab+ac
2. (a-b)c= ac-bc
3. (a+b)-c= ac-bc
4. a-(b+c)= a-b-c
5. Путь S= Vt
6. S площадь прямоугольника = ab
7. P=2(a+b)
8. V= S:t
9. S площадь квадрата = а2
10. a(bc)= (ab)c
11. ab= ba
12. a+(b+c)= (a+b)+c
Слайд 14Задачи на переливание, логические задачи, ребусы
Для приготовления компота требуется 1л воды.
Как, имея два сосуда емкостью 5 и 9 литров, налить 1 литр воды из водопроводного крана?
2) На скотном дворе гуляли гуси и поросята. Мальчик сосчитал количество голов, их оказалось 30, а затем он сосчитал количество ног, их оказалось 84. сколько гусей и сколько поросят было на школьном дворе?
3) Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, кто какое место занял, ребята ответили:
- Коля не занял ни первое, ни четвертое.
- Боря занял второе место.
- Вова не был последним из четырех.
Кто какое место занял?
Слайд 15Геометрические головоломки
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение
мысли
1) Из шести спичек составьте четыре треугольника со сторонами, равными длине спички.
2) Составьте фигурки, используя все части головоломки.
3) Продавец тремя прямыми разрезами разделил пирог на 8 равных частей. Как он это сделал?
Слайд 17Решение проблемных, исследовательских, занимательных, практических задач позволяет обучающимся:
адаптироваться в меняющихся жизненных
ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
учиться самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
грамотно работать с информацией;
становиться коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, учиться работать сообща;
самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.